Смекни!
smekni.com

Позитивная социология Огюста Конта (стр. 2 из 2)

Французский теоретик предпринял еще и попытку классифицировать науки. Все науки, по его мнению, составляют непрерывную шеренгу, в которой прогрессивно уменьшающейся общности и абстрактности соответствует прогрессивно возрастающая сложность и конкретность. Начиная от самых абстрактных и общих и переходя к конкретным дисциплинам, Контовская иерархия наук такова: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология, в ней каждая последующая наука менее абстрактна и исследует более сложные явления.

Из предложенной иерархии следует, что развитие конкретных наук невозможно без предыдущего изучения положений, установленных более абстрактными науками.

Социология появляется в арсенале человеческого знания, когда другие его сферы уже достаточно развиты.

Создание всеобъемлющей системы наук было необходимо фундатору социологии для изложения «позитивной философии», то есть того, что есть наукой в науках, и отделение ее от метафизики и религии. Социология завершала приход позитивной стадии развития человеческого познания, победу над схоластикой и мистицизмом прошлого.

Конт считал, что социологи должны изучать «социальные органы», как биологи живые «организмы», акцентируя на «органической целостности» и саморегуляции общества, части которого – взаимозависимы. Такой подход в социальном анализе получил название функционализма. Органические аналогии были обусловлены желанием основателей социологии опираться на авторитет биологии, успехи которой в 19-ом веке были общепризнанными.

4.Социальная статика и социальная динамика по Конту.

В социальном анализе О. Конт выделил два направления:

1) изучение социального порядка – социальную статику;

2) изучение социальных процессов и изменений – социальную динамику.

В плоскости первого исследуются предпосылки существования и законы функционирования общественной системы, а другого – законы развития и изменений социальных систем. Французский социолог поставил перед собой задачу: раскрыть законы социального существования в его организованных формах и процессах развития.

«Всеобщее благополучие», которое ученый положил в центр своего понимания общества – это последствие присущих человеку врожденных психологических черт, которые подталкивают его к общественной жизни. Эти черты сводятся к двум склонностям людей: быть в обществе себе подобных и делать вместе с другими добро другим. При этом необходимо преодолевать эгоистические стремления, которые подталкивают индивидов отрекаться от гражданского положения. В борьбе двух инстинктов: социального (альтруистического) и индивидуалистичного (эгоистического) в историческом развитии победил первый, и это реализовалось в наиболее распространенных формах социальной общности, таких как семья и трудовая кооперация. Предложенные Контом законы социальной статики – дифференциация, централизация власти и развитие общей морали – стали фундаментом его видения социального порядка.

Изучение законов развития общества в системе французского теоретика предполагается в плоскости социальной динамики. Под таким углом зрения рассматриваются «законы наследования», или модели изменений социальных систем во времени. Такие изменения обусловлены философскими доминантами социума. То есть, решающим фактором считается прогресс человеческого духа. Социальный прогресс – это продукт интеллектуального развития, который проходит 3 стадии – теологическую, метафизическую и, в конце концов, позитивную. Этим стадиям соответствуют определенные формы хозяйства, общественного строя, политики, искусства. Контовский «закон трех стадий» иллюстрирует его тезис, что социальное развитие зависит от интеллектуального развития человечества.

5.Формирование принципов социологического метода Конта.

Конт был одним из мыслителей, кто уделял большое внимание методологическим проблемам. В ответ на вопрос: как выделять, систематизировать и использовать факты социальной жизни? Он предложил несколько исследовательских принципов, сформулированных в 4 методах новой науки: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический анализ.

Метод наблюдения, по утверждению основателя социологии, это основной метод данной дисциплины. Опираясь на объективные данные, социология будет избавляться от ненаучных спекуляций. В то же время, Огюст Конт подчеркивал, что подбор эмпирического материала должен направляться теорией, иначе социолог получит просто нагромождение случайных, изолированных фактов, которые сами по себе мало что скажут: «Очевидно, что любые социальные наблюдения, статичные или динамичные…должен предусматривать…постоянное использование фундаментальных теорий». В отсутствии позитивной теории Конт видел основную преграду становления новой науки.

Экспериментальный метод заключается в том в обследовании процессов изменений под влиянием специально созданных для исследования условий.

Сравнительный метод заключается в сопоставлении подобных или отличных, прошлых или возможных элементов различных общественных форм для выяснения фундаментальных черт социального мир, сравнения жизнедеятельности разных народов для выведения общих законов их существования. При этом важно пользоваться этим методом в пределах определенной теории развития человеческого общества.

Исторические методы основываются на сравнении последовательных этапов развития человечества. Конт считал, что эти методы – наиболее специфичны для социологии. Сопоставление современного состояния с прошлым – этот своеобразный вариант сравнительного метода в широком историческом контексте – дает возможность выявить закономерности социальной динамики, систему общих законов общественного развития.

6.Вывод.

Значение личности Огюста Конта в истории социологии заключается в том, что он стал первым систематизатором социальных закономерностей, объединил идеи и выводы из широкого круга протосоциологии. Он сумел связать зачатки социальных знаний в определенную целостность – социологию, разработал модель новой науки.

По словам его известного ученика – Эмиля Дюркгейма, заслуга Конта состоит в том, что в результате анализа наук того времени, он констатировал присутствие определенной взаимосвязи в социальных процессах, которая требовала отдельной дисциплины для изучения. И даже если Конта не удалось создать новую науку «одним махом», от его основная идея – позитивизм, объективная характеристика социальной жизни, по словам Э. Дюркгейма, «была бесконечно плодотворной и пережила, намного пережила своего автора.

Огюст Конт понимал лучше чем большинство его приверженцв и последователей, значение выделения фундаментальных принципов социальной организации, раскрытие природы общественной жизни. Его активная защита принципов научности, аргументации необходимых черт новой науки стала прочным фундаментом той теоретической конструкции, которая в последствии утвердилась, как социология.