Психолог Л.И. Божович указывает на то, что первоначальное выполнение требуемых норм поведения воспринимается как некое обязательное условие для получения одобрения со стороны взрослых и, следовательно, сохранения тех положительных взаимоотношений с ними, которые так необходимы ребенку для его полноценного развития. (13)
Поэтому взрослые не должны забывать своевременно поощрить ребенка одобрить то или иное положительное действие его и высказать уверенность, что в дальнейшем он будет поступать подобным образом, В таком случае, как указывает известный немецкий ученый Д.Фридрих, "полезные, значимые, одобряемые окружающими способы поведения будут чаще повторяться, преобразовываясь во внутреннюю структуру поведения.
Что касается проступков детей, то ни один из них не должен ускользнуть от внимания взрослых. Причем, особенно важно высказать неодобрение по поводу проступка ребенка сразу же после его совершения, так как "такая быстрая последовательность событий ведет не только к прекращению проступка, но и к образованию определенного побочного результата, а именно: то побуждение, которое привело к совершению неодобряемого поступка после некоторого числа повторений начинает ассоциироваться с причиненными неприятными ощущениями, - отмечает криминолог А.М. Яковлев. (55, 145)
Таким образом, ассоциативная связь возникает именно между побуждением к совершению неодобряемого действия и неприятными ощущениями, эмоциями, которые испытывает ребенок. После определенного числа повторений данной цепи связь между ее составными элементами становится настолько прочной, что вновь возникающие побуждения к совершению неодобряемого действия могут сами по себе вести к образованию независящей от воли ребенка автоматической условной реакции, блокирующей эти побуждения. Если эта реакция окажется достаточно сильной, ребенок неодобряемого действия не совершит. При этом, естественно, необходимо учитывать также специфику детского возраста: детям не всегда понятен смысл запрета взрослого, но даже если они и понимают правильность предъявляемых им требований, то не все могут сдержать свои желания.
В связи с этим, запрещая какое-то действие, следует, во-первых, всегда давать доступную возрасту ребенка словесную оценку неодобряемому действию. Например, разъяснить, что нельзя брать без разрешения не только данную, конкретную вещь, но и все остальные вещи, принадлежащие другим людям, так как это плохой поступок — кража. Надо стремиться выработать у ребенка не только правильную привычку, но и общее правильное отношение (в данном случае — отрицательное отношение к воровству в целом, а не просто привычку не брать чужие вещи).
Во-вторых, необходимо следить, чтобы ни один, даже самый незначительный проступок ребенка (совершенный им часто по неведению) не оставался незамеченным, не вызвал надлежащую реакцию окружающих. Очень правильно писал по этому поводу А.С. Макаренко: «Первый случай детского воровства - это не воровство, это "взял без спросу". А потом это делается привычкой, воровством». (38, 468)
Детские проступки, как правило, не так опасны для окружающих, как для самого ребенка. Если вовремя не остановить ребенка, совершившего первый (пусть даже очень незначительный) проступок, не разъяснить ему в доступной форме ошибочность его действий и не научить, как действовать правильно, у него может постепенно сформироваться неправильное отношение к окружающей действительности, искаженное понимание основных нравственных ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе.
Таким образом, ранняя профилактика трудновоспитуемости детей должна, по существу, начинаться с первых же дней рождения ребенка. Она заключается в правильной организации систематического, целенаправленного воспитательного воздействия, которое осуществляется в основном семье.
К сожалению, практика свидетельствует о том, что родители не всегда состоянии предупредить возникновение отклонений в нравственном развитии ребенка. Некоторые из них не обладают необходимым уровнем психолого-педагогической подготовки, другие в силу объективных причин (занятость на работе, частые командировки, длительные болезни) не имеют возможности уделять достаточно времени воспитанию ребенка, общению с ним, наконец, третьи — вообще не желают заниматься воспитанием. Их забота о детях, в лучшем случае, ограничивается тем, что они одевают и кормят его. К тому же, часто такие родители сами служат ярким образцом отрицательного поведения. Дети в таких семьях не получают соответствующих их возрасту морально-этических знаний и имеют в результате этого пробелы или отклонена в системе субъективных отношений. Некоторые из них уже в раннем возрасте, вследствие продолжительного пребывания в неблагоприятной социальной микросреде, приобретают навыки аморального поведения и обладают определенным жизненным опытом отрицательного характера. Это, конечно, не означает, что ребенок, который воспитывается в неблагоприятной семейной обстановке, фатально обречен, стать неполноценной в нравственном отношении личностью. За судьбу детей отвечает не только семья, но и школа, общественность.
Важнейшей задачей школы, социального педагога является систематическая и целенаправленная пропаганда педагогических знаний среди населения, использование всех форм и методов работы с семьей для того, чтобы помочь родителям в выполнении возложенных на них обязанностей, максимально и наиболее эффективно использовать потенциальные возможности семьи в общественном воспитании детей. В этом плане особые надежды возлагаются на первичные ступени педагогической пропаганды: работу с молодыми людьми, которые вступают в брак и будут иметь детей, с родителями детей раннего и дошкольного возраста, младших школьников.
Система общественного воспитания, включающая дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, разнообразные внешкольные и другие учреждения, призвана компенсировать недостатки семейного воспитания, обеспечить коррекцию отношений личности. Школа, как ведущее и основополагающее звено этой системы, располагает научно обоснованной методикой воспитания, высококвалифицированными педагогическими кадрами, необходимой материальной базой. Все это создает благоприятные возможности для осуществления профилактических мероприятий, направленных на предупреждение трудновоспитуемости детей.
Если выше шла речь о ранней профилактике трудновоспитуемости детей в широком значении этого слова, т.е. предупреждении появления любых отклонений в нравственном развитии ребенка, то в школе профилактическая работа наряду с этим приобретает и более узкую, конкретную направленность, содержанием которой является повышение уровня воспитанности отдельных учащихся. Начинать следует с момента выявления самых первых, незначительных симптомов, свидетельствующих о неблагополучии в духовном развитии ребенка или его ближайшего социального окружения.
Особое внимание необходимо уделять учащимся начальных классов, для которых приход в школу является очень сложным и ответственным периодом социальной адаптации.
Социологи и криминологи рассматривают процесс социальной адаптации несовершеннолетних как период наиболее вероятных ошибок стрессов, разочарований, которые создают субъективные предпосылки для возникновения конфликтных жизненных ситуаций и нередко способствуют формированию у подростка противоправного поведения. Период адаптации в школе - один из наиболее напряженных периодов социального становления личности, ребенку приходится привыкать к новым условиям и режиму работы, новым людям, системе требований к себе и оценок себя как личности со стороны окружающих. Быт, вся жизнь семилетних детей всецело зависит от взрослых, и они, взрослые, в первую очередь социальный педагог и родители, определяют успехи и неудачи социализации личности школьника на данном этапе. Более того, в начальных классах во многом предопределяется и общая направленность социализации учащегося. Следовательно, причины "неожиданных” превращений подростков в трудных, будь то в 4—6-м или даже 8-9-м. классах, следует искать в начальной школе. "Без преувеличения можно сказать, что иногда одно слово, сказанное учителем первокласснику в ту минуту, когда его чувствительное сердце доверчиво открыто перед людьми, определяет судьбу ребенка на всю жизнь", — писал по этому поводу В.А. Сухомлинский. (51, 476-477)
Оценивая социальную адаптацию в начальных классах как важнейший этап работы по ранней профилактике трудновоспитуемости школьников, не следует, однако, забывать, что педагогическая запущенность или трудновоспитуемость как система устойчивых отклонений в отношениях не типична для 7- 10-летних ребят. Исследователи отмечают, что в младших классах ребенок, безусловно, ориентируется в нормах поведения на учителя. (43, 56)
Дети приходят в школу с желанием учиться, узнать новое, интерес к знаниям у них тесно переплетается с отношением к учению как к серьезной, общественно значимой деятельности они обнаруживают исключительно добросовестное и прилежное отношение к делу.
После рассмотрения указанных возрастных характеристик младших школьников становится понятным, что негативизм, упрямство, самоуверенность, неадекватно высокая оценка своих способностей, знаний и умений, которыми объясняется большинство проступков ребят этого возраста, не свидетельствуют о нежелании учиться или о неуважении к учителю, скорее, наоборот, ребята могут демонстрировать эти качества с целью быть замеченными.
Предупредительная работа на этом этапе заключается в умении социального педагога увидеть неблагополучие в духовной жизни маленького школьника в классе или дома, понять причины его дискомфорта и помочь ему преодолеть трудности, с которыми сам он не в силах справиться. Поскольку авторитет педагога здесь очень высок (психологи отмечают, что он даже выше родительского), и влияние его осуществляется на базе учения - основной, ведущей деятельности маленького школьника, то можно предполагать, что личность каждого ученика начальных классов развивается в соответствие с тем проектом, который составил для него социальный педагог. Капитуляцию же учителя в виде убежденности в "неисправимости" ребенка, следует расценивать как непременное условие закрепления в поведении детей неодобряемых обществом поступков и одну из причин появления первых форм педагогической запущенности.