- экспериментированием,
- стремлением поучить новый опыт,
- поиском удовольствия или расслабления,
- открытием двери в группу сверстников,
- средством стать участником субкультурного жизненного стиля,
- способом разрешения конфликта или снижения напряжения,
- актом отчаяния и т.д.
Глава3.Профилактические работы.
3.1Возникновение и эволюция системы профилактики наркологических заболеваний у детей.
- . Очевидно, что состояние проблемы профилактики молодёжной наркомании добиться сколько-нибудь заметных результатов в решении проблемы наркомании невозможно без организации адекватной профилактической работы. Профилактика подростковой и юношеской наркомании становится одной из важнейших задач общества. Это осознает сегодня подавляющее большинство населения от государственных чиновников всех уровней до обычных, рядовых граждан. Вместе с тем разработка и внедрение первичной профилактики наркомании у подростков и молодежи оказываются чрезвычайно затруднены в силу ряда обстоятельств, важнейшими из которых являются следующие:
· Недостаточно ясным остается вопрос о том, к чьей компетенции относится реализация антинаркотической работы с молодежью. Какие ведомства должны взять на себя затраты и ответственность по её проведению. Нерешенность этого вопроса приводит к тому, что, с одной стороны, государственные средства, выделяемые на профилактику наркомании, распыляются по различным ведомствам, которые реализуют плохо согласованные друг с другом мероприятия, эффективность которых трудно оценить, а с другой- ведомства, имеющие непосредственное отношение к профилактике наркомании среди молодежи, всячески дистанцируются от этой работы.
По-прежнему неопределенным является вопрос о том, усилиями каких специалистов - педагогов, врачей, психологов - должна вестись антинаркотическая работа с молодежью. Очевидно одно: усилия педагогов недостаточны в силу низкой осведомленности в вопросах наркомании, а усилия медиков ограничены недостаточностью навыков работы с детьми. И в том, и в другом случае мы сталкиваемся с различными аспектами некомпетенции, сформировавшими господствующую ныне модель профилактики, основа которой – запугивание и дезинформация.(9,с86)
Подготовка педагогов и психологов для такой работы заключается в предоставлении им комплексной информации по тем или иным вопросам наркологии, оптимальной тактике поведения с детьми и подростками, имеющую склонность к наркомании, мерам первой помощи при отравлении ПАВ и некоторым другим аспектам.
· Практически отсутствуют научные обоснования программ первичной профилактики наркомании среди молодежи.
· Существующие в настоящее время единичные методические рекомендации составлены врачами-наркологами и носят ознакомительный характер. Отсутствие обоснованных и проработанных программ профилактики наркомании приводит, с одной стороны, к сохранению запугивающей модели, а с другой – к стремлению внедрить в российских условиях зарубежный опыт. Неэффективность первого подхода очевидна, и его сохранение в нынешних условиях означает, пустую трату средств, профессиональных усилий и поистине драгоценного времени. Вопрос эффективности зарубежных антинаркотических программ требует специального изучения. Однако даже сейчас ясно, что без учета культурологического аспекта молодежной наркомании эффективная адаптация зарубежных программ невозможна.
· До сих пор в медицине и психологии отсутствует системный подход в понимании наркомании как явления. Узкопрофессиональное видение приводит к формированию восприятия наркомании как болезни, психоза, неспецифической формы личностной защиты и др. Вместе с тем очевидно, что речь идет о системном явлении, адекватное понимание которого возможно лишь с позиции системного подхода.
· Сегодня мы можем констатировать наличие некоторых результатов в изучении наркомании с позиций наркологии, психиатрии, биохимии, физиологии, психологии. Однако сколько-нибудь существенных результатов в профилактике наркомании в молодежной среде вряд ли можно добиться без разработки педагогического аспекта антинаркотической работы. В настоящее время таких исследований практически нет. Существует лишь единичные и слабые в методологическом плане попытки осмысления опыта деятельности наркоманских общин, существующих во многих странах мира, в том числе и в России (9,с87)«современная превентология, чья главная цель-здоровый образ жизни, актуализирует сложное, системное представление о здоровье. Оно включает три компонента: физиологическое, психическое и духовное ( моральное, нравственное) здоровье. Последние два объединяются в понятие «душевное здоровье», представляющие по своей природе культурно- исторический феномен. Поэтому в подходе первичной профилактики (ПП) с позиций системного представления о здоровье приоритетное значение приобретает идеологическая составляющая и в особенности психогигиеническая функция культуры. Деструктивные, связанные с запугиваем, методы ПП заменяются на конструктивные, направленные не на изменения или на разрушение спонтанных аттитюдов (социальных установок), а на формирование таких установок и смысловой ориентации личности, при которых наркотики не являются ценностями.
Оппозиционная к традиционным методам санитарного просвещения и специальной пропаганды конструктивная ПП в последнее десятилетие стала в странах Запада необходимым элементом воспитания подрастающего поколения.
« Предпосылки формирования конструктивной ПП впервые возникли около 30 лет тому назад, когда антинаркотическое информирование детей было объявлено в США одним из национальных приоритетов. Однако уже в 1973 году национальной комиссией по марихуане на антинаркотическое информирование был наложен мораторий. Специальными исследованиями было показано, что информационный подход не эффективен. Широко практиковавшиеся запугивающие сообщения в СМИ, включая свидетельства бывших наркоманов, приводили к искажению баланса информации в пользу мрачных сторон явления. Лекции специалистов нередко, возбуждали интерес к психоактивным веществам.
Детальное изучение потенциальных возможностей использования феномена страха для деструкции нежелательных и формирования желательных аттитюдов выявило их принципиальную ограниченность. Слабая и средняя интенсивность запугивающей информации больше влияет на поведение, чем сильная, а сильная способствует принижению значимости или даже отрицанию угрозы. Эффективность сильного страха если и может быть высокой, то всегда кратковременна. Изучение специальной модели параллельных процессов – страха и аттитюдов- обнаружило, что для реального изменения последних, необходимо снабдить запугивающую информацию рекомендацией по целесообразным практическим действиям»(9,с90)
Таким образом, применение информационной модели ПП, основанной на предположении, что предъявления страшных факторов или «правды» о наркотиках достаточно для предотвращения их употребления, имело важнейшие последствия. Широко распространилось убеждение: возрастание объема знаний о наркотиках в принципе недостаточно для изменения социальных установок подростков; в то же время оно может способствовать пробуждению интереса и приобщению к ПАВ.
Информационный период развития моделей ПП способствовал прояснению многих частных, прежде спорных моментов. Переосмыслению подвергались цели и содержание, конкретные методы и процедуры ПП. На место прежней цели – достижения абсолютной абститенции, т.е. полного отказа от немедицинского употребления каких-либо ПАВ, встала иная – формирование здорового стиля жизни. Это сложная комплексная проблема, предполагающая возможность ответственного минимального употребления ПАВ. Осознание необходимости формирования ответственного поведения детей, в свою очередь, привело к дальнейшей перестановке акцентов в профилактической работе. В её фокусе оказались не химические вещества и вызываемые ими эффекты, а люди и анализ причин употребления ими наркотиков. Фиксация этого поворотного момента означала рождение нового поведенческого подхода.
Описание принципов, содержания и структуры современной поведенческой модели ПП следует предварить уточнением основных рабочих её понятий, так как многие из них сформировались по мере перехода к данной модели от предыдущей, информационной. Так, и вокруг ПАВ включаются некоторые медицинские препараты, табак, алкоголь, токсиканты ( например, средства бытовой химии) и наркотики. Злоупотребление ПАВ понимается по-разному, в соответствии с политикой каждого конкретного государства по отношению к наркотикам. Например, конечной целью ПП в Голландии считается снижение риска употребления «тяжелых» наркотиков; а в Англии-умение ответственно употреблять ПАВ; в США, Австралии-полный отказ от немедицинского употребления ПАВ.
Современная американская модель ПП направлена на формирование устойчивости детей к приобщению к любым ПАВ. Работа с «экспериментаторами», то есть с детьми и подростками, вовлечены в употребление ПАВ, но без формирования каких-либо форм зависимости, относится к области вторичной профилактики, а преодоление зависимости – к третичной.
Ученые из НИИ наркологии МЗ РФ подробно описывают поведенческую ПП. Главная цель ПП – формирование определенного типа поведения молодежи в масштабах всего общества, хотя ее декларирование требует пояснений.
« Так, масштабы необходимых изменений выглядят пугающе огромными и неосуществимыми. Однако, как показал опыт информационной ПП, другие пути являются паллиативом. Вне системных изменений в той сфере жизни общества, которая касается ПАВ, эффективная ПП невозможна. Эти изменения предполагают утверждение разумных форм личного и коллективного поведения, а так же совершенствование условий жизнедеятельности, т.е. затрагивают обе части системы «подрастающее поколение – общество». Эффективная ПП требует сочетания трех необходимых элементов. Это: специальное воспитание и обучение детей; четкая деятельность правоохранительных органов; создание положительных жизненных альтернатив злоупотреблению наркотиками. Очевидно, что в этом случае цель ПП объединяет представителей всех слоев общества и различных организаций стремлением способствовать здоровому будущему собственных детей»