Синтетическая :Характерная черта исследований-оптимизм,утверждающий возможность глобального познания общества и его законов на основе синтеза естественнонвучных и социальных знаний.Господствующий тип исследований –позитивистские модели общества,дополняемые в той или иной форме элементами натурализма.В онтологическом плане общество трактовалось либо в духе холизма как надындивидуальный организм (органицизм,географический или экономический детерминизм),либо в духе монадологии ,исходящей из первичности индивидуального субъекта (личности) и сочетания естественных социальных законов с моральной санкцией,реальности и идеала(психологическое направление).
Широкое увлечение в России марксистскими идеями имело те же причины,что и увлечение позитивизмом. В целом,по словам Н.А Бердяева,чтобы понять судьбу марксизма на русской почве,причины возникновения из него ряда новых течений,нужно видеть его изначальную двойственность.С одной стороны ,марксизм выступает как доктрина социологического детерминизма,обосновывающая ведущую роль экономики и социальных структур в обществе – в этом и есть социолгическая значимость марксизма.С другой стороны,как и большиство ранних социологических теорий ,марксизм попытался стать теорией не только сущего, но и должного ,в этическом духе описать идеальное общество,где человек освобождается от пут экономической детерминациии становится в полном смысле слова свободным.При этом утверждается абсолютная возможность создания такого общества в реальности и обосновываются пути его достидения.Эти две стороны марксизма вступили в неразрешимое притиворечие.Попытки разрешить и определили эволюцию русского марксизма.
В итоге выявились три течения:1.ортодоксаное по форме и содержанию,обосновывающее в духе экономического детерминизма пути естественной социальной эволюции России (Г.В.Плеханов); 2.ортодоксальное по форме,но стремящееся к неортодоксальному содержанию посредством попыток логически соединить теорию сущего и теорию должного (В.И.Ульянов-Ленин).Фактически же произошло соединение экономического материализма с устаревшими тезисами русской субъективной социологии,что привело при внешней научности к воссозданию субъективизма в единстве с политическим тоталитаризмом,к дегуманизации социальной теории;3.неортодоксаное,критическое направление,первоначально пытавшееся соединить марксизм с иными методологическими принципами,а затем полностью отошедшее от него и создавшее собственное социологическое видение мира.(Н.А.Бердяев,С.Н.Булгаков).
Аналитическая :К концу XIX века в российской социологии усиливается критика натуралистических и позитивистских моделей,жесткого редукционизма,не позволяющих выявить специфику социального.На передний план выходит антипозитивистская ориентация,лидером которой становится неокантианство.Весьма близко к неокантианству начинается обоснование социологических идей в рамках русской религиозной философии.Выдвигается лозунг восстановления идеализма.В целом аналитическую фазу можно назвать стадией теоретико-методологической критики.Господствующий тип исследований-ценностные модели общества,социокультурный анализ .Неокантианство рассматривает общество не как организм,а как организацию духовно-нормативного типа,закономерности которой носят характер целевой необходимости.Реализация последней зависит от основанного на определенных ценностях выбора людей.Различного рода социальные структуры и институты есть только типы поведения людей.В гносеологическом плане подчеркивалась специфичность социального познания и наличие границ рационализации социальности.Утверждаются принципы индетерминизм,интроспеции,нормативизма.Основные проблемы: индивид-норма-культура,реальное и едеальное в социуме,мотивация действия.
Аналитическо-синтетическая: Уже на предыдущей фазе конкретные школы явно ощущали необходимость взаимодополне-ния.Лидирующими являются две ориентации-неопозитивизм и «христианская социология»,которые ,внешне не принимая друг друга,идут фактически к одной цели.
В социальной онтологии проебладает тенденция к синтезу холизма и монадологии,к описанию общества как целостного организма,элементы которого связаны функционально.В социальной гносеологии утверждается стремление к методологическому объективизму на основе умеренного эволюционизма,синтеза реализма номинализма,мягкого редукционизма.Основная проблематика :теория социального взаимодействия ,его факторы и способы объяснения.При этом в отличие от предыдущих этапов проблема социально должного снимается как научная проблема,таковой является только социально сущее.
За период с 60-х годов XIX века по 20-е годы ХХ века социология достигла высокой степени зрелости,развитой культуры анализа ,сформировала необходимые институты.Четко осознана не обходимость другими, а на основе принципа их дополнительности.Формы реализации такой интеграции были обоснованы русскими мыслителями уже в эмиграции(П.А.Сорокин,С.Л.Франк).Социология приобрела твердую собственную основу для перехода в качественно новый этап.Важно иметь в виду,что российская социология ни укого не ходила в ученицах и находилась в равноправном диалоге с западной мыслью.
II.К началу 20-х годов немарксистская социология в Советской России располагала значительной институциональной базой,и ее влияние ощущалось на протяжении всех 20-х годов.Уже в первые годы Советской власти социологи немарксисткой ориентации (П.А.Сорокин,Н.И.Кареев,В.М.Хвостов) издали ряд монографий и учебных пособий.Важным событием стал выход в свет сочинения П.А.Сорокина «Система социологии».Интенсивный процесс развития немарксистской социологии был остановлен прямыми репрессиями.Осенью 1922 глда многие ведущие професора-обществоведы были высланы во всех из страны.В конце 1922 года закрываются кафедры общей социологии во всех центральных университетах,журналы «Мысль», «Экономист», а к концу 1924 года-все оппозиционные журналы.
В принципиально иной ситуации оказалась после Октябрьской революции марксистская социология.Уже в мае 1918 года ,готовя проект постановления Совнаркома «О социалистической Академии общественных наук»,В.И.Ленин записал: «Одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований» [33.Т.27.С.368].С середины 20-х годов стали создаваться кафедры марксизма-ленинизма во всех вузах страны.В конце первого послеоктябрьского десятилетия прекратили деятельность Филосовское общество ,Большая академия духовной культуры,Социологическое общество и другие независимые объединения обществоведов.
Приобретая академическую респектабельность и государственную поддержку,марксистская социология приспосабливалась к сложившемуся разделению научного труда в обществознании.Именно в начале 20-х годов в марксистской литературе прочно утвердился термин “социология”,стали появляться первые монографические и учебные курсы.Это был период острых дискуссий по поводу социологического наследия Маркса-Энгельса-Ленина,содержания основных теортических концепций максизма и категорий исторического материализма.Многие социологи марксистской ориентации отличались европейской образованностью,хорошим знанием трудов своих западных коллег,научной терпимостью и недогматическим отношением к социологическим идеям Маркса.Поэтому дискуссии часто носили творческий характер.
В марксистской и немарксистской литературе 20-х годов широкое распространение получили позитивистские и натуралистические трактовки общественных явлений.Их теоретической базой стали различные направления “поведенческой психологии”: “коллективная рефлексология” В.М.Бехтерева, “биолого-исторический материализм”Н.А.Гредескула, “психологический бихевиоризм”А.М.Боровского,К.Н.Корнилова и др.Поскулат единства законов природы и общества был очень популярен.Открытое влияние позитивизма было подавлено к началу 30-х годов,хотя в неявной форме его воздействие всегла присутствовало.
Особенно популярны в 20-е годы были различные варианты биологизации общественных процессов,попытки соединить дарвинизм с марксизмом,идеи Фрейда и Маркса.Биологизация общественных явлений часто сочеталась с психофизиологизацией поведения человека (В.М.Бехтерев,А.Иванов-Смоленский и др.).Сторонники психофизиологического редукционизма (В.М.Бехтерев и др.) сводили любые ,даже самые сложные формы человеческой деятельности к простым актам рефлекторного поведения.
Многие марксистские издания были заполнены механически-ми концепциями,воспроизводившими старые идеи механической школы в социологии, «социального энергетизма»(П.С.Юш-кевич,А.А.Богланов).К сожалению,ряд перспективных направлений ,лежажих на стыке социологии,биологии,физиоологии,психологии,к началу 30- годов был свергнут под влиянием радикальной марксистской критики.Институализация марксисткой социологии в 20-е годы актуализировала проблему ее предметного самоопределения .Эти проблемы рассматривались во многих публикациях тех лет.В этой же связи усилилась критика позитивистского идеала социологического знания.Большинство марксистов начала 20-х годов рассматривали исторический материализм как распространение принципов материалистической диалектики на общество.В 1929 г. в Москве прошла дискуссия на о марксистском понимании социологии.Ряд ученых считали исторический материализм общей социологической теорией,т.е. наукой ,имеющей тот же гносеологический статус,что и другие фундаментальные науки:физика,химия и т.п.Такой подход противоречил марксистской традиции.Трактовка исторического материализма как общей социологической теории являлась определенной модернизацией учения Маркса и поэтому в течение многих последующих лет вызывала возражения ортодоксальных марксистов.После широких дискуссий о содержании и методологической роли понятия «общественно-экономическая ыормация»марксисьская социология стала определяться как наука о закономерностях развития и смены общественных формаций.