В христианской общине женщина наделялась всеми правами на общих основаниях; из Посланий апостола Павла явствует, что женщина рассматривалась как полноценная христианка. Римские критики христианства утверждали, что христианскими общинами управляют женщины. В периоды гонений женщины-христианки проявляли стойкость и приверженность религиозным идеалам наравне с мужчинами. Тот факт, что женщин почитали как святых и мучениц, демонстрирует их активную роль в общинах и высокий религиозный статус.
Одновременно в христианстве сохраняется и восходящая к иудейской традиции тенденция оттеснения женщины на второстепенные позиции и религиозной практике. В Посланиях апостола Павла подчеркивается, что женщине не дозволяется «учить», то есть выступать с проповедями и заниматься теологической интерпретацией Писания. Женщине запрещено входить в алтарное помещение церкви, она не может принять сан священнослужителя (за исключением некоторых протестантских конфессий).
Христианство характеризуется также особой – не свойственной в такой мере другим религиям – тенденцией к половому аскетизму и безбрачию. Идеалом верующего считается личность, целиком преданная Христу и сохраняющая во имя него целомудрие. Отсюда обязательное требование целибата, то есть безбрачия и абсолютного воздержания от половых отношений, предъявляемое к священнослужителям Римской католической церкви. Отсюда и та особая роль, которая в христианстве отводится монашеству и отшельничеству, как мужскому, так и женскому. В отличие от иудаизма, предписывавшего обязательное вступление в брак всем половозрелым мужчинам и женщинам, христианство превыше всякого другого состояний оценивает девственность; брак рассматривается как вынужденная уступка влечениям плоти, предназначенная для тех, кто не в силах подавить их усилиями воли. Но наивысшей доблестью для христианина является сохранение целомудрия. Вне всякого сомнения, первоначально сильная аскетическая тенденция, преобладающая в христианстве, была направлена против гиперсексуализма эллинистической культуры, против широко распространенной в ней и открыто признанной педерастии, культовой и обычной проституции, содомии и т. п. /9, 115/
В свете скорого и неизбежного наступления царствия Божия брак рассматривался как принадлежность старого миропорядка, которая прекратит свое существование вместе с ним. Обитатели нового мира «не женятся и не выходят замуж, а живут подобно ангелам на небесах», как утверждает Евангелие от Марка. Поскольку старый миропорядок доживает последние дни, уже нет необходимости вступать в брак; это только приносит ненужные страдания, и потому, согласно апостолу Павлу, неженатым и незамужним «лучше оставаться, как есть ».
Аскетические тенденции, присущие христианству, особенно отчетливо проявились в мировоззрении гностических сект, видевших в сексуальном влечении выражение демонического начала. Сознательное отвержение христианами половой морали окружающего их общества эллинистической эпохи поддерживало первоначальный аскетизм и способствовало его дальнейшему закреплению в качестве официальной позиции христианской церкви по отношению к сексуальности.
Реформация смягчила аскетический подход римско-католической церкви к половым вопросам. Прежде всего это выразилось в отмене целибата для лиц духовного звания, даже для высшего духовенства. Восточные православные церкви остановились на компромиссном решении проблемы: рядовым священнослужителям разрешается вступление в брак, тогда как представители высшей иерархии обязаны соблюдать целибат.
Отдельную проблему составляет отношение к контролю над деторождением. Раннее христианство, как и иудаизм, видело главную рациональную цель брака в деторождении. Для христианства всех времен принципиальный подход к вопросам деторождения всегда состоял в отрицании какого-либо ограничения. Христианство всегда критически относилось к использованию контрацептивов и любых методов предохранения. Прерывание беременности на любых сроках без веских медицинских оснований рассматривается как смертный грех. Церковь строго запрещает аборты.
Проблема контроля рождаемости перешла в новую фазу благодаря изобретению и массовому распространению средств контрацепции. Вторым важнейшим фактором стало формирование в послевоенном мире нового свободного отношения к сексу, получившее название сексуальной революции. В этой ситуации в христианстве возникло расхождение взглядов: протестантские церкви рассматривают сознательное планирование семьи в пределах христианской социальной этики как жизненную необходимость. В противоположность им Римская католическая церковь в специальных энцикликах полностью запрещает все способы контрацепции. Современные экономические и демографические проблемы, новые возможности, предоставляемые социальным и технологическим прогрессом, требуют более глубокого осмысления в контексте христианской культуры проблем планирования семьи. /16, 359/
Можно сделать следующий вывод, что семья постоянно находилась под контролем церкви и достаточно сильно церковь влияла на семью, можно даже сказать, что церковь «создавала» тип семьи. На востоке, где принято мусульманство - полигамия, у христиан - моногамия, семья всегда жила по церковным канонам, даже нынешние семьи, которые не причисляют себя к верующим все равно подвержены влиянию той веры, которую они впитывали с детства.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Так сложилось, что с развитием цивилизации семья переложила часть своих забот на другие социальные институты и организации, тем самых родители получили больше свободного времени, а дети более широкую возможность к социализацию в обществе.
Взаимосвязь семьи и других социальных институтов проявляется с самого момента рождения ребенка и чем эта связь более налажена, тем легче ребенку проходить все этапы становления полноценной личности.
Социальная среда способствует усвоению общественных социальных норм и культурных ценностей, причем базисной основой является семья, где закладывается фундамент личности, дальнейшее строительство которой затем осуществляет школа, затем следующее учебное заведение, затем рабочий коллектив и т.д.
Целью моего исследования была семья и социальные институты, влияние их взаимоотношений на растущее поколение. Я считаю, что я достиг желаемой цели, так как определил роль влияния этих институтов на семью, методы подхода работы с семьей, а также определил роль влияния семьи на дальнейшее успешное формирование личности и ее социализации.
Ребенок, как я уже высказывался неоднократно, начинает свою социализацию в семье, однако семья сталкивается с необходимостью общения с больницами, школами, детскими учреждениями, школами, трудовым коллективом, спортивными секциями, учреждениями культуры, с государственными ведомствами, с неформальными объединениями, церковью, друзьями и множеством других организаций, именно во взаимодействии всех этих организаций и учреждений и проходит становление юной личности, и чем взаимоотношения у семьи с этими организациями лучше налажены, тем вырастает более социализированная, более успешная личность.
1. Березкина Н.П. Педагигика общественно-политической деятельности.// Педагогика. - №7; 1990
2. Гуров В.Н. Семья и школа: деятельностные взаимоотношения.// Педагогика. - №7; 1992
3. Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы, кто они есть? – М.,2000.
4. Нейл смелзер "социология" Москва 1994 г. ст.168.
5. Купцова В.И. Человек и общество. Современный мир. - М.,1994г.
6. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. - М., 1989.
7. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М.,1987.
8. Павлов Б.С. Матери. Отцы. Дети. - М., 1984.
9. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М.,1995
10. Щуркова Н. Ценностные отношения в воспитании школьников. -№3; 1999.
11. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М., 1979.