I. Продолжительность жизни.
Средняя продолжительность жизни в нынешней России составляет 57 лет для мужчин и 72 года для женщин. К примеру, для США, Канады, Фран-ции, Германии и других развитых стран мира этот показатель равен соответственно 73-80 годам. А для Японии - 76 и 82. Таким образом, рос-сийские мужчины сегодня живут в среднем на 16, а женщины - на 8 лет меньше, чем на Западе. Особенно тревожен разрыв между сроками жизни противоположных полов - 15 лет. Такого нет нигде. "Нью-Йорк Таймс" пи-шет, что Россия стала первой промышленно развитой страной, пережившей столь резкое сокращение населения в подобных условиях.
Примечательно, что разрыв показателей продолжительности жизни мужчин и женщин увеличивается аж с конца XIX века, достигнув почти девяти лет в 1968-1971 годах.
Разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин обусловлен не только биологическими факторами, на счет которых можно отнести четыре-пять лет такого рода различий. Остальные годы разрыва вызваны действием специфических факторов.
И тем более важно выяснить причины происходящего в нашей стране, если "небиологический разрыв" достигает 10 лет, что чрезвычайно пугает.
II. Рождаемость.
На протяжении последних ста лет в России произошли огромные изме-нения в уровне рождаемости, отражающие переход от традиционного к но-вому, современному типу репродуктивного поведения .
Традиционный тип репродуктивного поведения исключает всякое на-меренное вмешательство в процесс зачатия и вынашивания плода. Социаль-ные и культурные нормы, формировавшиеся в течение долгого времени и поддерживаемые религией и обычаями, не допускают внутрисемейного ре-гулирования деторождения как массового явления. Уровень рождаемости при традиционном типе репродуктивного поведения довольно высок.
При современном типе репродуктивного поведения внутрисемейное регулирование деторождения получает всеобщее распространение, превра-щается в неотъемлемую черту образа жизни людей и становится главным фактором, определяющим уровень рождаемости.
Изменения репродуктивного поведения российских семей – следствие трансформации функции семьи, в том числе и ее репродуктивной функции, в процессе длительного исторического, экономического и социокультурного развития России.
К концу 60-х годов XX века контроль над деторождением стал ха-рактерен для поведения подавляющего большинства семей нашей страны. Распространение его сопровождалось переходом к двухдетной семье. Демо-графический переход в России, в том числе и переход к новому, близкому к европейскому, типу репродуктивного поведения, в основных чертах был завершен.
Плавный процесс перехода к малодетной семье был нарушен в брач-ных когортах, сформировавшихся в 1985-1989 годах и 1990-1993 годах. В распределении женщин по числу ожидаемых детей произошли очень сущест-венные изменения: резко увеличилась доля собирающихся ограничить свою семью одним ребенком, и резко сократилась доля намеревающихся иметь троих и более детей. Резкое падение рождаемости в начале 90-х годов поро-дило мнение, что главной причиной этого был экономический и полити-ческий кризис. Однако исследования показывают, что это снижение и сни-жение рождаемости в последующие годы - продолжение объективного процесса её эволюции, которая длится уже более столетия, хотя немалое влияние оказывают условия жизни семьи.
Итак, очень быстро пройдя путь от традиционного типа рождаемости до современного, Россия в 90-х годах заняла место в ряду стран с самой низкой рождаемостью.
Сейчас сохраняется тенденция к снижению количества детей в семье. По данным Госкомстата большинство россиян в наши дни считает наиболее приемлемым иметь одного ребенка, тогда как раньше абсолютно нормаль-ным явлением было наличие 3-4-х детей в семье. При этом, как и прежде, для семей сельских жителей характерно большее количество детей, чем для го-родских семей.
До сих пор в сельской местности рождаемость в значительной степени больше по сравнению с рождаемостью в крупных городах, несмотря на то, что социально-экономическая обстановка привела к неуправляемости про-цесса урбанизации во многих странах, в том числе и России. Процент город-ского населения в отдельных странах равен: Австралия - 75%; США - 80%; Германия - 90%. Помимо крупных городов-миллионеров быстро растут го-родские агломерации и мегаполисы.
В 1997 году коэффициент суммарной рождаемости для всего населе-ния был равен 1,23, для городского населения – 1,12, а для сельского – 1,59.
Падение уровня жизни большинства семей было предопределено самим характером реформ, либерализацией цен при сохранении монопо-лизма производителей и отсутствии полноценного рынка товаров и услуг. В течение 1992-1995 годах происходил резкий спад производства, экономи-ческий кризис приобрел особую глубину. Сокращение производств, потеря хозяйственных связей, отсутствие сырья, сокращение заказов привели к реальной безработице.
За период 1992-1996 годов цены на основные виды потребительских товаров и услуг выросли в 2200 раз, а в сравнении с началом 1991 года они в среднем увеличились в 6000 раз, при этом на мясные и молочные продукты в 8-12 тысяч раз, а на хлеб – в 15 тысяч раз.
Во взглядах ученых и политиков на развитие экономических мер семейной политики просматриваются две позиции, если не противополож-ные, то достаточно противоречащие.
Одна - обеспечить гарантированный минимум социальной поддержки всем нетрудоспособным. Сторонники другого подхода предлагают отка-заться от принципа всеобщности и равноправия в получении семьями с детьми поддержки от государства и концентрировать весьма ограниченные ресурсы на поддержке "наиболее уязвимых социальных слоев" (к таким относят многодетных, одиноких матерей, семьи с детьми инвалидами и т.п.). Такой подход получил название "адресной социальной помощи". При вве-дении централизованных мер помощи семьям с детьми в 1990 году, а затем и в 1991 году, ряд основных пособий назначался не всем, а лишь мало-обеспеченным. В 1991 году российским правительством эти ограничения бы-ли сняты. Однако принцип определения нуждающихся в социальной защите путем подсчета доходов и "уравнивания" - перераспределения доходов от семей с большими доходами семьям с меньшими доходами находит много сторонников в правительственных структурах. По мнению авторов такой концепции это позволяет занижать объем средств на поддержку семей и сдерживать рост обесценивающейся денежной массы.
В краткосрочной перспективе будет продолжаться активный процесс снижения интенсивности рождаемости, как в городской, так и в сельской местностях. Здесь, по всей вероятности произойдет переход от многодетной к среднедетной, а позже и малодетной семье. По наблюдениям, если естест-венный прирост населения не изменится, то в 2050 году население России составит всего 125-130 миллионов человек (сегодня население страны - 143,3 миллиона человек). В этих условиях важно активизировать демографическую политику таким образом, чтобы не допустить дальнейшего перехода населе-ния к малодетной семье.
Не исключено, что со временем положение изменится, и рождаемость несколько повысится, но возврат к прежним репродуктивным нормам вряд ли вообще возможен.
III. Смертность.
По данным на 1993 год смертность в России составила 16,6 умерших на 1000 человек. Для сравнения, в США - 9,0 человек на 1000.
Основными причинами смерти в наши дни являются болезни так назы-ваемого эндогенного типа, то есть связанные с нарушением деятельности важнейших систем человеческого организма. Поэтому увеличение в общей численности населения доли лиц старших возрастов ведет к росту общего числа умерших, а значит и общих коэффициентов смертности. Эта тенденция наблюдалась и в прошлом. Например, с 1939 года по 1970 год доля лиц в возрасте 57 лет и старше возросла с 6,8% до 11,8%.
Если в 1973 году на долю умерших от заболеваний систем крово-обращения приходилось 49,5% всех смертей, то в 1985 году - 53,4%. Этот показатель остается прежним и в 1995 году. От рака в 1995 году умерло 17,5%, погибло в результате несчастных случаев 16%.
Пугает статистика и младенческой смертности в России. Этот пока-затель равен сегодня 18,6 смертей на 1000 новорождённых и детей до 1 года. Сравним: в США умирают 5 новорожденных из 1000, в Канаде и Японии - 7, в наиболее развитых странах Западной Европы - от 6 до 8. В современной России младенческая смертность почти в 3 раза выше, чем в цивилизованном мире, что говорит о значительно худшем состоянии отечественного медицин-ского сервиса, а также здоровья родителей.
Тенденции заболеваемости и смертности в ближайшем будущем во многом будут зависеть от успехов развития науки и эффективности функ-ционирования органов здравоохранения, что довольно проблематично, в свя-зи с эмиграцией научных специалистов из России.
IV. Статистика абортов.
Статистика абортов всегда была под запретом. Число абортов на тыся-чу женщин детородного возраста составляет в России 83. На Западе: Гер-мания - 5,1; Австрия - 7,7; Франция - 13,8. Этот список можно продолжить, что не изменит сути: среди стран Западной Европы мы остаемся безуслов-ными лидерами по числу абортов, причем наш отрыв остальных просто по-трясающ. Примечательно, что если двигаться по карте Европы с Запада на Восток количество абортов возрастает: в Венгрии - 35,6; в Югославии - 38,6; в Болгарии - 67,2.
Существуют и негласные данные, ещё более настораживающие. По ним на конец 1994 года из общего количества зарегистрированных беремен-ностей родами заканчивалось только 32%, остальные 68% - аборты.
Аборты - одна из главных причин низкой рождаемости и отрица-тельного естественного прироста населения. Такое огромное количество абортов в нашей стране связано, прежде всего с экономической ситуацией в сегодняшней России. Вот уже на протяжении десяти лет наша страна нахо-дится в условиях социально-экономического кризиса, что и является причи-ной такого демографического явления, как аборты. В большинстве своем аборты делают женщины в возрасте от 16 до 25 лет, так как этот социальный слой находится в наиболее неблагоприятном материальном положении. Ведь молодая одинокая женщина просто не в состоянии в должной степени обес-печить себя и своего ребенка.