- единичное или редкое употребление наркотиков;
- многократное употребление, но без признаков физической и психической зависимости;
- наркомания 1-й стадии, когда уже сформировалась психическая зависимость, поиск наркотика ради получения приятных ощущений, но еще нет физической зависимости, и прекращение приема наркотиков не вызывает мучительных ощущений;
- наркомания 2-й стадии, когда есть физическая зависимость от наркотика и поиск его уже направлен не столько на то, чтобы вызвать кайф, сколько на то, чтобы избежать мучений.
- наркомания 3-й стадии – полная психическая и физическая деградация.
По наблюдениям психологов, врачей наркологов, 2/3 впервые приобщаются к наркотикам из любопытства, желания узнать, что там за гранью запретного.
2. Агрессивное поведение.
Подростковая агрессия - чаще всего следствие озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач. Изощренную жестокость нередко проявляют жертвы избалованны маменькины сынки, не умеющие отвечать за свои поступки.
3. Суицидальное поведение.
Среди подростков, обследованных А.Е. Личко, –
· 32% суицидальных попыток приходится на долю 17 летних;
· 21% - 15 летних;
· 12% - 14 летних;
· 4% - 12-13 летних.
Профилактика подростковых самоубийств заключается не в избежании конфликтных ситуаций, а в создании такого психологического климата, где подросток не чувствовал бы себя одиноким, непризнанным и неполноценным.
В 9 случаях из 10 юношеские покушения – не желание покончить с жизнью, а крик о помощи.
4. Психические расстройства.
Целесообразно различать, с одной стороны, возрастно-специфические расстройства (заболевания) и, с другой стороны, характерные для этого возраста акцентуации характера, то есть крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, в результате чего проявляется избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Как связаны психические нарушения и закономерности нормального протекания переходного возраста?
1. Болезнь начинается в подростковом возрасте, потому, что ее характер, скрытый период простирается на много лет, и она просто не успевает развиваться в детстве.
2. Нарушения вызываются тем, что среда и общество начинают проявлять индивиду непосильные для него требования. Например, усложнение учебных программ в старших классах, выявляет у некоторых подростков пограничную умственную отсталость, неспособность справиться с заданием.
3. Возраст определяет своеобразие болезненных переживаний, накладывает отпечаток на протекающие болезни. Например, у подростков разные психические заболевания протекают в форме бреда физического недостатка.
4. Процессы переходного возраста предрасполагают подростка, делают его особенно восприимчивым к определенным неблагоприятным воздействиям.
5. Период полового созревания провоцирует выявление ранее скрытой патологии.
5. Противоправное поведение.
Наибольшую склонность к преступному поведению имеют подростки, проживающие в неблагополучных семьях, что связано с плохими жилищными и материальными условиями, напряженными отношениями между членами семьи и низкой заботой о воспитании детей. По наблюдениям психологов среди несовершеннолетних правонарушителей довольно много таких, которые являются и вменяемыми, имеют определенные отношения от нормы. По данным социологического исследования, которое проходило в Саратовской области среди несовершеннолетних преступников, 60% из них имеют какие-то отклонения в психике (психозы, неврозы и т.д.)
Среди асоциальных проявлений целесообразно выделять, так называемый, докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мелких проступков, нарушений норм и правил поведения, уклоняющих от общественно-полезной деятельности, в употреблении алкогольных, наркотических и токсических средств, разрушающих психику и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности.
Криминогенный (преступный) уровень. В данном случае социальные отношения выражаются в преступных, уголовно-наказуемых действиях, когда подросток становится субъектом преступления, которое рассматривается судебными органами и представляет более серьезную общественную опасность.
Для того, чтобы лучше узнать характер социальных отношений несовершеннолетних, рассмотрим патент-анализ около тысячи дел, обсуждаемых на комиссиях по делам несовершеннолетних.
Возрастной состав несовершеннолетних приходящих через комиссию – это старшие подростки 14-16 лет (около 40%), далее идут младшие подростки 11-13 лет (до 26%).
Поводом для рассмотрения служили также асоциальные проявления: 48% - подростков обсуждались за уклонение от учебы и работы; 10% - за побеги и бродяжничество; 3-5% - за употребление алкоголя и столько же за аморальное поведение.
Более углубленное психологическое и социально-психологическое исследование личности подростков с отклоняющимся поведением показало, что они также характеризуются разной степенью деформации системы внутренней поведенческой регуляции – ценностных ориентаций, установок потребностей. Заметное неблагополучие выявляется в системе межличностных отношений в семье, школе, на улице.
Все это свидетельствует о том, что отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития нарушения процесса социализации. Особый тип таких нарушений приходится на подростковый возраст, так называемый гормональный переходный период от детства к взрослости.
Таким образом, процесс нарушения социализации несовершеннолетних происходит тогда, когда личность испытывает определенные негативные влияния, которые исходят из среды и ближайшего поведения индивида.
В связи с этим, отрицательное влияние испытываемое подростком со стороны ближайшего окружения можно разделить на прямые и косвенные десоциализирующие влияния.
Прямые десоциализирующие влияния среды оказываются со стороны ближайшего окружения, которые прямо демонстрирует образцы асоциального поведения, антиобщественных ориентаций и убеждений, когда действуют антиобщественные нормы и ценности, групповые предписания, поведенческие регуляторы направленные на формирование личности асоциального типа. В таких случаях мы имеем дело с так называемыми ситуациями десоциализации. В роли таких институтов могут выступать криминогенные неформальные подростковые группы, группы преступников, спекулянтов, лиц без определенных занятий и т.д. Эту же роль могут играть и часть семей аморального типа, где наследство, аморальный образ жизни, скандалы и дебоши родителей стали нормой повседневных отношений.
Однако процесс десоциализации далеко не всегда осуществляется в результате непосредственного воздействия прямых десоциализирующих влияний среды. Так среди изученных несовершеннолетних с отклоняющимся поведением (общее число которых составило около 1200 человек), состоящих на учете по делам несовершеннолетних, лишь 25-30% воспитывались в семьях со стяжательскими ориентациями, школьная среда, где проходит значительная часть несовершеннолетних, также содержит непосредственных образцов известного поведения. И, тем не менее, у определенной части подростков, воспитывающихся во вполне благоприятной среде возможна социальная дезадаптация с асоциальным поведенческим проявлением. В данном случае имеют место эффекты косвенной десоциализации, проявляющиеся в отчуждении индивида от своих инстинктов социализации, в его невосприимчивости и нормам и ценностям ближайшего окружения.
Косвенные десоциализирующие влияния могут быть обусловлены разнообразными факторами социально-психологического и психолого-педагогического характера. Так, социально-психологические факторы, приводящие к косвенной десоциализации, заключаются в отсутствии необходимых условий для реализации «запуска» ведущих механизмов и способов социализации, по средствам которых происходит усвоение социального опыта. Таким образом, предупреждение десоциализации предполагает не только нейтрализацию прямых десоциализирующих влияний среды (аморальный образ жизни семьи) и создание воспитывающей среды в коллективах школьных и внешкольных учреждений, что позволит им стать предпочитаемой средой общения с высокой референтной значимостью в глазах подростков и, тем самым, выполнять в полной мере свои функции ведущих институтов социализации.
С учетом вышесказанного становится очевидно, что раннюю профилактику правонарушений несовершеннолетних следует рассматривать не столько с позиции социального контроля, сколько с позиции предупреждения процесса десоциализации и управления процессом социализации несовершеннолетних, что заключается в нейтрализации как прямых, так и косвенных десоциализирующих влияний, а также в осуществлении мер психолого-педагогической коррекции и социально-психологической реабилитации.
Рассмотрение ранней профилактики с позиции предупреждения процесса десоциализации позволяет значительно углубить круг знаний о неблагоприятных факторах, обуславливающих асоциальное поведение несовершеннолетних, и в свою очередь существенно, расширить сферу применения воспитательно-профилактических мер по предупреждению отклонений в сознании и поведении подростков.
§1.2. Условия и причины возникновения отклонений в поведении подростков.
Положение дел с подростковой преступностью ее развития в ближайшее будущее в значительной мере определяет будущее в значительной мере определяет будущую криминогенную ситуацию в России. На начало 1996 года в стране насчитывалось более 12,5 млн. подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Это возраст, с которого в соответствии с национальным законодательством, наступает уголовная ответственность.