У высших животных формируется особое явление – материнство, которое у людей получает наивысшее развитие. Из инстинктивного оно становиться сознательным. На базе материнства позднее возникает новый феномен – отцовство. У него нет биологических корней. Материнство и отцовство вместе создают еще одно явление – родительство, которое по мере развития общества превращается в специальный социальный институт.
Появление техники ухода за детьми радикально повлияло на эволюцию обезъян. Усиленная забота о потомстве привела к развитию моторной функций и условных рефлексов. Вынашивание детенышей с крупным мозгом потребовало интенсивного потребления кислорода и переноса через плаценту значительной энергии. Следствием является укрепление скелета и увеличение мозга.
Таким образом, забота и уход о потомстве не в меньшей степени повлияли на процесс превращения обезьяны в человека, чем возникновение ордий труда и «приручение» огня. Вынашивание потомства – самый ранний этап социализации, который предопределил дальнейший ход истории человеческого рода. В конечном итоге, уход за детьми, постепенно переросший в сложнейшую процедуру воспитания, не обходим был взрослым в большой мере, чем самим детям. Он существенно повлиял на их интеллектуальное и социальное развитие.
Чем больше увеличивается размеры мозга, тем больше времени требовалось на то, чтобы научить им пользоваться. Увеличилась продолжительность детства, потомство приходилось обучать тому, что не передалось от природы: какие травы можно собирать, а какие нельзя, как нужно спасаться от врагов, как следует охотиться. Посмотрите на кошку или собаку – их никто не обучал разбирать в травах. Их знания носят инстинктивный характер. Но у человека, по мере увеличения мозга, сокращалось количество инстинктов и их место занимали социально приобретенные навыки. Природное начало сужалось, социальное – расширялось. Оно потребовало особого периода – детства, когда родители обучали потомство азам выживания. Чем выше взбиралось человечество по эволюционной лестнице, тем большему количеству знаний приходилось обучать, тем большее время для этого требовалось.
В пределах человеческой истории на удлинение детства серьезно повлиял переход от одного хозяйственного уклада к другому. Собирательство требует меньшего времени обучения. Переход от потребления пищи к ее хранению увеличил сроки обучения. Переход от собирательства к охоте потребовал еще большего родительского вклада в обучение и защиту потомства. Теперь уже успех выживания напрямую зависел от успехов обучения.
Другой фактор удлинения детства – возникновение семьи. Появление моногамии – устойчивого брачного союза самца и самки на период выращивания хотя бы одного выводка вызвано было тем, что самка в одиночку не могла сохранить потомство: добыть пищу, охранять территорию от врагов, передавать знания. Отсюда произрастет институт отцовства и начинается история социализации в полном смысле слова. Ее нижняя граница – возникновение института отцовства и на его основе – формирование института родительства. Завершилось история инстинктов, началась история институтов.
Отсюда берет свое начало и общественное разделение труда, так как исторически первая его форма относится не сфере производства, как мы привыкли думать, а к сфере воспитания потомства. Женщина обеспечивает вынашивание плода, выкармливание младенца грудью и психофизиологический уход за ребенком. Отец подключается к воспитанию позже, но обучает детей всей сумме необходимых для жизни в обществе знаний.
С переходом от обезьяночеловека к человеку произошло удлинение сразу двух важнейших периодов жизни людей: 1) детства – период первичного обучения и социализации, 2) старости – завершающего этапа жизни, период наиболее эффективной передачи накопленных знаний и опыта.
Итак, биологические предпосылки детства вызревали очень медленно на протяжении эволюции животного мира. Чем выше мы подымаемся по эволюционной спирали, тем необходимей становится потребность в специальном периоде обучения и социализации. У человека она наибольшая. Но в рамках человеческой истории детство продолжается удлиняться и функции его становятся все более значимыми.
Социальные предпосылки детства.
Уже говорилось о том, что социализацию часто мыслят как подготовку детей к жизни в мире взрослых. А чем различаются эти два мира? Столь ли существенны между ними различия? И так ли необходима специальная подготовка для перехода из одного в другой?
Дети и взрослые различаются множеством признаков: ростом, физической силой, умственными способностями и умением их с выгодой применять, отношением к опасности и риску, соотношение рассудочных и эмоциональных компонентов, объем приобретенных знаний, способностью учиться на собственных ошибках, умением принимать правильные решения в сложных ситуациях, стремлением брать на себя дополнительную ответственность.
Тем не менее главного мы не назвали – выполнение социальных ролей. Дети – единственная категория населения, не имеющих социальных статусов и социальных ролей, если не считать статусов «ребенок», «мужской/женский пол», «сын/дочь», «племянник» и т.п., которые они еще не осмысливают в полной мере. Так как дети не являются производителями материальных благ и не относятся к категории экономически самостоятельного населения, у них не может быть профессиональных, экономических и политических статусов и ролей. Им не знакомо то, что составляется суть статусов – круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, почтальона, парламентария, или прихожанина. Они не знают, что такое ответственность. Дети не знают, что такое социальные нормы, хотя о многих из них взрослые рассказывали.
Теоретические и очень приблизительные знания о социальных ролях не позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. В роли они играют, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальной роли. У детей только игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а девчонки – в дочки-матери. Взрослые никогда не играют в роли, если не считать игровой метод обучения в бизнесе.
Итак, два мира – детский и взрослый различаются с точки зрения социализации. Они находятся на разных концах этого процесса. Главное различие – степень овладения социальными ролями.
Агенты и виды социализации.
Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники – это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.
Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят:
1) агентов первичной социализации – родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок;
2) агентов вторичной социализации – представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, партий, суда, сотрудников телевидения, радио, печати и т.д.
Поскольку социализация подразделяет на два вида – первичную и вторичную, постольку и агенты социализации делятся на первичных и вторичных. Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних.
Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесным личными отношениями (родители, друзья), а вторичную – те, кто связан формально-деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительно-личных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в роли вторичного социализатора.
Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие – средства существования, церковь – духовное общение и т.п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец выполняет роль добытчика средств существования, опекуна, дисциплинатора, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших.
Итак, социализация бывает первичной и вторичной. В роли агентов социализации выступают люди и учреждения.
Родительство.
Взаимоотношения, складывающиеся между родителями (матерью и отцом) и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он более доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта – взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта – родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.
Многие убеждены, что родительские чувства передаются биологически и пробуждаются с появлением первого ребенка. Действительно, у всех живых существ – от птиц и до млекопитающих родительская забота запрограммирована генетически. Однако для человеческих существ это справедливо на половину. Родительство – прежде всего социально приобретаемое отношение. Практически только у людей детей намерено подкидывают или передают на воспитание в другую семью либо отдают под опеку государства. Только человеческие существа придумали специальные учреждения для оставляемых детей и систему санкций, при помощи которых либо наказывают за нарушения, либо поощряют за соблюдение отношений родительства.