Смекни!
smekni.com

Социализация (стр. 4 из 4)

- сам себя обеспечивать средствами существования;

- распоряжаться деньгами независимо от других;

- быть самостоятельным в выборе образа жизни;

- проживать независимо от родителей.

В Испании социологи выяснили, например, что только 20% молодежи в возрасте от15 до 30 лет соответствуют четырем приведенным критериям и поэтому в праве называться взрослыми.

Наряду с вышеуказанными, социологи употребляют и некоторые и другие признаки, в частности, а) способность отвечать перед законом; б) допуск к голосованию на выборах; в) вступление в брак. С точки зрения социализации, лишь вступление в брак служит значительным критерием взрослости. Семья – единственный агент социализации, оказывающий воздействие на протяжении все жизни. Однако роль и статус каждого ее члена на разных этапах семейного цикла меняется. Ребенок – объект социализации и одна из целей жизни родителей, взрослый человек – субъект (по отношению к детям) и объект (по отношению к другому супругу) социализации одновременно. Он перестает служить целью жизни, становясь средством. Старики и пожилые члены семьи могут быть только субъектами, но зачастую они исключаются взрослыми детьми из активного процесса социализации и воспитания внуков. Муж и жена выступают агентами социализации друг для друга.

Дело в том, что семейная социализация для взрослых людей протекает иначе, чем для детей. Повзрослевшие юноши, обзаведясь собственной семьей, переходят в новое качественное состояние – из объектов воспитания они становятся его субъектами. Ина первых порах происходит мучительный процесс овладения новой социальной ролью: молодожены обращаются к родителям, друзьям, сослуживцам по любому пустяку, касающемуся воспитания ребенка и устройство быта – как пеленать и кормить малютку, как починить водопроводный кран и оплачивать квартиру. Это и есть освоение новой социальной роли. Одновременно супруги оказывают социализирующее влияние друг на друга, решая вопросы о распределении прав и обязанностей, о лидерстве в семье, отношение к новой роде и новым друзьям. Здесь нет субъектов и объектов, социализация происходит на партнерской основе, поскольку, изменяя свое поведение, супруг помогает изменить поведение партнера.

Взрослая жизнь – самый активный период социализации, так как именно в это время наблюдается освоение социальных ролей не в игровой, а в реальной ситуации. Впервые уровнялись объемы прав и обязанностей, потребностей и средств и средств их удовлетворения.

Старость.

Конкретный возраст, в том числе пожилой, определяет пригодность или непригодность, к выполнению социальных ролей и видов деятельности. С выходом на пенсию завершается активный период социализации, уменьшается нужность стариков в семье. Пожилой человек перестает выполнять главнейшую функцию – быть производителями материальных ценностей. Из производителя он превратился в потребителя, а тем самым в иждивенца. Хотя старый человек зачастую такой же беззащитный, слабый и беспомощный, как и ребенок, но в отличие от ребенка старик не являются целью жизни не для кого. Родители ищут эмоциональное удовольствие в общении с детьми, а в общении со своими пожилыми родителями они зачастую видят только обязанность. Старик – это человек, переставший служить и целью жизни, для своих выросших детей, как ребенок, и средством жизни, как взрослый. У него свое положение в структуре семьи и в социальной жизни общества.

Вместе с тем переход от зрелости к старости раскрывает новые социальные возможности и роли. Пожилые люди выступают партнерами, конкурентами или противниками других возрастных групп на рынке труда, в системе социализации и образования, в ведении домашнего хозяйства и в межличностном общении. Правда, во всех этих сферах их роль минимальна: на работе пожилых увольняют в числе первых, а принимают на работу в числе последних; по ведению домашнего хозяйства им оставляют простейшие функции (подмети пол, сходить в магазин), а принципиальные вопросы молодые оставляют за собой; проводить эффективное образование и социализацию в современном обществе пожилые не могут потому, что их знания по сравнению с молодежью быстро устаревают, а взгляды и манеры признаются архаичными.

Переход из фазы зрелости в фазу старости касается изменений трудового статуса, содержания работы, мотивации и отношения к жизни, а также отношения к работе как к источнику доходов и материального удовлетворения, трудоспособности, круга общения и самооценки. Непривычный избыток свободного времени, уход с производства и появление новых ролей вынуждают пожилого человека заново проходить процесс адаптации, хотя старение человеческого организма истощает резервы для повторной адаптации. В результате возникает чувство неуверенности в завтрашнем дне и средствах существования. Ощущения себя в положении социального иждивенца часто выражается в чувстве социального унижения.

До сих пор десятилетиями, взрослея, человек накапливал в себе потребность заботиться о других. И вот теперь его лишают такой возможности, предлагая «просто отдыхать». Невостребованная потребность, резкая смена ценностных ориентаций и установок изменяют личность. Процесс старения многократно усиливается под воздействие психологического груза. Обостряются физические недуги и болезни. Предчувствуя будущую ненужность, в традиционных обществах (правда, не во всех) старые люди, бывало, покидали насиженные места и уходили умирать в одиночестве. В современном обществе сделать такой переход менее болезненным могут дополнительная работа пенсионеров в общественном производстве, привлечение их к активной общественной и политической деятельности.

Специалисты обнаружили закономерность: с возрастом снижается способность адаптироваться к социальным изменениям. Чем старше человек, тем больше он неудовлетворен различными сторонами жизни. Психологи отмечают: старики становятся ворчливее, раздражительнее и угрюмее. Но известно и другое: с возрастом человек больше дорожит жизнью и ценит каждый лишний ее день.

Прекращение работы и выход на пенсию ведут к негативным последствиям: вынужденное увеличение и бытовых нагрузок, материальная зависимость от родственников, уменьшение авторитета и престижа, чувство изолированности, боязнь одиночества. Образ жизни и досуг становятся пассивными, малоподвижными и однообразными (сидение на лавочке у дома или в сквере) неспешные и укороченные прогулки, чтение газет и просмотр телепередач больше прежнего).

Ощущение приближения старости и чувство бесперспективности возникают потому, что у стариков теряется то, что свойственно другим возрастным группам, а именно – наличие жизненных планов. Жизненный план – идеализированная картина предстоящей жизни, стержнем которой служит предполагаемая траектория социальной карьеры и сумма возможных достижений. В молодом возрасте жизненные планы принимают форму неопределенной мечты, смутных желаний, в зрелом – четко выстроенной должностной карьеры, а в пожилом возрасте они исчезают.

Благодаря жизненным планам социализация их стихийного и неуправляемого процесса превращается в целенаправленную стратегию поведения. Зрелый индивид сверяет с поставленной целью то, чего он реально достиг, и вносит необходимые поправки. Но пожилой человек подобного уже сделать не может – впереди у него нет необходимого запаса времени и сил. Жизненные планы ориентируют человека особым образом: они вносят мотивацию достижения. Но у пожилых нет того, ни другого. Поэтому у них преобладают пассивные формы деятельности и стихийное приспособление к новым социальным ролям.