Значение работы по отвлечению заключается и в установлении контактов с друзьями подростка — важнейшим окружением, в котором проходит большая часть его жизни и которое, безусловно, влияет на него самым непосредственным образом.
По мнению голландских социальных работников, именно ситуация отвлечения становится тем краеугольным камнем, благодаря которому большие группы безнадзорных подростков вместо того, чтобы скандализировать и эпатировать среду, как бы успокаиваются и даже "сужаются" в размерах, переходя в разряд обыкновенных.
Однако подобная констатация оказывается невозможной без самой серьезной диагностики. Недаром в процессе установления с подростками благоприятных отношений ей уделяется много времени и внимания. Без выявления и диагностирования проблем подростка, заключенных в нем самом и за пределами его личности, просто немыслимы структурализация и преобразование поведенческих и личностных моделей и реабилитационная работа в целом.
Диагностика - длительный процесс, который не позволяет действовать приблизительно, навешивая ярлыки и лишь фиксируя динамику развития. Специалист по реабилитации вооружен методами групповой и индивидуальной диагностики. Он постоянно включен в процессы социализации подростков, но при этом, в силу специфики неформального общения со своими подопечными, остается как бы в тени. Свои наблюдения он систематически представляет в форме самоотчетов о состоянии групп, с которыми имеет дело; составляет их характеристику, социальный диагноз, включающий в себя анализ структуры, позиций членов группы, типа властных отношений в ней, оценки группового взаимодействия, уровня "социальности" и т.д. Особое внимание в отчетах уделяется анализу конфликтных ситуаций в группе, характеру и способу их урегулирования, что позволяет судить о динамике групповой жизни, эффективности или непригодности методов и, в конечном счете, служит основой отмены или принятия соответствующего решения.
Важнейшей стороной формирования разных подходов к «трудным» является также распознавание и оценка тех нужд, которые можно удовлетворить на уровне общины. Поэтому не менее значимым условием диагностики выступает оценка социальной среды, которая помогает:
— более ясно и реалистично понимать подростка, его семью, окружение;
— оказывать поддержку и содействие всем вовлеченным в процесс профилактики преступности, нести ответственность за удовлетворение их нужд и потребностей;
— избегать использования учреждений по реабилитации, в том числе приютов.
— приближаться к проблемам, которые благодаря этому будут поняты, обеспечивая запланированный профилактический подход.
Общественная помощь и наставничество используются как результат диагностики для разрешения наиболее серьезных, особенно тяжелых для подростков проблем. При определении общественной помощи и наставничества используются специальные процедуры:
— объединение общественных и добровольных средств и возможностей с тем, чтобы подросток не попал в руки официальных органов;
— создание системы совместной диагностики и оценки личности; обобщение ее результатов для принятия решений учителями, воспитателями, участковыми, помощниками, общественниками; выработка соответствующих мер;
— определение оптимального соотношения между групповой и индивидуальной работой с подростком.
Считается, что для категории «трудных» подростков наиболее эффективны групповые формы наставничества. Главное в групповой работе с подростками определяют нужды группы и ее членов. Это и оценка этих нужд, и учет общественно полезных умений и навыков, и необходимость консультирования по разным жизненным вопросам, психотерапевтическая работа, посещение школ, изучение семьи и т.д. Кроме того групповое наставничество создает обстановку, благодаря которой можно поделиться своими затруднениями с себе подобными, с наставниками, познать опыт других. Оно рождает чувство сопричастности и повышает возможность увидеть себя в ином свете.
Что касается посреднических служб, то это поддержка подросткам, особо чувствительных к конфликтам в семье, школе, на улице. Осуществляется силами различных целевых групп, бригад содействия в условиях усиленной групповой деятельности на базе функционирующих на местах подростковых центров самой разной ориентации.
Отличительной чертой усиленной посреднической деятельности является внимание именно к небольшим группам подростков (6 — 10 человек). Благодаря этому каждый член группы может рассчитывать на близкие контакты с работниками службы в течение трех-четырех вечеров еженедельно.
Кроме таких форм работы, как посещения на дому, связь со школой и семьей, обычной практикой являются своеобразные компенсаторные услуги. Помимо отвлечения внимания в виде наставничества, данный вид помощи обеспечивает подростку возможность овладеть разными видами деятельности в самой непринужденной обстановке — учебой, профессионально ориентированным досугом, заботой о ближнем и т.д.
Помимо совместного проведения выходных, туристических поездок, индивидуальных собеседований, широко используется дневное попечительство с элементами обучения. Этот вид услуг предусматривает особые методы оказания помощи в периоды кратковременных кризисов подростков, испытывающих различные учебные трудности. Как правило, подростки, посещающие базовый пункт днем, проживают в своих семьях, но по самым разным причинам исключены или ушли из школы. Главной целью при этом становится их возвращение в учебное заведение. Дневное попечительство рассматривается не как альтернативное, а всего лишь как необходимая передышка, позволяющая принимать решительные меры образовательного, социального и эмоционального характера в рамках программы помощи.
И, наконец, еще одним важным элементом общей стратегии заботы о «трудных» является обеспечение подобающего места жительства, способного заменить семью.
Сегодня в Голландии никто уже не дискутирует по поводу закрытых воспитательных учреждений интернатного и тем более исправительного характера. Их настойчивая критика выявила однозначно негативную направленность "тотального воспитания", при котором, во-первых, ограничены возможности полноценной жизни и развития детей, а во-вторых, в результате полного разрыва отношений детей с окружающим миром неизбежно возникают новые необратимые проблемы. Существование таких заведений приводит к игнорированию альтернативных с точки зрения открытости и превентивности форм помощи.
Каждый городской округ имеет: пристанище на несколько ночей для тех, кто испытывает временные неприятности; приюты для проходящих специальную диагностику перед определением в реабилитационное учреждение типа детского дома или интерната с повышенной заботой; убежище для краткосрочной "передышки" от семейного кризиса; пансионаты с длительным проживанием, связанным с реализацией программы подготовки к самостоятельной жизни, независимой от родителей.
Относительно новой формой временного содержания подростков вне семьи стали в Голландии приемные родители. Их подыскивают социальные помощники или общинный совет заботы из жителей данной территории. Это могут быть незнакомые подростку люди, а также члены семей его товарищей, их родители, которые, в случае согласия, получают за содержание ребенка соответствующую плату. Если и здесь подросток будет ощущать дискомфорт, социальный помощник займется поиском более подходящих условий жизни в новой семье.
Дома заместительства семьи получили в Голландии широкое распространение. Постоянно открываются новые дома под эгидой как государственной опеки, так и на частных и общественных началах. Учредителями последних становятся церкви, фонды, партии, движения, частные лица. При этом никто не имеет права определить туда подростка в принудительном порядке.
При всем многообразии форм помощи местные отделы заглядывают еще дальше. Если все перечисленные формы помощи в каком-то конкретном случае никак не зарекомендовали себя, следует обращение в общегородские инстанции, предлагающие средства помощи более широкого масштаба - заботу специалистов "социальных клиник" участие в работе групп самопомощи и пр. Городские центры направляют свои усилия на такую организацию помощи, которая согласуется с полицией, прокуратурой, детскими судами, как заслуживающая внимания и доверия альтернатива содержанию под стражей под предлогом неуправляемости. Вся эта работа проводится для того, чтобы ни один несовершеннолетний не был приговорен к уголовному наказанию.
Видимо, нет необходимости дополнительно говорить о сложившейся ситуации с преступностью среди несовершеннолетних, чтобы сделать следующие выводы о причинах и условиях ее роста.
В настоящее время обостряются общественные противоречия, что сразу же сказывается на преступность несовершеннолетних. На свет выходят конфликты во взаимоотношениях подрастающего поколения и традиционных общественных институтов. Зависимое положение подростка, мнением и желанием которого мало интересуется, не может не вызывать протеста. Застарелая педагогика, реализуемая в школе и дома, направлена на подавление индивидуальности.
Динамика преступности несовершеннолетних дает основания прогнозировать ее реальное увеличение. Статистика, факты, специальные исследования наглядно показывают, что подростковая преступность в России активно прогрессирует. Она охватывает все основные молодежные группы как в социально-демографическом, так в территориальном и профессионально-образовательном аспектах.
Однако причины преступлений, действующие вроде бы на всех несовершеннолетних, заставляют совершать противоправные действия только некоторых, не способных сопротивляться их воздействию. Находясь в одинаковых, в общем, условиях, далеко не каждый подросток совершает преступление в связи с тем, что существуют еще и личностные причины противоправного поведения. Это прежде всего особенности ценностных ориентаций подростка, задаваемых средой и ближайшим окружением.