4) потребности престижа - в уважении со стороны "значимых других", служебном росте, статусе, признании, высокой оценке;
5) потребности самореализации, творческого самовыражения и т.д.
А.Маслоу убедительно показал, что неудовлетворенная потребность в пище может блокировать все иные мотивы человека - свободу, любовь, ощущение общности, уважение и т.д., голод может служить достаточно эффективным средством манипулирования людьми. Отсюда следует, что нельзя недооценивать роль физиологических и материальных потребностей.
Следует отметить, что "пирамида потребностей" данного автора подвергается критике, за попытку предложить универсальную иерархию потребностей, при которой вышестоящая потребность во всех случаях не может стать актуальной, ведущей, пока не удовлетворена предыдущая.
В реальных действиях человека результируются несколько потребностей: их иерархия определяется как культурой общества, так и конкретной личностной социальной ситуацией, в которую вовлечена личность, культурой, типом личности.
Становление системы потребностей современного человека - процесс длительный. В ходе этой эволюции через несколько этапов происходит переход от безусловного доминирования витальных потребностей, присущих дикарю, к целостной многомерной системе потребностей нашего современника. Личность все чаще и чаще не может, да и не хочет пренебрегать ни одной из своих потребностей в угоду другой.
Потребности тесно связаны с интересами. Ни одно социальное действие - крупное событие общественной жизни, преобразование, реформа - не может быть понято, если не выяснены интересы, породившие это действие. Соответствующий данной потребности мотив актуализируется и возникает интерес - форма проявления потребности, обеспечивающий направленность личности на осознание целей деятельности.
Если потребность ориентирована прежде всего на предмет ее удовлетворения, то интерес направлен на те социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.
Именно, интересы и прежде всего интересы экономические, материальные, оказывают решающее влияние на активность или пассивность больших групп населения.
Итак, социальный объект в соединении с актуализированным мотивом вызывает интерес. Постепенное развитие интереса ведет к появлению у субъекта цели в отношении конкретных социальных объектов. Появление цели означает осознание им ситуации и возможность дальнейшего развития субъективной активности, которая далее приводит к формированию социальной установки, означающей предрасположенность, готовность человека действовать определенным образом в определенных ситуациях, обусловленных ценностными ориентациями.
Ценности - объекты разного рода, способные удовлетворять человеческие потребности (предметы, занятия, отношения, люди, группы и др.).
В социологии ценности рассматриваются как имеющие исторически конкретный характер и как вечные универсальные ценности.
В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:
1) смысложизненные (представления о добре, зле, благе,счастье);
2) универсальные:
а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, качество продуктов и т.д.);
б) демократические (свобода слова, партий);
в) общественного признания (трудолюбие,квалификация,социальное положение);
г) межличностного общения (честность, бескорыстность, доброжелательность, любовь и др.);
д) личного развития (чувство собственного достоинства,стремление к образованию, свобода творчества и самореализации и др.);
3) партикулярные:
а) традиционные ( любовь и првязанность к "малой Родине", семье, уважение к власти);
Социальное развитие и социальные изменения.
Социальный идеал как условие социального развития.
Во всех сферах жизни общества мы можем наблюдать постоянные изменения, например, изменения в социальной структуре, социальных взаимосвязях, культуре, коллективном поведении. Социальные изменения могут включать в себя прирост населения, рост благосостояния, рост образовательного уровня и т.д. Если в некоторой системе появляются новые составные элементы либо исчезают элементы до сих пор существовавших отношений, то мы говорим эта система подвергается изменениям.
Социальное изменение может определить и как изменение способа организации общества. Изменение социальной организации является всеобщим явлением, хотя оно и происходит различными темпами.Например, модернизация, которая в каждой стране имеет свои особенности. Под модернизацией здесь понимается сложная совокупность перемен, происходящих почти в каждой части общества в процессе его индустриализации. Модернизация включает постоянные перемены в экономике, политике, образовании, в сфере традиций и религиозной жизни общества. Некоторые из этих областей меняются раньше других, но все они в той или иной мере подвержены изменениям.
Под социальным развитием в социологии понимаются изменения, приводящие к дифференциации и обогащению составных элементов системы. Здесь имеются в виду эмпирически доказанные факты изменений, вызывающие постоянное обогащение и дифференциацию структуры организации отношений между людьми, постоянное обогащение культурных систем, обогащение науки, техники, институтов, расширение возможностей удовлетворения личных и общественных потребностей.
Если развитие, происходящее в некоторой системе, приближает ее к определенному идеалу, оцениваемому положительно, то мы говорим, что развитие есть прогресс. Если изменения, происходящие в некоторой системе, приводят к исчезновению и обеднению ее составных элементов или существующих между ними отношений, то система подвергается регрессу. В современной социологии вместо термина прогресс все больше пользуются понятием "изменение". Как считают многие ученые термин "прогресс" выражает ценностное мнение. Прогресс означает изменение в желательном направлении. Но в чьих ценностях может быть измерена эта желательность? Например, строительство атомных электростанций какие изменения собой олицетворяют - прогресс или регресс?
Необходимо отметить, что в социологии есть взгляд, что развитие и прогресс это одно и то же. Этот взгляд выводится из эволюционных теорий XIX века, утверждавших, что любое социальное развитие по природе одновременно и прогресс, потому что он совершенствование, т.к. обогащенная система, будучи более дифференцированной является вместе с тем и более совершенной системой. Однако, по мнению Я.Щепаньского, говоря о совершенствовании, мы имеем в виду прежде всего увеличение этической ценности. Развитие групп и общностей имеет несколько аспектов: обогащение численности элементов - когда мы говорим о количественном развитии группы, дифференцирование отношений - то, что мы называем развитием организации; повышение эффективности действий - то, что мы называем развитием функций; повышение удовлетворенности членов организации участием в общественной жизни, аспект ощущения "счастья", которое трудно измерить.
Моральное развитие групп может быть измерено степенью соответствия их общественной жизни, признанным в них моральным критериям, но может быть также измерено и степенью "счастья", достигнутого их членами.
В любом случае предпочитают говорить о развитии особо и принять дефиницию, которая не включает ни какой оценки, а позволяет измерять уровень развития объективными критериями и количественными мерами.
Термин же "прогресс" предлагает оставить для определения степени достижения принятого идеала.
Социальный идеал - это модель совершенного состояния общества, представление о совершенных общественных отношениях. Идеал задает конечные цели деятельности, определяет ближайшие цели и средства их осуществления. Будучи ценностным ориентиром он выполняет тем самым регулятивную функцию, которая состоит в упорядочении и поддержании относительной стабильности и динамичности общественных отношений, в соответствии с образом желаемой и совершенной действительности как высшей цели.
Чаще всего во время относительно стабильного развития общества, идеал регулирует деятельность людей и общественные отношения не непосредственно, а опосредованно, через систему существующих норм, выступая системным принципом их иерархии.
Идеал, как ценностный ориентир и критерий оценки действительности, как регулятор общественных отношений, является воспитывающей силой. Наряду с принципами и убеждениями он выступает компонентом мировоззрения, оказывает влияние на формирование жизненной позиции человека, смысла его жизни.
Социальный идеал вдохновляет людей на изменение социальной системы, становится важным компонентом социальных движений.
Социология рассматривает социальный идеал как отражение тенденций общественного развития, как активную силу, организующую деятельность людей.
Идеалы, тяготеющие к сфере общественного сознания, стимулируют социальную деятельность. Идеалы обращены в будущее, при обращении к ним снимаются противоречия действительных отношений, в идеале выражена конечная цель социальной деятельности, социальные процессы здесь представлены в виде желаемого состояния, средства достижения которого могут быть еще не вполне определены.
В полном своем объеме - с обоснованием и во всем богатстве его содержания - социальный идеал может быть усвоен только с помощью теоретической деятельности. И разработка идеала, и усвоение его предполагает определенный уровень теоретического мышления.
Социологический подход к идеалу предполагает проведение четких различий между желаемым, действительным и возможным. Чем сильнее стремление достичь идеал, тем более реалистически должно быть мышление государственного и политического деятеля, тем больше внимания должно уделяться изучению практики экономических и социальных отношений, действительным возможностям общества, реальному состоянию массового сознания социальных групп и мотивам их деятельности и поведения.