Смекни!
smekni.com

Социальная жизнь людей (стр. 2 из 2)

Выполнение роли заключается в исполнении обязанностей, налагаемых ролью, и осуществлении своих прав по отношению к другим. Человек имеет какое-то представление о том, что составляет подобающую линию поведения, как для него, так и для других.

Человек способен к сложному приспособлению, благодаря пониманию роли других, в связи с чем, он может представить себя в положении другого.

Таким образом, принятие роли – важная часть играния ролей. Но эти понятия нельзя смешивать, так как играние роли – это организация поведения в соответствии с групповыми нормами, а принятие роли предполагает воображение действующим лицом того, как это поведение выглядит с точки зрения другого человека. Для того, чтобы сделать вывод о внутренних переживаниях другого, нужно, оставаясь собой, стать на мгновение кем-то другим, возможно даже солидарным с ним. Если участники какой-либо группы не способны предвидеть реакции друг друга, то объединения, деятельность рушится.

Упорядоченность повседневной жизни в значительной мере обусловлена последовательным исполнением то одной, то другой конвенциальной роли.

Существенную роль играют форма – символ особого положения, внешний знак, указывающий на исполняемую роль. Экспектации, приписываемые другим людям, изменяются, когда человек переходит от одной роли к следующей.

Большинство людей осознает роли, которые они играют, только в необычных обстоятельствах. Например, мать начинает осознавать свои прерогативы, когда ребенок отказывается ей повиноваться и таким образом бросает вызов ее авторитету. В таком случае возникает негодование и это означает, что некоторые невыполненные обязанности принимались как нечто само собой разумеющееся.

В процессе научения человек расчленяет свою задачу на то, чего ожидают и требуют другие, и на то, что он сам может ожидать и требовать от других. При этом вырабатывается свое понимание ролей.

Когда степень формализации действия высока, тогда составляющие его роли безличны. Взаимные права и обязанности остаются теми же независимо от того, кто является действующим лицом. В таком случае исполнение отличается по стилю, но все они соответствуют основным шаблонам поведения. Так, мать может по-разному взаимодействовать с ребенком, больше или меньше любить его и заботиться о нем, но ее роль предполагает обязательное обеспечение его жизнедеятельности и безопасности, удовлетворение важнейших потребностей.

Определенные отношения предписаны для любого и каждого, кто играет данную роль.

В стандартных обстоятельствах принятие ролей облегчается. Чем менее формализовано групповое действие, тем более важно принимать в расчет реакции отдельных лиц. Это не составляет особых трудностей, если участники хорошо знают друг друга лично.

Стандартизация облегчает самоконтроль, так как каждый может формировать Я- образы, принимая точку зрения, общую всем участникам. Если все разделяют общее определение ситуации, то каждый человек может отчетливо представить себе совместное действие и определить свое место в нем. Человек может рассматривать себя в определенном отношении ко всем остальным. Это позволяет ему регулировать свои действия и вносить свой вклад в большой шаблон.

Ролям учатся благодаря участию в общественной жизни. Модели преобладающего поведения отличаются от культуры к культуре и от эпохи к эпохе. Так, например, при вхождении женщины в роль матери, большое значение имеет предшествующий опыт: общение с матерью, принятые нормы и правила. Поэтому люди, воспитаны в разных культурах, испытывают значительные трудности при совместной деятельности. Например, при заключении интернационального брака могут возникнуть определенные трудности и конфликты при воспитании детей между мужем и женой или между женой и свекровью. Поэтому они начинают приписывать друг другу злобные намерения и согласованное действие станет невозможным.

Сами роли также отличаются по степени формализации. В изменяющемся мире есть много ролей, которые определены весьма туманно; права и обязанности, связанных друг с другом лиц установлены не жестко, и многое зависит от личных качеств тех, кто вступает в отношения.

Роли существуют только в поведении людей, и шаблоны становятся различными только в не организованном взаимодействии. Роли суть модели поведения. Но люди не автоматы, легко выполняющие роли, возможно отклонение, показывающее, что такие модели не являются причиной поведения.

Люди играют конвенциальные роли, действуя как единицы социальной структуры. Но, включаясь в такие предприятия, они остаются уникальными живыми существами. Реакции каждого из них оказываются зависимы от определенных качеств тех, с кем им случится вступить в контакт. Поэтому характер взаимного притяжения или отталкивания в каждом случае различен. Производится своего рода оценка. То, как каждый человек реагирует на связанных с ним людей, образует вторую систему прав и обязанностей. Шаблон межличностных отношений, развивающихся между людьми, включенными в совместное действие, создает еще одну матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать.

Человек ожидает особого внимания от своих ближайших друзей и не склонен ждать хорошего отношения от тех, кого он не любит, каждая сторона в системе межличностных отношений оказывается связана рядом особых прав и обязанностей. Каждый играет роль, но такие межличностные роли нельзя смешивать с конвенциальными ролями. Конвенциальные роли безличны, права и обязанности остаются теми же независимо от обязанности, устанавливающиеся в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей человека, его чувств и предпочтений. Большинству межличностных ролей не учатся специально. Каждый развивает свой собственный тип общения с партнерами, приспосабливаясь к требованиям, предъявляемым конкретными индивидами, вступающими в контакт. Но все же эти отношения строятся на основе прошлого опыта.

Нет двух совершенно одинаковых систем межличностных отношений, бывают повторяющиеся ситуации, и сходные личности реагируют одинаково на один и то же вид общения. Поэтому наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений и могут быть названы и определены типичные межличностные роли (коллега, партнер, соперница, враг, союзник, арбитр). Среди межличностных ролей, возникающих при неравномерном распределении, которые определены не четно, права и обязанности взаимодействующих лиц установлены не жестко, и многое зависит от личных качеств тех, кто вступает в отношения.

В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагается испытывать. Например, конвенциально определены отношения между матерью и ребенком. Но внутри этих культурных рамок существует множество вариантов действительных взаимоотношений. Не являются необычными ситуации, когда матери ненавидят своих детей или завидуют им. Тоже самое может происходить и с ребенком: некоторые дети обижают своих матерей, а другие им открыто не повинуются и постоянно противоречат. Три ребенка одной матери могут быть ориентированы по отношению к ней по-разному, и, несмотря на все усилия быть беспристрастной, она может обнаружить, что постоянно предпочитает одного всем другим. Те чувства, которые должны возникнуть, часто действительно возникают, но во многих случаях, сколько бы ни старались люди, они не могут чувствовать так, как требуется. Внешне они приспосабливаются к групповым нормам, но им известно, что это только фасад. Так бывает с некоторыми матерями, когда они хотят, но не могут полюбить ребенка. Причины этого могут быть различными.

Независимость межличностных ролей от конвенциальных проявляется и в том, что сходные межличностные отношения могут быть обнаружены в весьма различных конвенциальных состояниях. Разного рода отношения могут развиваться в любых конвенциально- упорядоченных ситуациях.

Различие между этими ролями проявляются ярко, когда права и обязанности, образующие конвенциальную роль, приходят в столкновение с теми правами и обязанностями, которые создают межличностную роль. Например, один из самых мучительных конфликтов – человек испытывает непреодолимое влечение к кому-то из тех, с кем запрещены контакты (к врагу во время войны, к представителю другого социального клана и т.д.).

Таким образом, люди одновременно взаимодействуют на языке двух систем жестов. При конвенциальной роли они используют конвенциальные символы, являющиеся объектом социального контроля. Особая личностная ориентация проявляется в стиле исполнения роли. Это вызывает ответные реакции, часто бессознательные. Они могут быть и агрессивными, и не агрессивными. Хотя агрессивные импульсы обычно сдерживаются, они часто выражаются в различных движениях, которые замечаются другими.

Таким образом, среди общающихся людей идет постоянный обмен жестами, благодаря чему осуществляется взаимное приспособление. Одна сторона этого приспособления сознательная и в значительной степени символична, а другая более спонтанна и непосредственна.

Эти 2 формы взаимодействия почти незаметно переходят одна в другую. Но различия тут немаловажные, и неспособность их замечать может привести к большой путанице.