Происходящие изменения в ценностных представлениях могут быть поняты только в контексте анализа всех системных изменений социума. Переживаемый российским обществом кризис идентичности преодолевается главным образом посредством этнической идентификации. Рост значимости этнических ценностей россиян в дальнейшем будет зависеть от того, насколько успешно будет развиваться социально-экономическая ситуация, и от того, насколько сильны будут позиции государства. Идея государственного созидательного патриотизма, преследующая цель создания мощного, демократического, социально ориентированного государства, может стать ведущей идеей гармонизации межэтнических отношений. Единство новаций и традиций должно стать основополагающим принципом осуществляемой трансформации российского общества. патриотизм оправдан прежде всего тем, что жизнь отдельного человека протекает в рамках специфических условий определенной страны, определенного государства, которое призвано обеспечить достойное существование своим гражданам. При этом органы государственной власти неизбежно должны руководствоваться соображениями национальной безопасности и защиты национальных интересов на международной арене. Но из последнего прямо вытекает заинтересованность граждан в укреплении государства, в прочности его положения в составе мирового сообщества, в росте его всемирного авторитета и уважения к нему со стороны правительств и народов других стран. Патриотизм оправдан также тем, что для человека естественна особая душевная привязанность к родным местам, к тем местам, где прошло его детство, где жили и трудились его родители и предки, к той относительно ограниченной территории огромного земного шара, с которой связаны существенные события индивидуальной человеческой судьбы.
А. Л. МАРШАК, первый проректор Российской академии предпринимательства, доктор философских наук, профессор. Я полагаю, что в условиях, когда социологии в нашем обществе все больше отводится вспомогательная роль, когда подавляющее большинство социологов считает, что социология является лишь инструментом РК-кампаний, этот сегодняшний труд, эта книга представляет собой замечательное явление не только по своему содержанию, но и по тем проблемам, которым она посвящена.
Я думаю, что книга «Москва ХХ-ХХ1 вв. город и мы» должна занять особое место и привлечь к себе внимание широкой научной общественности и всех тех, кому небезразлична судьба нашего города. Соглашусь с теми замечаниями, которые здесь прозвучали относительно важности проблем культуры в жизни современного российского общества, но хочу заметить, что сегодня очень часто мы встречаемся с такой точкой зрения, что Россия начнет воз рождаться из провинции Я думаю, что это не совсем правильно, Россия начнет возрождаться из Центра и, прежде всего, из Москвы В этой связи очень важно, что среди проблем, требующих нового освещения, новых подходов. авторы этой работы выбрали проблемы культуры, потому что это центральные проблемы развития любою общества, тем более такого многогранного каким является общество нашей страны.
Я не буду подробно останавливаться на высоком социологическом и методологическом уровне тех материалов, которые представлены в этой работе. Хочу несколько слов сказать только о тех проблемах, которые имеют, с моей точки зрения, инновационное содержание и заставляют всех, кто познакомится с этой работой, по-новому взглянуть на культурное развитие Москвы
Сделать это я хочу на материале двух глав которые наиболее близки мне. поскольку по своим научным интересам я связан с проблемами культуры и в частности молодежной культуры. Материалы этих глав показывают особый динамизм развития молодежной культуры, причем очень важно, что авторы хотят показать не только позитивные моменты, но останавливаются и на тех негативных моментах, которые существуют в сегодняшнем понятии «молодежная культура». Среди них наибольший интерес вызывает отход от коллективных видов творчества. Если мы посмотрим на данные социологических исследований доперестроечного периода, то центральное место в культурном творчестве молодежи занимали коллективы. Это была основная форма развития человека, формирования его интересов, культурных потребностей, жизненных ценностных ориентации.
Сегодня, к сожалению, это уходит, и на эмпирических материалах это очень хорошо показано.
Я не согласен, что наше будущее — в чрезмерном развитии Интернета, виртуальных средств. Увлечение виртуальными средствами досуга, компьютерными технологиями сужает внутренний мир человека, делает его более изолированным, более ограниченным. И, наконец, тенденция, которая прослеживается на протяжении длительного времени, характерная для большей части молодежи, — это слабое знание классического наследия, в том числе музыкального, литературного.
В этой связи, если творить о практическом выходе этой работы, нужно снова вернуться к эстетическому воспитанию молодого поколения, вернуться к той программе, которую разрабатывал Кабалевский, его команда и которая так и не воплотилась
С огромным интересом воспринимаются те данные и их описания, которые говорят о молодежной субкультуре хиппи, байкеров, хакеров, роллеров, панков и т д. Все это очень интересно, но мне кажется, что это не совсем субкультура и здесь я хотел бы поспорить с авторами Я считаю, что в современном Российском общенье говорить о субкультуре неприемлемо. Дело в, том что в классической социологии понятие субкультуры связано с, наличием в обществе нормативной культуры, а в тех условиях, когда нормативная культура сегодня деградировала, когда по существу мы утратили завоевания общей культуры она трансформирована и находится на очень низком уровне по целому ряду причин, говорить о возникновении каких-то субкультур, в том числе и молодежной субкультуры, мне кажется не совсем правильным.
Глава II.
Проблемы переосмысливания культурных ценностей в России и методы их решения
Структурная модель культуры переходного периода, описанная Н. Бердяевым, удивительно точно воспроизводит сегодняшнюю социокультурную ситуацию, когда культ высоких образцов упраздняется, и, соответственно, упраздняется «классическая» модель культуры. Новые культурологи прозападной ориентации утверждают лишь один критерий для всех культурных образцов — качество жизни, степень ее комфортности и технологического совершенства.
Культ западных образцов новейших технологий есть в известной мере результат трансформации культурных ценностей в нашем обществе
Проблемам трансформации ценностей в реформирующихся обществах посвящены сегодня исследования многих международных научных центров, где накапливаются данные о странах с различной экономической и политической структурой — от демократических до тоталитарных государств
Эти трансформации фиксируются как ценностный «синдром постмодернизма», который документирован исследованиями по 40 странам за 1970-1995 гг. Сюда входят трансформации «картин мира»: от изменения политических целей до изменения культурных, религиозных, семейных норм, а также изменения мировоззрений на макро- и микроуровнях: социальном и личностном.
Как выглядят «базы данных» российских реалий в этом всемирном обзоре ценностей? По большей части они выражаются в стремлении политических инноваторов внедрять западные модели образа жизни в нашу среду. В равной мере это относится к моделям образования и культуры. В контексте ценностных трансформаций все усилия направлены на разрушение так называемой тоталитарной культуры.
Разрабатывается новая политика, которая стремится покончить с тотальностью, понимаемой как органичность культурного пространства с «ценностным господством» — эстетическим, социальным, политическим — отечественной традиции, привить русской культуре «релятивистскую» модель-Речь идет о концепциях мультикультурализма, или поликультурализма которые можно понять как теории «расширения границ» Главная цель — внедрить в границах социокультурного российского пространства «альтернативные культуры», якобы изгнанные тоталитарной идеологией, дав им те же права, что и титульной (русской) культуре
Иначе говоря, политика расширения границ по схеме поликультурализма есть по сути политика размывания границ единого культурного пространства, созданного многовековой российской историей, подмена исконно отечественных культурных традиций альтернативными культурами, не имеющими ровно никаких корней в России и несущими ей чуждый образ жизни, ценностей нравственности
Принцип иерархичности культуры как наличия шкалы культурных ценностей о котором писал Н. Бердяев, замещается демократическим принципом равенства всех культур. Более того, в концепции мультикультурализма эта иерархия культурных ценностей представлена как политическая, как некая структура «имперского» свойства, как «культурный империализм» с преобладанием в его парадигме «универсальных» ценностей (см.: Ушакин С. А Мупьтикультурализм по-русски или о возможностях педагогики постмодерна в России//Полис, 1997, № 4, с, 123).