В основе отношения к старикам существовало несколько моделей старости, укорененных в нравственном миропонимании русского народа: Модель старца -пустынника, старца -странника, старика – руководителя общины.[20] В основе модели старца – пустынника лежит образ мудрого старика, дистанцированного от сиюминутных треволнений, сконцентрировавшегося на главных, непреходящих ценностях, дающего советы. Модель старца – странника характеризует склонность к физическому и духовному странничеству. Обязательные составляющие образа «старца- странника» были физическая или социальная ущербность, как знаки его старческого статуса. Н. Бердяев отмечает, что странничество составляет сущностную черту русского характера. Модель старика- руководителя общины фиксирует доминирующую фигуру патриарха, как в социальном пространстве общины, так и во внутрисемейных отношениях.
Преемственность поколений не всегда идет по восходящей линии. Вопреки устоявшемуся мнению о гармонии отношений между поколениями в традиционной русской общине, их отношения характеризовались довольно сильной напряженностью, а иногда переходили в откровенный конфликт. Особенно ярко это проявлялось во время праздников. В период святок, например, юноши нередко нападали на взрослых, причем их агрессия носила характер жестокости. Самой излюбленной шалостью деревенской молодежи следует признать заваливание ворот и дверей изб всяким деревенским хламом, дровами, бревнами, сохами и проч. Взявшись за это дело целой гурьбой, озорники так завалят выходы из изб, что утром все хозяева очутятся все в плену.
Есть интересные сведения о доминировании молодежи в русской традиционной культуре, в частности при решении важных «мирских» дел. Например, в середине Х1Х в. молодые крестьяне более решительно боролись за общекрестьянские интересы. Вес, который имела молодежь в традиционной общине, объясняется, по-видимому, военизированным характером русского государства, в котором верховная власть всегда опиралась, прежде всего, на армию, состоявшую из молодежи. Если сказать иначе, то власть издавна старалась вырвать молодежь из-под влияния традиционного сектора, привлечь на свою сторону и с помощью этой военной молодежи воздействовать на народные массы. Исторические данные свидетельствуют о том, что молодежь, призванная на военную службу, игнорировала традиционные нормы поведения, предписывающие подчинение старшим. Нарушение естественных механизмов передачи социальной информации от старших к младшим на уровне всего российского общества, при котором младшие игнорировали волю старших, отчетливо фиксировалось крупнейшими писателями этого периода. Ф. Достоевский констатирует отсутствие в обществе гармонии между поколениями, при которой старшие должны доминировать над младшими.
В результате городская культура попала под мощное влияние революционной интеллигенции. В городской культуре данного времени доминировали молодежные ценности. Молодежь впитывала с образованием западные культурные ценности и начинала свысока смотреть на ту культуру, носителями которой являлось старшее поколение.
В социологической литературе имеются два полюса трактовки межпоколенных отношений.
1)В современном обществе существует большая разница между поколениями и этот доходящий до противоположности разрыв увеличивается.
2)Представления о росте межпоколенных различий иллюзорны. Ничего нового в этом отношении не произошло.
Встречается также точка зрения, согласно которой подобные взгляды на взаимоотношения поколений существует лишь в спекулятивных глобальных теориях. Данную точку зрения опровергают эмпирические исследования, которые показывают, что межпоколенные отношения являются отношениями «селективной преемственности».
История свидетельствует о существовании проблемы борьбы за власть между старыми и молодыми, принадлежащими к господствующему классу. Старые владели опытом, знанием, памятью, а молодые обладали силой, здоровьем и хорошими адаптационными способностями. Так в традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, а также были определены и неизменяемы способы взаимосвязи поколений и передачи опыта. Иная картина наблюдается в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новым поколением новые проблемы и задачи самоутверждения и выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Меняются механизмы трансляции опыта, в результате формируется «образ» каждого поколения.
В классической культуре России проблема смены поколений, проблема отцов и детей была проклятьем, тяготеющим над теми и другими, доходящим до отцеубийства - как у Достоевского. В европейской литературе такого безумного противостояния не было. Конфликты конечно были, то есть каждое новое историческое поколение, как и «положено» ему, начинало новый этап жизни общества, говорили что-то новое, формировали и формулировали какие-то новые ценности, но не было этого страшного, когда отцы «вырубались» детьми. В. Кантор говорит, что это происходило потому, что каждое новое поколение России получало своего европейского бога, отношение к которому было как к языческому идолу. Сначала были гегельянцы, потом шеллингианцы, Маркс, Мах, Фрейд. И каждое новое поколение воспринимало новую идеологию как откровение, единственную истину, поэтому, естественно, предшествующее поколение оказывалось не только естественно-биологическим соперником в пространстве жизни, но и идеологическим противником. Гамлет мстит за отца, а Дмитрий Карамазов - отца – убивает. По мнению В. Кантора, проблема поколений, достаточно спокойная, взрывающаяся лишь в периоды катаклизмов - например, в Европе 60-х годов, в России всегда в состоянии готовности к взрыву.[21]
Конфликтность поколений снимает христианство, которое начинается с осмысления того, что Христос пришел выполнять заветы Отца. «Я не против Отца, я пришел восстановить Законы Пророков…». В христианской культуре появляется преемственность поколений, каждое из которых, создавая новое, учитывает, трансформируя, конечно, старое. Достоевский пишет, что только христианизация может стать России защитой от всех бед.
Особо остро конфликт поколений проявляется в 20-е годы ХХ века. Молодое поколение отвергает ценностные идеалы прошлого и противопоставляет свою картину мира общепринятой.
Очень важным представляется рассмотреть межпоколенные взаимоотношения в семье, которым очень много места уделено во второй главе данной работы Семья очень важна как для молодого поколения так и для поколения пожилых. Она является основным элементом в системе взаимоотношений между поколениями. Семья в течении всей жизни человека является для него первой и последней опорой- «стартовой площадкой» на раннем этапе жизни и «последним прибежищем» в позднем возрасте.[22] Семья выполняет ряд важных социальных функций таких как:
-воспитательная (социализация молодого поколения),
-функция духовного общения,
-социально-статусная (предоставляет определенный социальный статус членам семьи),
- досуговая (взаимообогащение интересов),
- эмоциональная(получение психологической защиты, эмоциональной поддержки).
В настоящее время происходят сильные изменения в экономической жизни страны, старшее поколение полностью отдает себя работе, пытаясь выжить в наше нелегкое время. В связи с этим встает такая важная проблема, как снижение воспитательной функции семьи. Конечно, хорошо, когда детьми занимаются бабушки и дедушки. Помощь, оказываемая старшими молодым членам семьи весьма многообразна. Чаще всего она выражается в уходе за малолетними внуками и правнуками. Значение этой помощи трудно переоценить. Здесь и преимущество индивидуального обучения, и ценность тесного общения с ребенком в первые годы жизни, и большая гарантия предохранения его от заболеваний, столь частых в детских дошкольных учреждениях. Но при совместном проживании молодого и старшего поколения часто возникает не понимание друг друга. Причинами отсутствия взаимопонимания становятся объективная разница, связанная с новыми социальными условиями, разногласия во взглядах на жизнь, не совпадение ценностей и психологические особенности пожилых и молодых людей. Молодое поколение растождествляется с дедами и как носителями идей прошлого, и как авторитетами в семье, ориентирами в жизни. Это ведет к напряжению в институте семьи, с которым себя все - таки отождествляет подавляющее большинство старшего поколения. Можно лишь пожелать, чтобы в каждой семье «конфликт поколений» решался на основе чудесного сплава любви к детям и уважении к старости. Но, к сожалению, это часто бывает совсем не так. Существуют сведения о домашнем насилии над пожилыми людьми в разных формах: физическом, эмоциональном и экономическом. Вместо неудовлетворенной потребности общения, заботы, старшее поколение испытывает желание оградиться от конфликтных взаимоотношений со своим потомством. И в большинстве случаев желает жить раздельно со своими родственниками.
Подведем итоги данного параграфа.