Задание № 11
Генеральная совокупность и выборка.
Для сбора первичных данных в социологии используют различные методы. Одним из которых является опрос. В свою очередь, опрос может проводиться в двух типах – сплошной и выборочный (разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается все население страны). Сплошной опрос по охвату исчерпывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-то общности или группе. Население страны – самая крупная из таких общностей. Но есть и более мелкие, например, персонал предприятия, все жители небольшого города и др. Опрос данных категорий людей также называется сплошным.
Выборочное обследование является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует изощренной методики и техники. Его основа – выборочная совокупность, которая представляет собой уменьшенную копию генеральной совокупности.
Генеральная совокупность представляет собой все население или ту часть, которую социолог намерен изучить.
Выборочной совокупностью называют множество людей, которых социолог опрашивает.
Кого относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность, решают математические методы.
Социолог не имеет права опрашивать специально подобранных, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Право имеет вероятностный механизм отбора, специальные математические процедуры, обеспечивающие наибольшую объективность. Считается, что случайный метод – наилучший способ отобрать типичных представителей генеральной совокупности.
Свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности называется репрезентативностью. Расхождение между ними, отклонение одной от другой называется ошибкой репрезентативности.
В исключительных случаях социолог намеренно запускает ее, чаще она появляется по причине плохой его осведомленностью о структуре генеральной совокупности распределения людей по возрасту, профессии и т.д.
Задание № 12
О. Конт и Г. Спенсер – основоположники социологии. Суть позитивизма О. Конта.
Францию в XVIII в. сотрясали экономические кризисы, социальные потрясения, политические перевороты. Сотрясаемое этими раздорами французское общество требовало не только бесстрасного диагноста, но и удачливого лекаря.
Так, основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология (соци — общество, лог — знание, наука). Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество — наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Он надеялся, что социология поможет правительству правильно, учитывая все последствия проводимых реформ, в управлении обществом. Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающийся в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, об общего к специфическому. Конт выдвигал к социологии требование — изучать законы явлений, а не искать трансцендентных причин, основывать достоверность своих выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации. У Конта социальный закон — это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все познание проходит три стадии : теологическую, метафизическую и позитивную стадию (научную). Установки Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентируется на методы биологии, физики и т.д. последователи его также пытались понять социальное через биологическое. Конт делил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы в состоянии целостности и равновесия всех элементов, в этом разделе рассматриваются основные общественные институты (семья, государство, религия и т.д.) и их функции и роли в установлении согласия в обществе. При этом основным законом Конт считал закон социальной гармонии. Социальная динамика рассматривала общество в движении, развитие —это теория общественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовное развитие человечества. Здесь основным законом Конт считал — закон смены социальных состояний. Конт создал методологическую базу социологии. Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.) Основной тезис Конта — необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала. Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента. Установки Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентации на методы биологии, физики и т.д. нашли последователей. Большинство социологических школ 19в стремились понять социальное через биологическое и поэтому это направление получило название в истории социологии название — натуралистической социологии. Конт значительно ускорил процесс научного познания. Но у Конта наука оставалась все еще разновидностью социальной философии. Несомненно, что наука об обществе обрела свое название благодаря Конту. Однако социология обрела свое достойное место только спустя почти целый век.
Ярким представителем новой науки являлся Герберт Спенсер, провозгласивший новую идею развития (эволюцию). Спенсер, отмечая, что общество как сложный организм имеет для каждой потребности или функции имеет определенный орган, и развитие обществ происходит через дифференциацию или деление существующих органов. Но развитие происходит не только делением имеющихся социальных институтов, но и путем отмирания некоторых и появление абсолютно новых социальных институтов. Спенсер обосновал идеи либерализма с позиций социологии. Он выступил с мнением, что государство по своей сути есть акционерное сообщество для защиты интересов его членов. Он впервые ввел понятия социальная система, социальная структура, социальный институт. Он различал три типа институтов: продолжающие род (брак, семья), экономические и регулирующие (религия, полит. институты, мораль и т.д.). Две идеи Спенсера: описание структуры общества как особого организма и идея эволюции — определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: организма и эволюционизма. Спенсер на 7 лет раньше Дарвина пришел к мысли о наличие эволюции в биологическом мире и распространяет эти идеи на все без исключение явления в природе и обществе. Спенсер считал, что и общество и культура и психология естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы и следовательно — эволюции.
Список использованной литературы:
1. А.И. Кравченко «Социология», Екатеринбург 2000 г., издательство «Деловая книга».
2. Радугин А.А., Радугин К.А. «Социология», Москва 1996г., издательство «Центр».
3. А.И. Кравченко «Общая социология», Москва 2001 г., издательство «Юнити-Дана».