Северо-Западный филиал Московского гуманитарно-экономического института Факультет: Юридический Контрольная работа по дисциплине: «СОЦИОЛОГИЯ» Выполнила: студентка группы Вариант: III Преподаватель: Оценка:_________________г. Мурманск – 2001 |
Содержание:
1. Как изменилось отношение к социологии в нашей стране?…………………..3
2. Характер взаимодействия субкультуры и конркультуры с доминирующей…4
3. Факторы, влияющие на формирование личности………………………………5
4. Индивидуальные и групповые социальные отклонения с точки зрения доминирующей культуры и субкультуры………………………………………6
5. Структурные элементы общества……………………………………………….6
6. Виды квазигрупп…………………………………………………………………7
7. Социальный институт……………………………………………………………8
8. Социальная организация…………………………………………………………8
9. Типы социальных изменений……………………………………………………9
10. Этапы протекания конфликта…………………………………………………..9
11. Генеральная совокупность и выборка………………………………………….12
12. О. Конт и Г. Спенсер – основоположники позитивизма. Суть позитивизма
О. Конта………………………………………………………………………….13
13. Список использованной литературы………………………...………………..15
Контрольная работа.
Задание № 1
Как изменилось отношение к социологии в нашей стране?
Социологическая мысль в Росси развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества.
Вспомним двадцатые годы страны. Тогда активно исследовались изменения в условиях труда и быта трудящихся, изучались бюджет и структура свободного времени работника, воспроизводство населения и воспитание детей, другие важные социальные процессы и явления общества. Появились понятия социология города, деревни, политики искусства, молодежи, социология иных конкретных объектов. Издавалась литература по отдельным областям социальных знаний.
По существу 40-50г.г. в СССР, в т.ч. в. и России не велось никаких социологических исследований. Причина была в отрицании значения социологии как самостоятельной и полноправной науки об обществе, законах его развития и функционирования.
Лишь в начале 60г.г. с наступлением хрущовской «оттепели» начали возрождаться конкретные социологические исследования. В 1960г. в Институте философии Академии наук СССР было организовано первое в стране социологическое подразделение. Вначале это был сектор исследования новых форм труда и быта, позже преобразованный в Отдел конкретных социологических исследований.
Однако данные социологических исследований практически использовались при решении тех или иных вопросов реальной жизни, а социология все не признавалась самостоятельной обществоведческой наукой. Тот факт, что проводилось много конкретных эмпирических исследований разных сторон социальной жизни, давало основание рассматривать социологию только как прикладную науку. Вместе с тем по-прежнему считалось, что единственно научной теорией общества являлся исторический материализм, что сдерживало развитие социологии.
Так было до конца 80-х г.г., когда в силу ряда сложившихся социально-политических, экономических и внешнеэкономических обстоятельств СССР оказался перед объективной необходимостью реформирования общества. Тогдашнее «партократическое» руководство СССР выбрали не научный, а волюнтаристический путь решения назревших экономических и экономико-политических проблем страны.
Не изменилось положение и до настоящего времени. Однако, социологи продолжают проводить свои исследования хода реформирования российского общества. В результате выявлены и изучены как позитивные, так и негативные аспекты происходящих в стране изменений. В частности, обращено внимание на становление элементов рыночной инфраструктуры, прежде всего банковской и торговой, ликвидацию в известной мере товарного дефицита, но в то же время отмечалось сокращение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, разрушение научного и технического потенциала страны, значительное снижение жизненного уровня большинства населения, увеличение преступности, и рост различных форм социальных аномалий. Социальная цена реформирования оказалась чрезвычайно высокой.
Социологи предлагали и конкретные меры для преодоления негативных и опасных тенденций. Сделан вывод о том, что главное направление современного этапа реформирования должно определяться как объективными тенденциями развития мировой цивилизации, так и потребностями принятия адекватной российскому евразийскому менталитету модели общественного развития.
Социологи обосновали, что при наличии мощного индустриального, научного, сырьевого и человеческого потенциала, которым располагает страна, Россия может осуществить стремительный экономический, научно-технический и социальный прорыв вперед, и не только сравняться с развитыми странами, но и занять прочные ведущие позиции в мировой экономико-политической жизни и научно-технической сфере.
Социологами разработаны основные принципы концепции государственной национальной политики. Показано, что назревшие вопросы межнациональных отношений следует решать в русле господствующей в мире тенденции к экономической и политической интеграции.
Много внимания уделяется разработке проблем общенациональных интересов и социальных приоритетов.
Как и в недавнем прошлом, работы и выводы социологов признаются значимыми, по-прежнему остаются невостребованными. Прогнозы же обладают в ряде случаев достаточной достоверностью.
Сложившееся положение в самой социологической науке необходимо исправлять. Здесь большая роль принадлежит Российскому гуманитарному научному фонду и Российскому фонду фундаментальных наук.
Задание № 2
Характер взаимодействий субкультуры и контркультуры с доминирующей.
Под доминирующей культурой в социологии понимают совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества. Данная культура может быть национальной и этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.
Этническая культура – совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она включает в себя орудия, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства.
Национальная культура включает не только традиционно-бытовую, профессионально и обыденную культуру, но и специализированные области культуры. В отличие от этнической национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных кровно-родственными отношениями.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура – это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая целому – доминирующей, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-х годах отрицало господствующие в обществе ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.
Возникновение контркультуры – явление вполне обычное и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся пространство делят между собой суб- и контркультуры. Те и другие крайне важны доминирующей культуре, хотя к одним она относится с недоверием, а к другим – с враждебностью. Контркультурами были ранее христианство в начале новой эры, религиозные секты, средневековые утопические коммуны, идеология большевиков.
Задание № 3
Факторы, влияющие на формирование личности.
Личность в социологии имеет два значения:
1. Личность – это нормативный тип человека, соответствующий требованиям
общества (модальная личность). Совокупность социально значимых черт поведения.
Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного
развития и включения индивида в систему общественных отношений по средствам активной деятельности или общения.
2. Личность – это совокупность статусов и ролей, которые она выполняет в данной