Соц. мобильность — это передвижение в социальном положении, изменение статуса людей, происходящее в обществе постоянно. Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение — главным образом за счет образования, армии, церковь, бизнес. Наибольший вклад в исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении окружающих и своем собственном. Для фиксации перемещений он ввел ряд понятий, связанных социология шкалой:
· вертикальные и горизонтальные мобильности (горизонтальные — перемещение без изменения статуса, вертикальные — с изменением статуса);
· индивидуальная и групповая мобильность (групповая происходит тогда, когда положение в обществе изменяется у всей группы, т.е. изменяется ее оценка обществом. В 60-е гг. вырос авторитет физиков;
· восходящая и нисходящая динамика. Восходящая когда повышают свой статус, нисходящая — снижают (после революции нисходящая динамика была характерна для дворян, восходящая — для рабочих и крестьян).
Второе связанное с территориальным перемещением — миграция.
Есть разнообразная типология миграционных процессов. Например, эмиграция и иммиграция, различаются разной направленностью миграции. Эмиграция означает выезд из страны проживания, иммиграция — въезд в страну. Также различаются миграционные потоки по причинам вызвавшим миграцию. Такими причинами являются природные катаклизмы, наводнения, извержение вулканов. Бывают экономические миграции, в ее основе стремление людей улучшить свои экон. условия жизни, повысить заработок, улучшить жилищные условия. Т.е. из-за стремления более полно удовлетворить свои материальные потребности, через повышение покупательной способности.
В 20в довольно широкое распространение получили миграции, мотивом которой является профессиональная неудовлетворенность. В 90-х гг. из России уехало множество специалистов, т.к. закрывались научные лаборатории, плохое финансирование научно-исследовательских институтов. Научные работники и интеллигенция выезжали за рубеж в поисках адекватной их таланту, образованию и знаниям работы и условий продолжить научную работу есть политическая миграция — переезд в демократические страны в поисках более полной реализации прав и свобод. Есть религиозная миграция — в 90-х гг. беженцы не только в Россию, но и в странах Азии, Африки. В странах Латинской Америки, на Балканах люди мигрировали от военных конфликтов. Этот тип миграции называется вынужденной миграцией.
В России главные миграционные потоки 20в характеризовались нестабильностью. Их назвали волнами миграции. 1-ая волна была вызвана революцией и гражданской войной (существует противоречивая статистика, но не менее 2млн. человек). К ней примыкает и не столь массовый поток миграции 20-х гг., когда люди уезжали по причинам политических и религиозных преследований. 2-ая волна миграции была связана социология второй мировой войной. Тогда мигрантами стали люди либо сотрудничавшие с немецкими оккупантами, либо военнопленные, большая часть возвратилась из концлагерей, гражданские лица вывезенные в Германию период оккупации за пределы СССР. Вплоть до 80-х гг. миграция была мала, т.к. были ограничения и люди желавшие выехать часто получали титул «невыездных». С середины 80-х начал нарастать миграционный поток и до настоящего времени, за этот период за границу выехало более 2млн. человек. Главные пути: Германия, Израиль, США, Греция. Многие выехали в другие страны Европы, Канаду, Австралию и в др. страны. Мигрировали прежде всего по этническим признакам, особенно в Израиль — евреи, в Германию — российские немцы, в Грецию — греки. В США поток смешанный, в основном русские. Причиной этнических миграций было неудовлетворенность своим положением на государственном и бытовом уровнях, стремление воссоединиться с родственниками, надежду на более полную реализацию способностей и образовательного уровня и др. причины. Особой разновидностью миграций являются миграции город-село, и маятниковая миграция (регулярная с определенной длительностью перемещения, в частности это перемещение из спальных районов города к месту работы и по окончанию работы — назад. К маятниковой миграции можно отнести и «вахтовиков».
Особенностью современной России является проблемный, неудовлетворительный характер миграции. Во-первых эмиграция и иммиграция характеризуются не только тем, что выехало на млн. больше, чем въехало, но прежде всего тем, что выехавшие практически все представители европейской расы с высоким образовательным уровнем и способностями. Значительное число въехавших — это представители афро-азиатских рас, большинство из которых — китайцы, с низким образовательным уровнем, занимающихся мелкой торговлей. Что касается миграции из села в город, то она тоже не удовлетворительна с социальной точки зрения, т.к. большой слой населения в репродуктивном возрасте, что снижает общую рождаемость в стране.
14.СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ»
Для современного общества время представляет собой необходимое условие, важнейшую форму существования этого общества и особенно всех изменений происходящих в нем. Время хронометрируется, измеряется. И без учета фактора времени, без возможности сверять его, осуществлять ранних процессов общество не могло бы существовать. Но так было не всегда. И до сих пор существуют народы, (есть племя в Судане) не знающие время исчисление. Потребность в учете времени возникло вместе с формированием первых цивилизаций. В Древнем Египте и Вавилоне были изобретены солнечные и водяные часы. Лишь в 14в появляются механические часы, по началу редкие и дорогостоящие, и только в середине 19в в Европе и Америке, а потом и по всему миру распространились дешевые часы, массового изготовления. Время приобрело четко выраженное социальное звучание, стало социальной потребностью. Различные хронометры, т.е. измерители времени построены на учете одинаковых единиц времени: секунд, минут. Их называют астрономическим временем. Социальное время использует массу временных единиц: секунд, минут, час, сутки, неделя, год, век, эпоха, эра, из которых лишь сутки и год связаны и обусловлены естественными природными процессами. Остальные единицы имеют договорной характер, как бы люди договорились и в разных обществах различаются. Например, неделя у разных народов равна и пяти и шести суткам, 7 — в христианско-иудейских системах исчисления, 10 — в Китае, 8 — в Древнем Риме. Термин «век» в одних случаях равен 100 годам, когда речь идет о процессах человеческого общества. Но применяют этот термин в контексте «человеческий век» он равен 70-80 лет.
Впервые понятие «социальное время» рассмотрено В.Г. Афанасьевым выявлена специфика соц. времени в проявлении общих свойств времени — однонаправленность, необратимость, связность.
В.П. Яковлев подробно рассмотрел неодинаковость соц. времени, важность субъективных факторов, выделил 3 уровня соц. времени: время индивида, время поколения, время человеческого общества.
Соц. время — это время существования, функционирования и развития общества как совокупности соц. системы, от человека до общественно-экономической формации, и человеческого общества в целом. Это время общественного бытия людей, т.е. их материальной деятельности. Соц. время есть единство длительности, последовательности, сосуществования, единства объема деятельности и ее результатов, выступающих в виде событий, процессов, предметов. Соц. время есть время связанное с человеческой деятельностью. Соц. время представляет собой совокупность времени существования и деятельности всех членов общества, вступающих в процесс деятельности в различные отношения и образующие различные группы (от семьи или малых групп до классов). /В.А. Артемов «Социальное время»
Социальное время тесно связанное и обусловленное событиями, происходящими в тот или иной период обладает целым рядом особенностей (событийность, цикличность, неравномерность, субъективность восприятия, возможность копить, расходовать и определять стоимость, наличие 3-х измерений) что позволят выявлять тенденции и составлять прогнозы на будущее.
15.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ:
1. Событийность выступает первой характеристикой социального времени. Это означает, что общество воспринимает время в связи с теми или иными событиями, представляющими важное значение для общества. Такими событиями являются: смены государственного управления, войны, перевороты, кризисы, эпидемии и т.д. события выступают первыми ориентирами, отметками времени тогда, когда еще не было хронометров.
2. Второй характеристикой социального времени выступает мифологичность. Как правило в общественном сознании время ушедшее мифологизируется, чаще всего позитивно, приукрашивается. Но иногда наоборот, оценка бывает чрезмерно негативной. Также мифологизируется будущее время, преимущественно наделением положительных качеств, т.к. связано с ожиданием людей, ожиданиями улучшения своего сегодняшнего положения.
3. Социальное время обладает свойством социальной и индивидуальной неравноценности, неравнозначности. Что касается общественной неравнозначности, то оно проявляется в 2-х вариантах. Во-первых в том, что для общества различные этапы, периоды времени даже равные по протяженности имеют не одинаковое значение. Есть периоды бурных изменений в общественной жизни, периоды реформ, где один день или месяц или год играют судьбоносную роль для данного общества и человечества в целом. Второй вариант общественной мировозначности выражается в рамках микросоциологии и связан с тем, что время в приложении к конкретным личностям социально неравнозначно. День, неделя в деятельности уборщицы или те же периоды хирурга, или шофера социально неравнозначны. С этим связано понимание всеми людьми неодинакового престижа разных видов деятельности. Это — то, что касается общей неравномерности социального времени. Индивидуальная неравнозначность социального времени заключается в том, что мы все и каждый из нас в отдельности ощущаем разные периоды своей жизни неодинаково с точки зрения его реальной продолжительности. Когда мы торопимся, нам кажется что время течет очень быстро и наоборот. В детстве восприятие времени более протяженное, чем в старости. Это связано с тем, что время, насыщенное событиями, впечатлениями, эмоциями, переживаниями ощущается как более протяженное.