Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. Известный американский этнограф, создатель социальной антропологии Б. Малиновский связывал существование религиозной веры с потребностью людей в обретении смысла жизни, с их тревогой о своей судьбе. Он считал, что религия возникает из способности людей любить и заботиться о ближних, из осознания неизбежности смерти. Однако религия не только дает утешение перед лицом смерти, она вносит смысл и в другие аспекты человеческой жизни, например: дает надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни: болезни, бедность, социальное неравенство.
Основатель психоанализа З. Фрейд считал, что главная функция религии связана с тем чувством психологической защищенности от жизненных невзгод, которое она дает людям. Как ребенок пытается найти защиту от своей беспомощности у родителей, так и взрослые люди, не сумевшие по каким-то причинам приспособиться к жизни, стремятся найти защиту у Бога.
Если суммировать приведенные точки зрения, то становится ясно, что важнейшей является регулятивная функция религии и церкви. Любая религия регулирует социальное поведение своих приверженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запретов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения.
Наряду с регулятивной, религия и церковь выполняют еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них:
· мировоззренческая — религия организует систему мировоззрения человека, определяет его понимание мира;
· компенсаторная — религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида;
· интегрирующая — заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.
Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм самоорганизации социума.
Мировоззренческую функцию религия и церковь реализуют благодаря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр.
Религия и церковь выполняют компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей — в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в группе.
Религия и церковь обеспечивают общение, осуществляют коммуникативную функцию. Общение складывается в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом; верующих с Богом.
Религия и церковь, являясь составной частью культуры, выполняют культуротранслирующую функцию. Она способствует развитию определенных ее слоев — письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.
Церковь выполняют ряд функций и играют определенную роль в обществе. Понятия «функции» и «роль» связаны, но не тождественны. Функции — это способы действия религии в обществе, роль — суммарный результат, последствия выполнения ею функций.
Церковь оказывает на экон. отношения и другие сферы общественной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им «ореол святости» или объявляет «нечестивыми», «отпавшими», «погрязшими во зле», «греховными», противоречащими «закону», «Слову Божию». Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения. /Основы религиоведения, с.67/
23.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
Политические институты — разновидность социальных институтов, к ним относятся: государство, полит. партии, общественные организации имеющие свои полит. интересы (профсоюзы, молодежные и женские организации, творческие организации, религиозные общности и т.д.). Каждый из полит. институтов осуществляет определенный вид полит. деятельности и включает социальную общность, слой, группу специализирующиеся на реализации полит. деятельности по управлению обществом. Для этих институтов характерны:
· политические нормы регулирующие отношения внутри полит. института и между ними и между политическими и неполитическими институтами общества;
· материальные средства необходимые для достижения поставленных целей.
Полит. институты обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование полит. деятельности, сохранение идентичности полит. общности даже при смене состава, усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, осуществляют контроль за полит. поведением.
Крупнейший соц.-полит. институт — институт государства. Функции государства являются организация и управление жизнью общества. Для выполнения этих функций государство обладает законами, которые само и создает, огромные материальные средства, как за счет налогов, так и за счет др. поступлений (госсобственность и др.). Однако современное государство представляет собой очень сложный механизм, состоящий из целого ряда относительно самостоятельных структур. Оно включает в себя институт президентства, правительства, парламентаризма, местного самоуправления, правоохранительных органов, судебных и т.д. Все эти государственные институты обладают такими свойствами, как легитимность или законность. Форма государства и его органов определяются, как правило, национальными традициями управления и его развитием в русле общих принципов демократии. По форме современные государства делятся на монархию (традиционную и конституционную) и республику (парламентскую или президентскую). Универсальной структурой государственной власти является:
· законодательные органы (парламенты, советы, съезды и т.д.),
· исполнительные органы (правительство, министерства, госкомитеты, органы правопорядка и т.д.),
· судебные органы,
· армия и органы госбезопасности,
· государственная система информации и т.д.
Но в разных обществах существуют различные избирательные системы, различна роль президента и парламента, судебных и правительственных органов.
К полит. институтам относится институт права, в любом обществе (за исключением наименее развитых) существуют законы, регламентирующие различные формы взаимодействия между людьми, организациями людей. Существует гражданское, уголовное, административное право. И наконец к полит. институтам относятся полит. партии, общественные организации, профсоюзы, без которых современная жизнь не мыслиться. В демократических обществах все полит. институты автономны (власть делится на независимые ветви — исполнительную, законодательную, судебную). Все полит. институты влияют на формирование государственных и властных структур, направляют полит. направление развития общества. В авторитарных и тоталитарных обществах естественные функции полит. институтов деформированы, полит. партии и общественные организации в той или иной степени подчиняются правящей элите. Поведение индивидов и групп в полит. сфере подчиняются нормам — основным правила участия в полит. жизни. Нормы разделяются на нормы-законы и нормы-привычки.
24.ДИСФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Важной характеристикой деятельности социальных институтов является их взаимодействие с социальной средой. В случае, если институт обеспечивает эффективное решение своих задач осложнений в обществе не возникает. Однако под влиянием социальных перемен и в результате формирования новых потребностей общества социальные институты перестают отвечать требованиям времени. В результате такого несоответствия в деятельности того или иного института может возникнуть явление дисфункции. В процессе развития соц. институтов каждый из них периодически переживает период, названный дисфункцией. Приставка дис означает нефункционирование, бездействие, т.е. такое состояние соц. института, когда он либо вовсе не выполняет присущие ему функции, либо выполняются недостаточно. Дисфункция соц. института имеет 2 основные причины:
· во-первых—устаревшие формы соц. института. Дисфункция может показать, что данная форма соц. института перестает удовлетворять потребностям изменившегося общества. Например, в разных странах и в разное время возник кризис власти, кризис экономики. Выходом из этих кризисов служит реформа или замена, модернизация соц. института. Либо это пересмотр средств, которыми обладает институт;