В американской социологии, у Смелзера например, принято рассматривать проблему этнической стратификации с т. зр наличия в обществе малых этносов или народов. Определяя, что такое малый этнос, Смелзер пишет, что это группа имеющая расовые или этнические особенности и испытывающая несправедливое (с ее т. зр) отношение к себе более крупного этноса.
В связи с этим встает вопрос почему взаимоотношения между большими и малыми этносами всегда чреваты несправедливостью действительной или мнимой. С т. зр марксизма межэтническая конфликтность вытекает из основной соц. несправедливости (наличие богатых эксплуататоров и бедных эксплуатируемых) и с т. зр Маркса несправедливость вытекает из желания и возможности более сильных эксплуатировать более слабых.
Известный социолог конца 19 - начала 20 вв. Л. Гумплович высказал суждение, что конфликт между этносами совершенно неизбежен, поскольку в полном соответствии с теорией Дарвина, что народы как и биологические виды более низкого порядка борются за выживание. Он считал, что каждый народ оценивает другого с т. зр своих привычек, а поскольку др. непохожи, то следовательно они чужие.
Расизм всегда исходит из того, что существуют народы высшие и низшие, следовательно если низшие народы сужают жизненное пространство высших, то святое дело их уменьшить и освободить пространство. Несколько по иному, то же самое называется этноцентризмом.
Существующие взаимоотношения между народами имеют часто конфликтный характер. В 20в у межэтнических конфликтов появились дополнительные аргументы, стимулы:
1. очень бурный рост населения привел к тому, что человечество явно превысило своей численностью возможности земного шара создать каждому человеку комфортную жизнь;
2. территории занимаемые разными народами неравноценны. Одни богаты, другие нет ресурсами.
В отношении конфликтов существуют категорийные понятия:
· Национализм — одно из наиболее сложных и противоречивых понятий в теории межэтнических отношений. Многие ученые и видные политики считают национализм необходимым и положительным моментом национального самосознания и трактуют его как любовь к своему народу. Н. Бердяев считал, что без национализма не может существовать нация. Л. Толстой: «национализм — последнее прибежище подлецов». П. Кистяковский говорит, что есть 2 типа национализма: а) отношение к нации как к чему-то особенному, отдельному и требующему дальнейшего отделения от других, б) стремление к равенству наций и стремление возвысить более слабую нацию, сделать ее равной большим и сильным нациям. В. Ленин писал, что есть национализм большого народа, который можно назвать шовинизмом и с этим нужно бороться, и есть национализм малого, слабого народа, и его надо приветствовать.
· Национальный вопрос. Взаимоотношения малых и больших народов нередко приводят к ситуации, обозначаемой как «национальный вопрос». В любой стране он имеет конкретное обозначение. В Англии — северо-ирландский. Т.е. национальный вопрос — это вопрос малого народа, оказавшегося в зависимости от большого. Для сегодняшней России понятие национального вопроса употребляется как русский вопрос. Русские оказались в роли обвиняемых в несправедливости со стороны малых народов. Во многих республиках русские являются национальным меньшинством.
39.ЭТНИЧЕСКИЙ РЕНЕСАНС
В последние десятилетия в западной науке возник термин ЭР или национальный ренессанс. Под этим термином понимается возрождение — в странах с разным уровнем развития происходит всплеск обществ интереса в стремлении возродить свои исторические традиции, особенности неповторимость ибо культура каждого этноса уникальна, и содержит в себе какие-то элементы, не имеющие аналогов в др. культурах. В Европе и Америке возникают музеи нац культуры, нац истории. В школьные программы вводят специальные дисциплины включающие нац культуру, традиции и истории, с детства формируется патриотизм, уважение к собственному этническому происхождению. В странах Юго-Восточной Азии наиболее ярко и эффективно в Японии сумели соединить технические и научные достижения современной цивилизации с традициями, менталитетом, уходящими в 14-15вв. В других странах этот ренессанс просматривается не только в рамках культурного возрождения, но нередко в форме экономических, территориальных притязаний к соседям. Это проявляется и в стремлении приобрести суверенитет, опираясь на прошлое величие.
ООН откликаясь на Э ренессанс ведет 2 линии в этом направлении:
1. есть несколько программ ООН о сохранении и поддержке в надлежащем виде и развитие памятников культуры или городов, комплексов архитектуры и т.д.;
2. выражено в целом ряде решений, признающих сложности территориальных делений — «статус-кво» не подлежащих пересмотру.
Этничность — это приписываемый генетически самовоспроизводимый вид соц. организации и соц. отношений.
Межэтническая напряженность, конфликты в постсоветском пространстве и постсоциалистическом мире в какой-то мере были предопределены факторами:
· издержками экон политики и размещением нетрадиционных производств;
· экон кризисом, усугубленным разрывом сложившихся хоз связей и падением жизненного уровня народа;
· реализация «проектов века», деятельностью ВПК и военных ведомств приведшим к экологическим ухудшениям в ряде районов Севера, Сибири, Казахстана, Средней Азии;
· массовые депортации малых народов и ликвидация нац тер образований;
· репрессии в отношении национальных представителей культуры, науки во времена сталинского режима.
В результате этого в конце 80-х гг. начался стремительный процесс роста нац самосознания. В условиях движения национального возрождения произошла консолидация нац интеллигенции и политиков вокруг идеи этнического национализма.
Классификация конфликтов. Межнациональные конфликты делятся на внутренние и внешние. Внешние конфликты:
· социология конфликты с вовлечением аборигенных меньшинств;
· с вовлечением пришлого населения;
· с вовлечением насильственно перемещенных меньшинств;
· возникающие в результате попыток пересмотра отношений между бывшими автономиями и правительствами (Татарстан - РФ);
· связанные с актами общественного насилия (Ош - Фергана).
Все конфликты можно подразделить:
· насильственные;
· насильственные, но поддающиеся контролю;
· чреватые насилием, т.е. готовые вылиться в насилие;
· потенциально насильственные, т.е. непроявившие себя, но имеющие в глубине предпосылки к насилию;
· ненасильственные.
Опыт СССР, Югославии и Чехословакии свидетельствует, что фиксирование за этносом-меньшинством определенной территории, как правило, чревато отделением этой территории. Но одновременно обладание этой территории для этноса-меньшинства является не просто частью проблемы обладания недвижимостью, а как доступ к получению институционной форме государственной власти, залогом ее будущего развития. Существует несколько причин, побуждающих людей разных национальностей поднимать вопросы автономии и сепаратизма: расовые, национальные и религиозные различия с глубокими историческими корнями, на которые накладываются экон. причины и социальное неравенство.
40.МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Межэтнические конфликты — конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего эти конфликты связанные со статусными или территориальными претензиями. Значительную роль в этих конфликтах играет проблема культурного самоопределения, но кроме того еще много других наслоений.
Межэтническая напряженность, конфликты в постсоветском пространстве и постсоциалистическом мире в какой-то мере были предопределены факторами:
· издержками экон. политики и размещением нетрадиционных производств;
· экон. кризисом, усугубленным разрывом сложившихся хозяйственных связей и падением жизненного уровня народа;
· реализация «проектов века», деятельностью ВПК и военных ведомств приведшим к экологическим ухудшениям в ряде районов Севера, Сибири, Казахстана, Средней Азии;
· массовые депортации малых народов и ликвидация национально-территориальных образований;
· репрессии в отношении национальных представителей культуры, науки во времена сталинского режима.
В результате этого в конце 80-х гг. начался стремительный процесс роста нац самосознания. В условиях движения национального возрождения произошла консолидация нац интеллигенции и политиков вокруг идеи этнического национализма.
Классификация конфликтов. Межнациональные конфликты делятся на внутренние и внешние. Внешние конфликты:
· с вовлечением аборигенных меньшинств;
· с вовлечением пришлого населения;
· с вовлечением насильственно перемещенных меньшинств;
· возникающие в результате попыток пересмотра отношений между бывшими автономиями и правительствами (Татарстан - РФ);
· связанные с актами обществ насилия (Ош - Фергана).
Все конфликты можно подразделить:
· насильственные;
· насильственные, но поддающиеся контролю;
· чреватые насилием, т.е. готовые вылиться в насилие;
· потенциально насильственные, т.е. непроявившие себя, но имеющие в глубине предпосылки к насилию;
· ненасильственные.
Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические проблемы. Когда эти проблемы не находят разрешения, то возникают этнические конфликты — конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего они связаны со статусными или территориальными претензиями. Значительную роль в таких конфликтах играет проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общностей. В современной России национально-этнические конфликты чаще всего носят полит. характер.