Наиболее значительным является классификация девиантного поведения является классификация Р. Мертона, который исходил из следующего:
· в обществе существует общепринятые цели, ценности, идеалы, стремления к ним есть нормы, а также в обществе есть общепринятые одобряемые средства достижения этих идеалов. Есть тип людей, которые признают общепринятые нормы, но считают, что способы их достижения должны быть иными, нетрадиционными. Этот тип он назвал инновационным;
· традиционные способы признаются, но цели либо отрицаются, либо выпадают, а способы становятся самоцелью. Он назвал это — ритуализм;
· ретрицизм. Отрицаются и цели и средства, и в целом общепринятые нормы, но ничего не предпринимается взамен;
· бунт. Отрицаются и цели и средства и вместо них предлагаются новые и цели и средства.
В социологии принято считать, что в любом обществе существуют люди, которые не приемлют и цели и средства, но подчиняются нормам, их называют конформистами. И естественно, в любом обществе есть люди, относящиеся к одной из 4 категорий по Мертону — нонконформисты. Нормально если в обществе большинство — конформисты, но не все, а то общество застынет. Но бывают ситуации, когда провоцируются формы девиантного поведения и большинство людей становится вольно или невольно нонконформистами, вынуждены нарушать нормы. Эту ситуацию еще в прошлом Дюркгейм назвал аномией.
68.ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
Общество представляет собой не механическое соединение индивидов, а систему их взаимодействий друг с другом, а также с объединяющими их общностями и группами (семья, трудовой коллектив, соседи, этнос и т.д.). В процессе социального взаимодействия большинство людей совершают свои поступки, действия, согласуясь с нормами и правилами, принятыми в данном обществе или данной социальной группе. Вместе с тем, каждый из индивидов иногда нарушает в силу каких-то причин некоторые правила и нормы, а некоторые делают это часто, отклоняясь от принятых в обществе норм. Социальные нормы — это регуляторы нашего повседневного поведения в обществе (как мы общаемся др. с др. и т.д.).
Соц. нормы общества представляют собой целую сложную систему, куда входят, формальные нормы, т.е. нормы оформленные в виде каких-либо официальных документов. К формальным нормам так же относятся подзаконные акты (указы, приказы и т.д.) вышестоящих институтов власти нижестоящим. Кроме того существуют традиции, которыми мы руководствуемся. Нормы устанавливает и мораль. Есть эстетические нормы, религиозные.
Соц. нормы выполняют в обществе ряд функций и подразделяются на:
1. норы выполняющие функции социального контроля: а) предписывающие нормы, б) запрещающие, в) дозволяющие;
2. институциональные — когда за соблюдением норм наблюдают и контролируют определенные институты;
3. конвенциональные — являются предметом договора всех его сторон.
Проблема соц. норм, всех их разновидностей, является очень важной и с т. зр функций. Соц. нормы являются точкой отсчета, с которой сравниваются отклонения, имеющиеся в обществе. Отклоняющееся поведение называется девиантным и оно карается законом, осуждением общества. Чтобы определить отклонение нужно знать нормы. Преступное поведение — делинквентное.
Проблема девиации еще с прошлого века вызывала интерес у социологов, и прежде всего в 2 аспектах:
1. что считать нормой и отклонением,
2. почему люди ведут себя девиантно, даже в случае, когда точно известно, что нормы таковы, отклонение жестоко карается, и все-таки девиации имеет место.
Классическими видами девиантного поведения признаны преступления, правонарушения. Отклонениями считают алкоголизм и пьянство. Наркомания — преступление, во многих странах карается законом. Со временем выяснилось, что отклоняющимся может быть и творчество, особенно его выдающиеся формы, их назвали — инновариантными. Во-первых само по себе творчество есть отрицание нормы. Во-вторых творцы принципиально нового практически все отличаются отклоняющимся от принятых в обществе норм поведения. Таким образом, понятие девиации с включением в нее и творчества и других форм нарушения стандартов привело к тому, что громадный блок явлений и громадная масса людей называются отклоняющимися от нормы. И в этом плане может быть нормой по масштабам, поэтому проблема девиации и девиационного поведения являются постоянно незавершенной.
«Теория навешивания ярлыков»: правящая элита создает нормы и всем, кто не подчиняется этим предписаниям навешивают ярлык «аутсайдера» и этот ярлык отгораживает человека от других и заставляет поступать не как все.
Сорокин в работе «Преступление и кара, подвиг и награда» размышляет о том, что люди совершают преступления, хотя знают что оно наказуемо, но выгода от преступления получается немедленно, а наказание несколько отстает во времени, и к тому же при некоторой продуманности и создании условий может и совсем не наступить.
Наиболее значительным является классификация девиантного поведения является классификация Р. Мертона, который исходил из следующего:
· в обществе существует общепринятые цели, ценности, идеалы, стремления к ним есть нормы, а также в обществе есть общепринятые одобряемые средства достижения этих идеалов. Есть тип людей, которые признают общепринятые нормы, но считают, что способы их достижения должны быть иными, нетрадиционными. Этот тип он назвал инновационным;
· традиционные способы признаются, но цели либо отрицаются, либо выпадают, а способы становятся самоцелью. Он назвал это — ритуализм;
· ретрицизм. Отрицаются и цели и средства, и в целом общепринятые нормы, но ничего не предпринимается взамен;
· бунт. Отрицаются и цели и средства и вместо них предлагаются новые и цели и средства.
В социологии принято считать, что в любом обществе существуют люди, которые не приемлют и цели и средства, но подчиняются нормам, их называют конформистами. И естественно, в любом обществе есть люди, относящиеся к одной из 4 категорий по Мертону — нонконформисты. Нормально если в обществе большинство — конформисты, но не все, а то общество застынет. Но бывают ситуации, когда провоцируются формы девиантного поведения и большинство людей становится вольно или невольно нонконформистами, вынуждены нарушать нормы. Эту ситуацию еще в прошлом Дюркгейм назвал аномией.
69.НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА И ПОДСИСТЕМЫ
Соц. нормы общества представляют собой целую сложную систему, куда входят подсистемы норм. Можно выделить подсистему, включающую в себя формальные нормы, и подсистему неформальных социальных норм. Формальные нормы — это нормы оформленные в виде каких-либо официальных документов. К формальным нормам так же относятся подзаконные акты (указы, приказы и т.д.) вышестоящих институтов власти нижестоящим. К неформальным нормам относятся нормы не закрепленные документально, но существующие в обществе в форме традиций, которыми мы руководствуемся. Нормы устанавливает и мораль. Есть этические, эстетические и религиозные нормы.
Соц. нормы по выполняемым в обществе функциям можно подразделить на подсистемы, в которые входят следующие нормы:
1. нормы выполняющие функции социального контроля: а) предписывающие нормы, б) запрещающие, в) дозволяющие;
2. институциональные — когда за соблюдением норм наблюдают и контролируют определенные институты;
3. конвенциональные — являются предметом договора всех его сторон.
Проблема соц. норм, всех их разновидностей, является очень важной и с т. зр функций. Соц. нормы являются точкой отсчета, с которой сравниваются отклонения, имеющиеся в обществе. Отклоняющееся поведение называется девиантным и оно карается законом, осуждением общества. Чтобы определить отклонение нужно знать нормы. Преступное поведение — делинквентное.
Проблема девиации еще с прошлого века вызывала интерес у социологов, и прежде всего в 2 аспектах:
1. что считать нормой и отклонением,
2. почему люди ведут себя девиантно, даже в случае, когда точно известно, что нормы таковы, отклонение жестоко карается, и все-таки девиации имеет место.
Классическими видами девиантного поведения признаны преступления, правонарушения. Отклонениями считают алкоголизм и пьянство. Наркомания — преступление, во многих странах карается законом. Со временем выяснилось, что отклоняющимся может быть и творчество, особенно его выдающиеся формы, их назвали — инновариантными. Во-первых само по себе творчество есть отрицание нормы. Во-вторых творцы принципиально нового практически все отличаются отклоняющимся от принятых в обществе норм поведения. Таким образом, понятие девиации с включением в нее и творчества и других форм нарушения стандартов привело к тому, что громадный блок явлений и громадная масса людей называются отклоняющимися от нормы. И в этом плане может быть нормой по масштабам, поэтому проблема девиации и девиационного поведения являются постоянно незавершенной.
«Теория навешивания ярлыков»: правящая элита создает нормы и всем, кто не подчиняется этим предписаниям навешивают ярлык «аутсайдера» и этот ярлык отгораживает человека от других и заставляет поступать не как все.
Сорокин в работе «Преступление и кара, подвиг и награда» размышляет о том, что люди совершают преступления, хотя знают что оно наказуемо, но выгода от преступления получается немедленно, а наказание несколько отстает во времени, и к тому же при некоторой продуманности и создании условий может и совсем не наступить.
Наиболее значительным является классификация девиантного поведения является классификация Р. Мертона, который исходил из следующего:
· в обществе существует общепринятые цели, ценности, идеалы, стремления к ним есть нормы, а также в обществе есть общепринятые одобряемые средства достижения этих идеалов. Есть тип людей, которые признают общепринятые нормы, но считают, что способы их достижения должны быть иными, нетрадиционными. Этот тип он назвал инновационным;