в) действовать по принципу «здесь и сейчас», т. е. решать проблемы, непосредственно ставшие причиной данного конфликта, не вспоминая другие спорные события и факты;
г) создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта;
д) говорить только за себя; уметь слушать и слышать другого;
ж) уважительно относиться к личности оппонента, говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности;
з) создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.
Важным этапом на пути разрешения конфликта является сама готовность к его разрешению. Такая готовность появляется вследствие «переоценки ценностей», когда одна или обе конфликтующие стороны начинают осознавать бесперспективность продолжения противостояния. В этот период происходят перемены в отношении к конфликтной ситуации, к оппоненту и к самому себе. Меняется также конфликтная установка.
Для успешного разрешения конфликта, в конечном счете: необходимо, чтобы обе стороны проявили желание разрешить конфликт. Но если такое желание будет проявлено хотя бы одной стороной, то и это даст больше возможностей другой стороне для встречного шага. В межличностном конфликте люди как бы скованы взаимными обидами, претензиями и другими негативными эмоциями. Сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в разрешении конфликта в целом.
Конфликты между личностью группой.
Функционирование и развитие группы невозможно без единых норм и правил внутригруппового общения. Групповые нормы складываются спонтанно в процессе внутригруппового взаимодействия и представляют собой систему социальной регуляции поведения индивидов в группе. Они формируются естественным образом на базе общности взглядов, интересов, целей, ценностей всех членов группы и той социальной среды, в которой образуется группа. В процессе формирования ценностно-нормативной системы в группе (достаточно сложном и противоречивом) происходит своего рода «естественный отбор людей, разделяющих групповые нормы, и «отсев» тех, кто эти нормы не признает. Сформировавшаяся группа, как правило, имеет достаточно четкую систему своих групповых норм, соблюдение которых обязательно для всех членов группы.
Чем более сплоченной является группа, тем строже она контролирует исполнение групповых норм и требований, тем более острым может быть конфликт в случае нарушения этих норм. Но не бывает правил без исключений. Как и в обществе в целом, в группе люди занимают разные статусно-ролевые, структурно-функциональные и иные позиции. Поэтому одни члены группы имеют больше возможностей уходить от ответственности за нарушение норм, другие же могут стать «козлом отпущения» и отвечать как за свои, так и за чужие «грехи». Но чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее нормами и требованиями.
Групповые нормы выполняют двойственную роль в функционировании группы. С одной стороны, они обеспечивают стабильность и предсказуемость групповой деятельности, а с другой — они могут стать препятствием на пути дальнейшего развития группы. Поэтому периодически возникает необходимость в изменении групповых норм. Она может быть обусловлена как внешними, так и внутригрупповыми причинами. Внешние причины связаны с изменениями во внешней среде и необходимостью приспособления групповых норм к изменившимся условиям. Внутренние причины стимулируются внутригрупповыми процессами, например: изменениями в интересах и целях совместной деятельности, сменой лидера и изменением структуры управления, изменением качественного и количественного состава группы, желанием отдельных членов группы (отдельной подгруппы) изменить нормы для достижения своих личных целей,
Изменения групповых норм (какие бы причины ни лежали в их основании) — процесс для группы непростой и, как правило, связан с внутригрупповыми противоречиями и конфликтами. Даже если большинство членов группы понимают необходимость этих изменений и одобряют их— отдельные члены группы, по тем или иным причинам, могут оказаться в оппозиции и даже выйти из состава группы. Если же нормы пытается изменить отдельный член группы (отдельная подгруппа), без одобрения его деятельности другими членами, то к нему будут применены соответствующие санкции, вплоть до исключения из группы.
Само членство индивида в группе является конфликтным. С одной стороны, человек нуждается в других для реализации своих личностных целей и интересов, а с другой — он вынужден подчиняться групповым нормам и требованиям, которые не всегда соответствуют его личным планам и желаниям. Поэтому нарушение групповых норм является наиболее характерной причиной внутригрупповых конфликтов. Можно выделить основные причины, по которым член (члены) группы нарушает групповые нормы и требования:
а) индивид преднамеренно нарушает групповые нормы, преследуя (защищая) свои личные цели, интересы, ценности;
б) индивид нарушает групповые нормы случайно или вследствие того, что еще не в полной мере освоил эти нормы (например, новый член группы);
в) индивид не в состоянии, по тем или иным причинам, выполнить предписываемые нормами требования.12
Другим основанием для возникновения групповых конфликтов являются структурные и статусно-ролевые изменения (попытки изменений) в группе. Если группа функционирует достаточно длительный период времени, то в ней возникает устойчивая социально-психологическая структура. Неформальные групповые отношения постепенно формализуются и приобретают относительно стабильную систему функций, ролей, норм, прав, обязанностей и взаимных ожиданий. Каждый член группы как бы «закрепляется» на определенном групповом месте в групповой структуре со своей ролью, статусом и ресурсами.
Статусно-ролевые позиции в группе (как и в больших социальных общностях) дифференцированы по горизонтали и иерархизированы по вертикали. Одни члены группы занимают более престижные места, выполняют более ответственные роли и имеют более высокий по отношению к другим статус. Члены группы, находящиеся на менее престижных местах внутригрупповой иерархии, как правило, стремятся улучшить свои статусно-ролевые позиции. В результате могут возникнуть так называемые статусно-ролевые внутригрупповые конфликты.
Статусно-ролевые изменения могут быть также обусловлены ролевыми конфликтами, которые возникают по причине несовпадения принятой (добровольно или под давлением) членом группы роли с групповыми нормами или ожиданиями. Чаще всего такие конфликты случаются тогда, когда вакантное групповое место занимает новый член группы. Адаптация и социализация в группе всегда чреваты конфликтами. Во-первых, требования группы к новичкам, как правило, бывают завышенными. Во-вторых, новый член группы обычно не в полной мере владеет всеми тонкостями внутригруппового взаимодействия и не всегда адекватно реагирует на групповые нормы и требования, чем также вызывает раздражение у других членов группы.
Можно выделить целый ряд причин, лежащих в основании конфликтов между личностью и группой. Вот некоторые из них:
— ожидания личности противоречат ожиданиям группы, например, качественные характеристики личности, ее поведение не соответствует групповым ожиданиям, или сама группа не соответствует ожиданиям личности;
— противоречия между личностью и группой в целях, ценностях, интересах, позициях и т.д.;
— борьба личности за повышение своего статуса в группе, в том числе и за место лидера;
— конфликт между лидером и группой;
— конфликт между руководителем организации и неформальной группой;
— поиск и нахождение реального или мнимого виновника («козла отпущения») каких-либо неудач в деятельности группы.13
Межгрупповые конфликты представляют собой столкновение отдельных групп по поводу возникновения между ними конфликтных противоречий. Эти противоречия могут быть обусловлены самыми различными причинами (борьба за ограниченные ресурсы, стремление к доминированию, противоположные (взаимоисключающие) цели, интересы, ценности и др.).
В основе межгруппового взаимодействия лежат такие понятия, как социальная идентичность и социальное сравнение. Эти понятия предполагают деление людей на «своих» и «чужих», выделение своей группы («мы-группы») из общей массы других групп («аут-группы»). Через сравнение и противопоставление отдельные индивиды идентифицируют себя с определенной социальной общностью и обеспечивают относительную стабильность внутригрупповых отношений.
Феномен социальной (групповой) идентичности включает следующие основные положения:
1) стремление индивида сохранить позитивный образ «Я» и собственную социальную идентичность;
2) важнейшим источником социальной идентичности является принадлежность к группе;
3) оценка группы базируется на принципах сравнения;
4) результаты сравнения, как правило, предполагают позитивную оценку достоинств собственной группы и негативную оценку аут-групп. Таким образом, наряду с положительной функцией — обеспечение психологического благополучия личности — социальная идентичность стимулирует негативный процесс социального сравнения (противопоставления) и дискриминации аут-групп.14
К особенностям межгрупповых конфликтов относится также то, что они способствуют укреплению внутригрупповых связей и отношений, объединению всех членов группы для борьбы с внешним врагом.