Смекни!
smekni.com

Социология религий (стр. 2 из 3)

"Религиозная рознь часто является формой выражения классовых и этнических конфликтов. Враждебность в отношении других религиозных групп колеблется в зависимости от того, в какой мере религиозные различия связанны с экономическими, политическими и национальными интересами. Религиозные различия могут выступать в таких ситуациях в качестве символа скрывающихся за ними расхождений и интересов, выполняя чисто идеологическую функцию…

Конфликты существуют не только между религиозными группами, но и внутри них. Они сопутствуют жизни любой религиозной группы, происходящим в них внутренним процессам, являются составной частью происходящей и здесь борьбы за власть, престиж, привилегии. С точки зрения конфликтологического подхода социальное поведение членов религиозных групп также мотивируется стремлением к удовлетворению эгоистических интересов отдельных индивидов или их группировок."[8]

"Конфликты внутри группы могут быть связанны с внешними для неё обстоятельствами, это может быть разная политическая ориентация верующих одного вероисповедания и церковном руководстве. Короче говоря, в религиозном поведении, так же, как и в человеческом поведении вообще, решающую роль играют эгоистические интересы, приводящие к конфликтам, последствия которых могут быть разными – как функциональными, так и дисфункциональными."[9]

В отношение этого тезиса хотелось бы заметить, что эгоистическая природа человека, так же неравномерно распределяется в этнических группах.

Моё личное мнение относительно уменьшения влияния христианской религии на мирскую жизнь связанно с тем, что у европейцев (как этнической группы) сильно выражены эгоистические интересы. Они превалируют и играют в жизни человека и соответственно общества, первостепенную роль. В этом отношении большую роль сыграла церковь (протестантская). Значит, протестантизм нёс в себе саморазрушение, если принимать за основу влияние церкви на государство.

Рассмотрим 2 основных фактора, которые привели к такому исходу:

1. Человек, обогащаясь и повышая свой социальный статус – делает богоугодное дело.

2. Аскетизм протестантской религии – сведение к минимуму обрядов, простота в убранстве церквей и обрядовой символики.

В отношение первого можно сделать следующий вывод в подтверждении нашей концепции. В основу протестантской религии, как выше было сказано, заложен принцип накопления и приумножения капитала, но не использование его для удовлетворения личных потребностей, т.е. накопление ради ещё большего накопления. Этот постулат может работать (в части использования накопленного для себя), только при фанатичном следовании догмам. Внешняя среда, а именно жизнь дворянства, развратила последующие поколения протестантов, которых раздражал тот факт, что они могут себе позволить при своих капиталах, гораздо более высокий уровень и комфортность жизни, чем дворяне, это и привело к отходу от этой догмы. В последствии получилось, что нужно приумножать свой капитал, только для удовлетворения своих эгоистических интересов и интересов семьи. Так религиозная догма была заменена эгоистической (мирской).

По второму фактору можно сказать, что аскетизм протестантизма привёл к уменьшению влияния церкви на государственные дела. Монархический, а в последствии демократический аппарат управления государством, прислушивался к мнению (по той же эгоистической и меркантильной причине) сильного, а в понимание государства – сильный значит богатый. Церковь, у которой нет в собственности больших накоплений (недвижимость, вклады) или хотя бы беспредельной власти над умами и поступками людей (сыграла роль секуляризация общества), значит, мнение этого института можно не принимать в расчёт, при решении государственных вопросов. Произошло отделение церкви от государства. Церкви теперь отводилась роль носителя духовных и национальных ценностей и традиций.

Такого количества сект и ответвлений, как в христианстве, нет ни в одной из религий. Большинство расколов в христианской церкви произошло из-за политических или эгоистических разногласий церковной верхушки, которая преследовала чисто эгоистические цели для увеличения собственного веса в обществе или обогащения.

Эта тенденция, прослеживается на протяжении всей истории христианства, начиная со времени становления европейских государств.

Такого минимального влияния на общество, как у христианства, нет ни у одной религии, как-то ислам, буддизм, иудаизм, индуизм и конфуцианство.

Скорее всего, при рассмотрении социологического вопроса, относительно религии, нужно еще учитывать и этнический фактор, а конкретнее подверженность эгоизму той или иной этнической группы.

Религиозные различия, в качестве символа, могут выступать, скорее всего, в секуляризованном обществе, примером этого может служить Чечня, Ирландия.


2.3. Религия в секуляризованном обществе.

"…Ещё один тип конфликтов связан с существованием религии в обществе, находящимся на той или иной стадии развития процесса секуляризации. Эти конфликты могут быть вызваны изменениями духовной жизни общества, обусловленными формированием светской культуры, приходящей в противоречие с традиционными религиозными взглядами на мир и соответствующими моральными ценностями. Религиозная приверженность может приводить к конфликту не только с научными взглядами на мир, но и с нормами светской морали, требованиями закона."[10]

"В целом конфликт и интеграция – две стороны одной медали и должны рассматриваться в связи между собой.

1. Конфликт может быть функциональным с точки зрения внутригрупповой интеграции, источником сплочения религиозной группы; некоторые группы культивируют конфликт с внешним миром в целях достижения внутренней сплоченности, враждебность "чужому" обеспечивает её.

2. Конфликт может быть функциональным, вызывая изменения не только в религиозной группе, но и в обществе."[11]

"Религиозные конфликты могут способствовать социальным переменам и, в свою очередь, социальные перемены и конфликты могут вызывать изменения в религии."[12]

Как уже говорилось источником сплочения, религия может выступать только в высоко религиозных обществах, например Восточных и Азиатских этнических группах: Индия, Ближний Восток, Малая Азия. Исключение составляет – иудаизм и католицизм (Испания, Италия, Мексика, некоторые страны Южной Америки).

В заключении этой главы, попробуем сделать вывод, взяв за основу современность:

1. Религия как источник сплочения:

Восточные религии

- высоко религиозное общество;

- церковь и государство – слиты;

- превалирование церковных норм перед светскими законами.

Европейские религии

- как фактор сохранения самобытности и менталитета нации.

2. Религия как источник конфликта:

Восточные религии

- внутригрупповой конфликт на основе чистоты веры;

- нетерпимость к другим религиям.

Европейские религии

- религия как символ в решение эгоистических вопросах и вопросах национального самоопределения.


3. Неоэволюционизм.

Примерно с 60х г.г. в социологии наблюдалось возрождение интереса к эволюционным идеям. В значительной мере это было связанно с расширением объёма сравнительных исследований. В социологии религии неоэволюционизм получил поддержку со стороны Парсона. Мы рассмотрим это направление на примере подхода, который разработал Р. Белла. В 1964 г. он опубликовал статью "религиозная эволюция", которая вызвала оживлённую дискуссию. Она вошла в изданную в 1970 г. книгу "По ту сторону веры".

Белла – сторонник функционализма. Определив религию как совокупность символических форм, соотносящих человека с конечными условиями существования, Белла обращает внимание на то, что не существует такой "совокупности символических форм", которая выполняла бы функции религии для всех людей.

Возможны разные способы классификации. Белла обращается в поисках измерения для классификации религиозных систем к эволюционному измерению. Он определяет эволюцию – на любом системном уровне – как процесс возрастающей дифференциации и всё большей сложности, который позволяет организму, социальной системе или какому-либо другому организованному целому совершенствовать способность приспособления к среде, в результате чего это целое (система) обретает наибольшую автономию в отношении к своей среде, нежели менее сложное предшествующее образование. Это понимание эволюции близко к тому, которое Спенсер выразил в формуле: возрастающая дифференциация и возрастающая интеграция.

Белла предложил пятиэтапную классификацию, в основу которой он положил один признак – степень дифференциации системы религиозных символов.

Итак, согласно концепции Белла, развитие заключается (или сводится) в дифференциации системы религиозных символов. Это пять этапов – примитивный, архаический, исторический, раннесовременный и современный.

3.1. Примитивная религия