Содержание
Страница | |
Введение | 3 |
1. Функции религии | 4 |
2. Религиозный конфликт | 6 |
2.1. Маркс, о влиянии религии на общество. | 6 |
2.2. Факторы религиозных конфликтов. | 8 |
2.3. Религия в секуляризованном обществе. | 11 |
3. Неоэволюционизм | 13 |
3.1. Примитивная религия | 14 |
3.2. Архаическая религия | 16 |
3.3. Историческая религия | 17 |
3.4. Раннесовременная религия | 18 |
3.5. Современная религия | 19 |
Заключение | 20 |
Литература | 21 |
Введение
В этой работе мы рассмотрим основные функции религии, на основе таких работ, великих социологов, как Р. Белла и К. Маркса. Маркс сформулировал основные функции религии, а Белла классифицировал религии, взяв за основу теорию неоэволюцинизма.
На протяжение веков роль религии в жизни общества играла большую роль, как бы не принижали её роль на отдельных исторических периодах. И сейчас на рубеже третьего тысячелетия роль религии в конфликтах, назревших и назревающих, играет не последнюю роль.
В этой работе, мы постараемся рассмотреть, с позиции социолога, какие движущие факторы и функции религии влияют на современные конфликты; какие исторические корни религиозной вражды и нетерпимости, факторы, влияющие на конфликт в религиозной группе, и как всё это отражается на современном обществе.
За основу взяты главы из книги "Социальная религия" В.И. Гараджа .
"…., если функциональная теория концентрирует своё внимание на роли религии в качестве фактора поддержания стабильности, то теория конфликтов – на её роли в качестве источника перемен."[1]
1. Функции религии
"Одна из трудностей, с которыми сталкивается функционализм, интерпретируя религию как фактор интеграции общества, заключается в том неудобном для интегративных теорий и всё же очевидном факте, что религия может вызывать конфликты и способствовать дезинтеграции общества, включая и макросоциологический уровень. Конфликтологические теории, восходящие к Марксу, в основу объяснения религии как социального явления кладут конфликт в качестве причины, порождающей религию или – того результата, к которому приводит религиозная мотивация поведения индивидов и групп.
Согласно Марксу в классовом обществе религию питает социальный антагонизм, порождаемый частной собственностью на средства производства. Классовая борьба пронизывает все области жизни таких обществ, борьба между господствующим меньшинством и эксплуатируемым бесправным большинством. Для поддержания системы, построенной на неравенстве и эксплуатации человека человеком, помимо принуждения необходима идеологическая опора, необходимо, чтобы идеи господствующего класса стали господствующими идеями и представляли частный, эгоистический интерес господствующих классов в качестве всеобщего интереса. Религия в классовом обществе является идеологией, оправдывающей существующий строй, т.е. служит инструментом в руках господствующих классов, затушёвывая классовые противоречия и примиряя обездоленных с их участью, мешая развитию классового сознания, проповедуя идею классового примирения."[2]
Хотя Маркс исследовал только одну из мировых религий он смог вывести основные функции пригодные для всех (мировых) религий. Рассмотрим их:
1. Поддержание стабильности в обществе – как полнофункциональный государственный аппарат, вернее сказать, во времена, когда общество было высокорелигиозным, религия была государством в государстве: со своей армией, полицией (инквизиция), судом (церковный суд), исполнительной властью (местные приходы), законодательной (синод) и своим правителем (Папа).
2. Идеологическая – обоснование классовых противоречий в обществе и сохранение социальной стабильности, при помощи церковных догматов. Увод от действительности, обещание посмертного воздаяния за нужду и невзгоды при жизни.
3. Защитная – надзор за чистотой религии, подавление ереси внутри религиозной группы. Предотвращение проникновения других религий в общество, недопущение ассимиляции религии. И как следствие этого – дисбаланс общества.
Вот основные функции, которые прослеживаются во всех религиях. Маркс, так или иначе, упомянул их в своих трудах.
2. Религиозный конфликт.
2.1. Маркс, о влиянии религии на общество.
"С точки зрения Маркса религия играет негативную роль как раз в силу того, что она служит фактором социально-классовой интеграции и помогает господствующим классам поддерживать стабильность общества, существующий порядок вещей, тогда как историческая необходимость и справедливость заключается в революционном преобразовании общества посредством классовой борьбы. Вместо того, чтобы пробуждать классовое сознание и стимулировать классовую борьбу, развивать критическое отношение к действительности, религия культивирует социальный конформизм, пассивность.
… Фактически религия поддерживает существование общества, живущего в состоянии конфликта, классовых противоречий, и препятствует изменению такого состояния, переходу к бесклассовому обществу."[3]
"В этой связи, прежде всего, необходимо иметь в виду межрелигиозные конфликты, религиозную рознь и нетерпимость…Как говорит Вебер – "Выбирая одну мировоззренческую позицию, вы отказываетесь от других, т.е., служа одному Богу, вы оскорбляете всех остальных богов."[4]Перемирие наступало только раз в 4 года во время Олимпиады."[5]
"Именно то, что отличает данную сторону от другой ("не-иудаизм" или "не-католицизм"), составляет основу понимания в себе самого существенного и определяющего: чужой – это не такой, как ты.
С точки зрения социолога религии в основе такого отношения лежит тот факт, что религиозная группа является нормативной, придерживающейся определённых ценностей. Каждая группа притязает на абсолютное и универсальное знание своего вероучения, она знает, что есть добро и что – зло, что человеку необходимо и чем он может принебречь. Притязание на общезначимость придаёт исповедуемой этой группой "истине" черты императивности и авторитарности. Коммуникация с другими группами оказывается чрезвычайно затруднённой. И чем мотальней, всеобъемлющей представляется группе система её убеждений, тем сильнее суживается её коммуникативная возможность…
… Иными словами, конфликт должен либо вылиться в насилие, либо принять латентную форму, либо разрешиться на основе определённого компромисса…"[6]
В противовес утверждениям Маркса хотелось бы привести пример в отношении ислама.
Ислам как таковой несёт в себе конфликт, но не для своей религиозной группы (в узком смысле слова – в пределах одной страны), а в отношении его с другими религиями. В тех государствах, где ислам принимает фундаменталистские формы, общество и государство крайне реакционное настроено в отношениях с другими государствами, в которых превалирует религия отличная от ислама. Хотелось бы сразу оговориться, что в отношении к другим исламским государствам. Но с более либеральным отношением к другим религиям, фундаменталисты переходят к прямому насилию, выставляя причиной – чистоту веры.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: подходить к различным религиям - хотелось бы подчеркнуть, именно к "мировым", с универсальными критериями, без глубокого анализа данной религии, географии распространения и менталитета рассматриваемой нации – нельзя. Этот метод подходит, когда религия рассматривается в длительном временном промежутке. Это показывает наш пример, если мы возьмём весь исламский мир, то при анализе у нас получится, что он настолько многогранен, в нём, в отличие от христианства не так и много течений, сект и направлений, но зато борьба внутри религиозной группы за чистоту веры находится в постоянном взрывоопасном, конфликтном состоянии. Но этот конфликт направлен не на смену социального строя и секуляризацию группы, а наоборот на увеличение влияния церкви на государственные, политические и общественные (мирские) дела и решение их с помощью церковных догм.
2.2. Факторы религиозных конфликтов
"В рамках конфликтологических теорий за отправной момент берётся тот факт, что религия может действовать как фактор, несущий не интеграцию, а конфликт. Интегративным социальным теориям противостоит взгляд, согласно которому общество состоит из групп с эгоистическими интересами и не существует ценностей или верований, которые обеспечивали бы единство и стабильность так устроенного общества. Жизнь общества характеризуется конфликтами, насилием, борьбой между различными группами за собственность, власть, влияние. Стабильность возможна лишь как временное равновесие, как переходящий момент. Ключевым фактором формирования социальных отношений являются эгоистические интересы индивидов и групп. Религиозные группы – одно из звеньев системы, в которой противостоят, сталкиваются интересы враждующих сил."[7]