Бытовой труд выступает как средство проявления внимания друг к другу, заботливости, взаимного уважения. В этом выражается нравственный смысл домашнего труда, бытовых обязанностей.[8] Трудолюбие предполагает определённую культуру труда. Работа по домашнему хозяйству весьма разнообразна, и здесь важны чуткое отношение, взаимопомощь, умение тактично поддержать друг друга. Большая роль при этом принадлежит самовоспитанию молодых супругов, т.е. сознательному преодолению своих недостатков, стремлению быть деятельным, умелым, инициативным членом семейного коллектива, не прятаться за спину супруга (или супруги). Порядок в семье достигается только общими усилиями, если каждый готов помочь другому.
Здесь следует рассмотреть, каково место искусства в жизни современной семьи. Овладение богатствами мировой культуры в семье, как известно, начинается с малых лет. Глубокое впечатление от произведений искусства оказывается одним из первых воспитателей человека. Подлинное искусство учит людей гуманизму, помогает найти и отстоять свои взгляды, укрепляет личность, “высвечивая” её недостатки и подчёркивая достоинства. Личное, добровольное обращение к искусству способно соединять членов семьи незримыми, но крепкими нитями, сплачивая их в единое целое – а это существенный эффект для семейной жизни. Об эстетической составляющей культуры семьи можно судить по той роли, которую в ней занимает потребность постоянной духовной жизни, потребность в духовном росте, внутренняя необходимость общения с миром прекрасного и желание творить прекрасное самим. Не менее важна для семейной жизни, её уюта эстетика домашних праздников, эстетика внешнего вида. Особый акцент здесь делается на творческом подходе[9].
5. Бюджет и хозяйство семьи.
Бюджет и хозяйство семьи обусловливается тем, что от того, как складывается экономическая жизнь семьи, во многом зависит семейное благополучие. Бытовая неустроенность не способствует поддержанию “тёплого домашнего очага”[10]. В каждой семье имеются постоянные статьи расходов, таким образом, их необходимо предусматривать и осуществлять планирование. Контроль и учёт в разной мере и разных формах существуют практически во всех семьях. Они помогают в ведении домашнего хозяйства, придавая уверенность, что деньги “пошли по назначению”. Из этого делаю вывод, что для молодожёнов первоочередная задача – это формирование своего стиля экономической жизни. Если при планировании затрат обоим супругам вместе удаётся выработать единую линию, из этого следует, что уменьшится количество внутрисемейных конфликтов. От стиля жизни семьи и пристрастий её членов, безусловно, будет зависеть многое. При этом потребуются элементарные навыки хозяйствования.
Чем справедливее организовано в семье распределение обязанностей, чем более творчески относятся члены семьи к своим обязанностям, тем больше перспектив у судьбы брака. Хозяйственные стороны быта приобретают окраску высокой педагогики и истинного воспитания чувств. К этому следует относиться со все серьёзностью ввиду того, чтобы не утратить способность нежно и преданно заботиться о других. Это качество взращивается в семье.
Заключение
В заключение хочется обратить внимание на очевидную целесообразность и практическую полезность курса “Этика и психология семейной жизни”. Анализ статистических данных демонстрирует, что в процессе изучения подобного курса у студентов целенаправленно формируются качества, навыки и умения, которые пригодятся им в семейной жизни. Молодые люди осознают, что для нормальной семейной жизни нужна нравственная и психологическая подготовка к браку, личностные качества, обеспечивающие духовное единство членов семьи.
В процессе изучения курса у молодёжи формируются взгляды и представления, помогающие адекватно оценить роль семейного воспитания и формирования личности. Параллельно изменяются и их взгляды на бытовые основы семейной жизни, формируется позитивное отношение к участию в семейных делах. Ведь очевидно, что в семейной жизни многое крепко связано в единый узел: нравственное и экономическое, хозяйственное и этическое. Влияние курса обнаруживается и при анализе ценностных ориентаций молодых людей на взаимную любовь как высший мотив и условие семейной жизни. Изменяются и взгляды на супружеский долг как основополагающее качество личности семьянина.
Список использованной литературы:
1. И.С. Кон. "В поисках себя". М, 1989.
2. “Человек и его ценности”. М, 1988.
3. Я.Л. Коломинский. “Человек: психология”. М, 1980.
4. А.В. Петровский. “Популярные беседы о психологии”. М, 1982.
5. Н.А. Бердяев. “Философия свободы”. М, 1990.
6. Л.И. Рувинский, А.Е. Соловьёва. “Психология самовоспитания”. М, 1982.
7. В.Л. Леви. “Искусство быть собой”. М, 1974.
8. В.С. Юркевич. “Выполнить себя”. М, 1986.
9. А.С. Макаренко. Сочинения. М, 1957.
10. Т.М. Афанасьева. “Семья”. М, 1988.
11. И.В. Гребенников. “Основы семейной жизни”. М, 1991.
12. А.Н. Леонтьев. “Деятельность. Сознание. Личность”. М, 1977.
[1] Конституция РФ. М, 1993, ст. 53.
[2] А.С. Макаренко. Дисциплина. – Соч. М, 1957, т.4, с. 379.
[3] И.С. Кон. “В поисках себя”. М, 1984, с. 17.
[4] Н.А. Бердяев. “Философия свободы”. М, 1990, с.24.
[5] “Человек и его ценности”. М, 1988, с. 179-181.
[6] Н.В. Гребенников. “Основы семейной жизни”. М, 1991, с. 79.
[7] А.С. Макаренко. Сочинения. Т.2, с.44.
[8] В.С. Юркевич. ”Выполнить себя”. М, 1986, с.43.
[9] Н.В. Гребенников. “Основы семейной жизни”. М, 1991, с. 307.
[10] А.В. Петровский. “Популярные беседы о психологии”. М, 1982, с. 17-24.