МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
«Социология. Социология Эмиля Дюркгейма»
Авторизованный реферат по курсу
«Социология »
Фамилия, имя, отчество студента
Номер зачетной книжки
Руководитель (преподаватель) проф. Борисова О.А.
Рецензент ____________________________
З/О
МОСКВА - 2001 год
О принципах социологии и ее истории. 5
Значение для социологии ее истории. 6
Социология в системе социальных наук. 12
Социология Эмиля Дюркгейма. 15
Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии. 17
«Социологизм» как философское обоснование социологии. 20
В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии. 26
Предметом именуют совокупность понятий, при помощи которых данная наука описывает объективную реальность. Физики, изображая материальный мир, употребляют понятия гравитации, электрического взаимодействия, капиллярности энергии и множество других терминов, которые вы усвоили из школьного курса. Они описывают предмет физик.
А как представляет общество современная социология? Его основой служит социальная структура – совокупность социальных институтов, социальных ролей и статусов. Семья, производство, религия, образование, армия, собственность, государство – фундаментальные институты общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. В зачаточной форме семья появилась у наших обезьяноподобных предков и постоянно совершенствовалась на протяжении 500 тысяч лет. Человек и созданное им общество возникли 40 тысяч лет назад, армия и государство – 10 тысяч. Приблизительно в то же время зародилось систематическое образование в школах, а собственность, в начале коллективная, а позже частная, возникла раньше семьи. Самым древним институтом считается производство – ему около 2 миллионов лет. Именно тогда предок человека взял в руки орудие труда.
У общества, как и у людей, множество потребностей. Но всегда потребности общества и отдельных индивидов совпадают, но когда такое происходит, мы говорим о фундаментальных потребностях. Они удовлетворяются при помощи регулярной, систематической деятельности миллионов людей, специализирующихся на выполнении каких-то важных функций. Добывание средств существования, обучение молодого поколения, защита общества от врагов, воспроизводство людей, сохранение в обществе порядка – фундаментальные потребности, в удовлетворении которых заинтересовано большинство населения. Так было раньше, есть сейчас и будет продолжаться. Стандартизованная форма осуществления социальной функции для поддержания общественного воспроизводства и удовлетворения какой-то одной фундаментальной потребности называется социальным институтом.
Каждый институт выполняет строго предписанную функцию: обучать, воспроизводить, защищать и т.д. Функция и роль тесно связаны. Учитель, передающий свои знания ученикам, - это не только конкретный человек, но и социальная роль, у которой есть своя конкретная функция. Меняются люди, выполняющие ту или иную функцию, но сама она остается. Социальных ролей у одного человека несколько: он мужчина, человек зрелого возраста, спортсмен, рабочий, муж, родитель. Миллиарды людей побывали в роли мужа, десятки миллионов – в роли учителя, сотни тысяч – в роли офицера. Меняются люди, но роли остаются. Сохраняются и социальные статусы. Статус – социальное положение, позиция человека в обществе. Одни статусы принадлежат ему от рождения, например, национальность, другие приобретаются в ходе социализации (обучения культурным нормам и ролям), скажем, статус президента коммерческого банка. Статусы можно сравнивать. Говорят, что статус банкира выше статуса почтальона.
У одного человека множество разных статусов, но точно так же один статус может занимать множество людей. Сколько в российском обществе прежде было дворян, крестьян, рабочих, полицейских, извозчиков, мужчин, членов Государственной Думы? Со временем исчезают одни социальные позиции и выражающие их социальные роли и появляются другие. Общество меняется, меняется и его структура. Например, исчезли с исторической карты России такие социальные роли, как извозчик, опричник, князь, появились новые роли – космонавт, тракторист, стюардесса.
Любая наука, достигшая известной степени зрелости, дифференцирована и состоит из ряда отраслей или отдельных научных дисциплин. Так обстоит дело и в социологии. В ней существуют такие области знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социологии; социология глобальных обществ, больших и малых групп; социология различных институтов и сфер социальной жизни: морали, права, политик, семьи, средств массовой коммуникации и т.д. К числу таких относительно самостоятельных научных дисциплин принадлежит и история социологии.
В чем заключаются задачи этой дисциплины? Известно, что всякая история отвечает, в сущности, на пять вопросов: Что было? Где было? Когда было? При каких обстоятельствах? Почему?
Применительно к истории социологии ответить на эти вопросы – значит дать представление о том, что думали ученые определенных стран и эпох об обществе, о путях его изучения, а также о том, в каких условиях они об этом думали и почему они думали так, а не иначе. Иными словами, задача историка социологии – просто рассказать, «как было дело» в рассматриваемой им науке.
Задача эта, однако, отнюдь не просто. Даже ответ на первый из перечисленных вопросов: «Что было?» - требует решения ряда проблем. Как определить, что относится к этой науке, что – к другой, а что вообще к науке не относится? Какие имена, школы, направления, понятия, теории, методы наиболее важны и, следовательно, должны присутствовать в истории социологии, а какие нет?
Очевидно, что представление о том, что такое история, социологии, явно или неявно предполагает представление о том, что такое собственно социология. В зависимости от того, что мы относим к социологии, мы очерчиваем ее пространственные и временные границы, т.е. определяем, где и когда имеет место ее история.
Существует одна особенность социологии как гуманитарной науки, вследствие которой история играет в ней значительно более важную роль, чем в науках естественных. Она состоит в том, что старые знания, теории, методы здесь не вытесняются новыми, не упраздняются ими полностью и навсегда. Если речь идет о каких-то действительно серьезных научных достижениях, то невозможно сказать, что чем они новее, тем они значительнее. Это роднит социологию и, шире, гуманитарное знание с искусством, с художественным творчеством, где также невозможно выстраивать произведения разных эпох на разных ступенях некой единой лестницы достижений, утверждая, например, что Пикассо «выше» Рафаэля, Лев Толстой «глубже» Шекспира и т.п.
Ничто значительное в социологии не умирает. Оно может «впадать в сон», иногда даже в «летаргический», надолго выпадая из сферы актуального научного знания. Но наступает время, когда научное сообщество вновь обращается к, казалось бы, навсегда похороненным идеям, и они вновь пробуждаются к жизни, актуализируются, становятся современными. А многие из очень старых идей вообще постоянно находятся в научном обращении. Идеи «социологов» такого далекого прошлого, когда еще и социологии, собственно, не было, по сей день остаются актуальными, действующими, работающими. Например, идеи Аристотеля (IV в. до н.э.), Августина Блаженного (IV-V вв.), Ибн Хальдуна (XIV-XV вв.), Ш.Монтескье (XVII-XVIII вв.) и сегодня представляют отнюдь не только «исторический» интерес. Очевидно, что каждая эпоха в развитии социологии по-своему, по-новому интерпретирует, «прочитывает» старые идеи, но при этом, подвергаясь новому прочтению, они все-таки остаются самими собой.
Из сказанного следует, что именно история социологии не только позволяет «жить» старым идеям, не только не дает им «умереть», но и «омолаживает» их. Благодаря истории безгранично расширяется диапазон социологических знаний, понятий, теорий, методов, из которых может осуществляться выбор в процессе научной деятельности. Решая какую-то научную проблему, социолог всегда, осознанно или неосознанно, соотносится с определенной традицией социологической мысли. История помогает ему делать это осознанно, позволяя понять, где действительно новое, где хорошо или плохо забытое старое и как с помощью того и другого решать научные проблемы.
Таким образом, историко-социологическое знание, будучи самоценным, в то же время играет эвристическую роль, служит средством получения нового знания и способствует формированию науки будущего. Здесь еще раз подтверждается справедливость утверждения Байрона: «Прошлое – лучший пророк будущего».
Более того. Если исходить из того, что наука – это весь массив научного наследия, непрерывно пополняемого и обновляемого, в том числе и на наших глазах, то тогда оказывается, что в известном смысле история социологии – это сама социология.
История социологии исследует различные формы изменений научного знания: эволюционные, происходящие в рамках одной и той же парадигмы, и революционные, связанные со сменой парадигм в социологии. Она прослеживает не только инновационные процессы в сфере научного знания, но и процессы рационализации знания, приводящие к становлению научной классики. Конкуренция и конвергенция социологических теорий недавнего и отдаленного прошлого, их взаимовлияние, характер их распространения и восприятия – все это входит в предмет истории социологии.