Смекни!
smekni.com

Теория стратификации: генезис, механизм, анализ (стр. 2 из 5)

Если эти общие принципы социологического анализа перенести на сферу социальной стратификации, то следует признать, что конкретные формы ее проявления в том или ином обществе будут определяться взаимодействием двух основных факторов: социальной системы или, точнее говоря, происходящих в обществе процессов социальной дифференциации с одной стороны, и господствующих в данном обществе социальных ценностей и культурных стандартов, с другой.

Рассмотрим этот процесс более подробно. Сразу уточним исходное понятие социальной дифференциации, которое в нашей литературе истолковывается довольно узко и обычно отождествляется с разделением общественного труда. В социологической теории под социальной дифференциацией понимается вычленение различных подсистем и единиц социальной системы в ходе ее развития, в качестве которых выступают социальные институты, коллективы, группы и социальные роли. Однако в теории социальной стратификации внимание в первую очередь обращается на социально-дифференцирующие признаки, порождающие неравенство между людьми.

По мнению Т. Парсонса, заложившего основы теоретического анализа социальной стратификации, многообразие существующих в обществе социально-дифференцирующих признаков может быть классифицировано по трем основным группам. Первую образуют «качественные характеристики» людей, которыми они обладают от рождения, такие, например, как этническая принадлежность, половозрастные особенности, родственные связи, различные физические и интеллектуальные особенности личности. Вторая группа включает социально-дифференцирующие признаки, связанные с «исполнением роли», куда относятся различные виды профессионально-трудовой деятельности. И, наконец, третью группу образуют, как их называет Т. Парсонс, «обладания», сюда включаются собственность, материальные и духовные ценности, привилегии, товары и др. Не трудно заметить, что на различных ступенях общественного развития в качестве социально-дифференцирующих признаков выдвигались различные критерии. Так, на ранних ступенях общества социальное неравенство в значительной мере определялось «качественными характеристиками». В условиях современного промышленно развитого общества критерии социальной дифференциации перемещаются в область производственно-трудовой деятельности, хотя определенную роль продолжают играть и «качественные признаки», не говоря уже о значении критериев третьей группы, роль которых в истории всегда была значительной. С точки зрения социологического подхода принципиально важно зафиксировать, что господствующие в обществе культурные стандарты и ценности, идеологические нормативы определяют объекты и критерии социальной дифференциации, их социальную значимость.

В социологической теории социальная стратификация увязывается не только с процессом социальной дифференциации, но в большей мере с оцениванием занимаемой человеком позиции вообще. По словам Б. Барбера, социальная стратификация «есть продукт взаимодействия социальной дифференциации и социальной оценки». Уточняя этот теоретический постулат, С. Айзенштадт подчеркивает, что «социальная стратификация связана с дифференцированной оценкой ролей и соответствующим размещением наград». Термин «награда» следует понимать в данном случае предельно широко, относя сюда не только материальный доход и привилегии, но и любые другие общественные ценности, которые стремятся получить индивиды. Термины «оценка» и «оценивание» используются здесь не в моральном, а более широком смысле слова, как общественно значимое вознаграждение человеческой деятельности. Хотя следует признать, что моральная оценка, выносимая общественным мнением, одобрительная или неодобрительная, как правило, сопровождает почти любое передвижение по лестнице социальной иерархии. Оценивание эффективности выполняемой человеком социальной роли и соответствующей ей позиции составляет ключевой момент в социологической интерпретации социальной стратификации.

Следовательно, процесс оценивания, как бы автоматически, предопределяет место индивида или группы в социальной иерархии. Поэтому под социальной стратификацией следует понимать «структурно регулируемое неравенство, в котором люди ранжируются «выше» или «ниже» в соответствии с той социальной значимостью, которой обладают социальные роли и различные виды деятельности».

Если принять вслед за американским социологом Б. Барбером процитированное выше положение о социальной стратификации как «структурно регулируемом неравенстве», то мы невольно приходим к выводу о том, что социальное неравенство должно выполнять в обществе определенные позитивные функции. Эта идея звучит диссонансом популярной в нашем обществе уравнительной морали и она, на первый взгляд, кажется противоречащей принципам гуманизма и демократии. Но в действительности дело обстоит как раз наоборот. Старые идеологические догмы и все еще крепко живущие в общественном сознании иллюзии всеобщего равенства и справедливости мешают видеть тот несомненный исторический факт, что социальное неравенство при правильном его регулировании может служить мощным стимулом общественного прогресса. И напротив, при его искусственном сдерживании и попытках строгой регламентации, как это имело место в недавней истории нашей страны, превращается в тормоз общественного развития. Н. Бердяев, будучи одним из самых последовательных оппонентов коммунистической утопии, справедливо отмечал, что «свобода есть право на неравенство».

Итак, каков же конкретный механизм дифференцирования оценки различных видов человеческой деятельности, лежащей в основе процесса социальной стратификации?

Механизм

Исходный постулат гласит: существующая в обществе система стратификации теснейшим образом связана с господствующей системой ценностей, на основе которой формируется «нормативная шкала оценивания», позволяющая ранжировать различные виды деятельности, вознаграждая их неравным образом. Иными словами, сущность социальной стратификации заключается в размещении людей и коллективов по определенным социальным позициям, которые, в свою очередь, подвергаются оцениванию, как находящиеся «выше» или «ниже» по нормативной шкале стратификации, т.е. ранжируются как обладающие различной степенью социального престижа. По словам Т. Парсонса, «стратификация в своем оценочном аспекте представляет собой ранжирование единиц в социальной системе в соответствии с общеразделяемыми ценностными стандартами». Эта оценка, уточняет американский социолог, носит дифференцированный характер, а действующая в обществе нормативная шкала оценивания и ранжирования базируется на господствующей системе ценностей. Впервые эту интерпретацию стратификации предложил известный американский социолог У. Л. Уорнер, автор знаменитого исследования «Янки-сити». С точки зрения функционирования социальной системы как целого, отмечал он, дифференцированная оценка ролей необходима для того, чтобы обеспечить необходимую для нормального функционирования общества координацию различных видов деятельности, соответственно мотивируя людей через систему наград и поощрений. Стало быть, объективная потребность в социальной стратификации общества заключается в необходимости размещения людей и коллективов по различным социальным позициям, имеющим неравный общественный престиж и соответствующие ему привилегии, доход, власть, культурные ресурсы, которые играют роль побудительного мотива эффективного исполнения людьми своих обязанностей.

Предпосылкой процесса ранжирования является сравнение различных позиций и выполняемых людьми ролей, ибо эффективность выполнения ролевых предписаний, отношение к работе значительно варьируются среди индивидов. Если иметь в виду современное общество, то социальные статусы (позиции) могут подвергаться сравнению по трем критериям: во-первых, по личностным характеристикам, таким как интеллигентность, красота или сила, т.е. относятся к индивидуально-биологическим предпосылкам выполнения роли. Во-вторых, сравнение может осуществляться под углом зрения профессионального мастерства и способностей, необходимых для эффективного выполнения роли. И третий критерий для сравнения связан с теми последствиями, которые оказывают на общество или коллектив выполнение данной роли. Сравнение позиций и последующее их ранжирование по принятой в обществе нормативной шкале стратификации имеет своей целью, подчеркивает М. Тюмин, «обеспечить поиск наиболее подходящих людей для соответствующих ролей», особенно важно найти талантливых и способных людей, осуществить их эффективную подготовку и тренировку.

В рамках теоретического подхода к изучению социальной стратификации обобщенная оценка предполагает наличие «совокупного социального статуса», под которым подразумевается «место индивида и иерархии социальных оценок, основанное на некотором типе кумулятивной оценки всех занимаемых статусов и всех наград, которые он способен получить». В эмпирической социологии, где обязательно требуется использовать измеряемые факторы, обобщенная оценка престижа позиции обычно операционализируется посредством трех измеряемых признаков – престижа профессии, уровня дохода и уровня образования. Этот популярный в западной социологии тип обобщенного статуса принято называть Социально-экономическим индексом позиций.

Что касается «наград», в которых как бы объективируется социальная оценка деятельности, то их перечень довольно широк и зачастую сводится к трем-четырем основным, таким как материальные блага, собственность, власть и культурные ресурсы (образование), хотя в реальности их может быть гораздо больше. Дифференцированная оценка деятельности индивидов и групп подразумевает наряду с этим автоматическое распределение «наград» вместе с размещением позиций по шкале социальной иерархии. Получается, что «награды» как бы встроены в ранжированные социальные позиции индивидов. Таким образом, размещение позиций по шкале социального престижа (социальное оценивание) и распределение в обществе материальных благ, ценностей и прочих наград, включая власть, это две стороны одной медали.