Во второй половине II тысячелетия до н. э. жилища снова, как в неолите, становятся длинными (до 36 м), с очагами-кострищами вдоль средней линии. Развивавшиеся в то время скотоводство, металлургия, межплеменной обмен, несомненно, поднимали роль мужчины. Начинается процесс разложения материнского рода, отражением которого можно считать появление мужских домов (поселение Боровое озеро II на Чусовой).
Конец эпохи бронзы в Прикамье характеризуется культурами курмантау — в Бельском Прикамье и ерзовской — в среднем Прикамье. Ерзовская культура (XI—VIII вв. до н. э.) генетически связана с турбинской, но скотоводство на том этапе играло уже ведущую роль (находки костей лошади, коровы, свиньи) при подсобной роли примитивного пойменного земледелия. Значение охоты и рыболовства уменьшается. Сохраняется оседлый образ жизни. Поселения долговременные, появляются наземные жилища.
В северной Башкирии в эпоху поздней бронзы жили скотоводческие, оседлые племена культуры курмантау, возникшей на основе абашевской культуры. Наиболее ярко специфика этой культуры проявилась в орнаменте на сосудах — флажки и жемчужины. К. В. Сальников считал, что культуры рубежа бронзового и железного веков Приуралье и Зауралья с флажково-жемчужным орнаментом керамики принадлежали угро-фин-ноязычному населению.
Казанское Поволжье и низовья Камы в конце бронзового века были заняты племенами приказанской культуры, которая сформировалась на основе местного населения и под воздействием срубных племен. На заключительном этапе развития этой культуры появляются первые укрепленные поселения — городища.
Переходную эпоху от бронзового века к железному в лесном Зауралье характеризует гамаюнская культура преимущественно с охотничьим укладом хозяйства. По-видимому, эта культура сформировалась в эпоху развитой бронзы в таёжном Приобье, затем ее население продвинулось на юго-запад и юго-восток лесной полосы Зауралья и Западной Сибири, ассимилировав местное население. Первые укрепленные жилища и поселения в лесной полосе Урала появляются со времени существования гамаюнской культуры. Для раннего этапа характерны небольшие городища и крупные жилища. По-видимому, каждое такое поселение было местом постоянного жительства большой патриархальной семьи. На позднем этапе площадь городищ увеличивается, на них размещалось по нескольку десятков небольших домов.
Социальные и экономические процессы нашли отражение в мировоззрении и верованиях древнего населения Урала.
В лесной полосе, где рыболовство и охота не утратили своего значения, сохраняется материнский род и культ матери — прародительницы. Об этом свидетельствует глиняная пластика. На стоянке Березовый мыс на юго-западном берегу Аятского озера найдена женская статуэтка из обожженной глины. Она весьма схематично изображает фигуру женщины без рук и ног, с рельефно оформленной грудью. Голова фигурки была отбита еще в древности. Орнамент, по-видимому, передает одежду в виде балахона с отделкой вокруг шеи и по подолу. В жилище на Андреевском озере также найдена глиняная антропоморфная фигурка, очень тщательно выполненная в условной манере, без головы. Одежда и татуировка нанесены аккуратными насечками. Признаки пола отсутствуют.
По-прежнему почитались промысловые животные: лось, медведь, а также птицы. Образ лося как тотемного предка нашел свое отражение в деревянной скульптуре, наскальных изображениях, орнаментах на посуде. Придание черт лося той или иной вещи вводило ее в категорию священных предметов, употреблявшихся в ритуальных целях (молоты, сосуды и пр.). При изготовлении фигурок животного древний мастер особое внимание уделял отделке головы.
Уникальные образцы деревянной скульптуры найдены при раскопках Горбуновского торфяника. Это два сосуда в форме лосей. Высота одной из фигурок 15 см, длина 24 см; голова непропорционально велика, детализирована — отмечены разрез губ и ноздрей, зрачки глаз, видимо, были инкрустированы. Характерна поза лебедя из святилища: птичка трубит, высоко подняв благородную голову. Часто встречаются ковши в виде уток. Сделаны они без лишних деталей и украшений и вместе с тем удивительно реалистично.
В эпоху бронзы у народов Урала, вероятно, складывается культ солнца, нашедший отражение в солярных узорах на посуде, предметах быта, глиняных пряслицах, наскальных рисунках. Возможно, существовали особые места, где совершались ритуалы культа солнца. Д. Н. Эдингомри в раскопках VI разреза Горбуновского торфяника найдено множество обломков круглых глиняных блюд, украшенных по внутренней поверхности изображениями солярного круга с лучами в виде уголков, зигзаго-ступенчатых фигур.
Для эпохи ранней бронзы характерно развитие кремневой скульптуры— изображение животных, птиц, человека, рыбы. Прекрасны образцы каменной скульптуры.
Тальковый стержень с изображением человеческого лица найден на берегу Аргазинского водохранилища (Челябинская обл.). Лицо выделено двумя линиями глубиной около 1 мм. Рот обозначен небольшой выемкой. Подобная манера изображения прослеживается и у деревянных идолов из Шигирского и Горбуновского торфяников. Необходимо отметить также каменную скульптуру, изображающую сидящего обнаженного мужчину. Крупная, поданная вперед голова низко посажена на короткую массивную шею. Лицо обращено вверх, глаза устремлены в небо, ноги широко расставлены, кисти рук лежат на коленях. Подчеркнуты признаки пола, в чем можно усмотреть определенную связь с фаллическим культом.
Появление изображений мужчин свидетельствует о динамике мировоззрения древних уральцев. Переход к производящим формам экономики, в том числе и металлургии, утверждение патриархата привело к смене предметов культа, поклонению домашним животным (корова, лошадь, овца) и мужским предкам. Одной из интересных находок того времени является каменный молот-навершие в виде головы лошади с круглым отверстием для рукоятки, найденный в Оренбургской области. Голова лошади имеет вытянутую морду, глаза обозначены четкими, выпуклыми кружками; округлым надрезом голова отделена от шеи, по которой нанесены поперечные нарезки.
Оренбургский молот-навершие имеет определенное стилистическое сходство с некоторыми орудиями из дерева и камня в Среднем Зауралье, рукоятки, которых завершаются скульптурной головой лося.
В произведениях искусства того времени обнаруживается определенная логика становления законов красоты — от заботы о содержании, т. е. функциональном назначении предмета, до стремления к его совершенству, при котором функция переходит в форму (ковш в виде птицы или птица в виде ковша). Наблюдается стремление преобразовать природный материал по законам красоты.
Повсеместно появляются специальные места на поселениях для отправления культов — святилища. Такие святилища исследованы на Горбуновском торфянике (Среднее Зауралье) и Южном Урале. Обнаруженная К. В. Сальниковым на Малокизильском селище жертвенная площадка представляла собой огромное кострище (площадь около 20 кв. м), на котором оказались три сильно обожженных костяка коровы. Костяки лежали в ряд, на боку, головами на запад. На другом участке этого селища, во рву и возле него были найдены захоронения двух телят и большое число мелко изрубленных костей животных. По-видимому, в измельчении костей животных получила отражение идея возрождения, обратимости животных. Какие-то магические обряды (жертвоприношения) призваны были содействовать увеличению их стада.
К эпохе бронзы относятся многочисленные могильники, выработанный погребальный обряд которых свидетельствует о вере в загробную жизнь. Появляются ритуальные захоронения коней, особенно широко распространенные у раннеандроновских племен Приуралья (Синташта, Степное, Капухта и др.). Культ коня был отличительной особенностью индоевропейцев. Жертвоприношение коня в могилу подобало не всем, а только людям высокого социального ранга.
В лесостепном Зауралье и сопредельном горно-лесном районе в начале раннего железного века на основе местных культур сложилась единая исетская культура. Наиболее изученные памятники иткульского и воробьевского вариантов этой культуры позволяют судить, что их оставили металлурги, охотники и скотоводы. Скотоводство носило пастушеский характер, ему соответствовал оседлый образ жизни. Последнее доказывается составом и соотношением видов домашних животных (есть крупный рогатый скот, лошадь, свинья и мало мелкого рогатого скота), мощными и насыщенными остатками культурных слоев. Характерно преобладание мясной промысловой охоты над пушной.
Древнейшие поселения гороховской культуры возникают одновременно с исетскими и первоначально сосуществуют на южных сопредельных и глубоко взаимопроникающих территориях. Около IV—III вв. до н. э. происходят направленная к северу и северо-западу миграция племен гороховской культуры и их распространение в лесостепи, части горно-лесной и на юге лесной зоны Зауралья.
Гороховская культура — кульминация в социально-экономическом и культурно-историческом развитии зауральского ареала. Особенно наглядно это иллюстрируется описанием поселений, главнейшие из которых — Юховское на юге и Воробьевское на севере лесостепи. Гороховское городище состояло из городища и поселения-убежища — из двух смежных укреплений. Городище размещено на труднодоступном высоком уступе, с крутыми склонами логов и берега. Это была настоящая крепость. Внутри большого укрепления (до 7500 кв. м), окруженного обрамлямшими его изнутри и снаружи валами, по периметру разместились жилища.