Смекни!
smekni.com

Теория, практика и перспективы гендерологии и феминологии (стр. 29 из 58)

Существенный вклад женское движение внесло в борьбу за высшее образование для женщин. Объединенными усилиями группы деятельниц женского движения и профессуры в начале 70-х гг. на общественных началах были учреждены высшие женские курсы в Москве (1869-1872 гг.), Казани(1876г.), Киеве (1878 г.).

Наиболее значительным событием в истории высшего женского образования стала организация в 1878 г. в Петербурге Высших женских Бестужевских курсов, которые в течение 12 лет содержались на средства женских обществ. В результате к концу XIX века в России параллельно с государственной существовала общественная система высшего женского образования.

В сфере трудовой деятельности женщин влияние женского движения осуществлялось по следующим направлениям: трудовое законодательство в отношении работниц, занятых в промышленном производстве; взаимодействие органов власти и женского движении в сфере «интеллигентных профессий»; инициативная деятельность по трудовой помощи женщинам.

По масштабам и результативности довольно крупную подсистему в структуре профессиональной сферы России занимало женское движение трудовой помощи. Стержневой идеей движения можно назвать мысль поборника женского равноправия, английского философа XIX века Джона Стюарта Милля о том, что «для бедняка самопомощь важнее посторонней помощи. Если он будет получать помощь без труда со своей стороны, он деморализуется». Настоящая благотворительность, считал Милль, состоит именно в том, чтобы поддержать того, кто хочет трудиться.

В 60-е годы XIX века первыми формами приобщения женщин к профессиональному труду были различного рода ассоциации — общества взаимопомощи, производственные артели, бытовые коммуны.

В конце XIX — начале XX века многие объединения женщин по профессиональному признаку стали выполнять функции защиты прав женщин перед работодателями, т.е. своеобразных женских профсоюзов.

В начале XX века общества трудовой помощи для женщин становятся многопрофильными. Так, основанное в 1901 году Киевское общество трудовой помощи для интеллигентных женщин располагало курсами по подготовке помощников врачей, машинисток, швей, содержало педагогический институт, приют-ясли, детский сад для детей членов общества, бюро по приисканию занятий. Подобные объединения действовали во многих городах России. Привлекает внимание и такое направление Деятельности, как содействие трудоустройству. Для этой цели создавались специальные бюро.

В борьбу за политические и гражданские права женские организации включились в конце XIX века году.

В результате их инициативной деятельности органами власти было улучшено брачное законодательство, расширились права наследования для женщин, женщины были частично допущены к государственной службе и формированию органов местного управления.

После революции 1917 года социальное равенство женщин стало одним из важнейших принципов переустройства российского общества. Его реализация началась с законодательной сферы. Были отменены законы, ставившие женщину в неравноправное положение с мужчиной в семье, по отношению к детям, в праве на имущество, при разводе и т.д. Женщины впервые получили право свободно избирать профессию, образование, им представлялась возможность трудиться наравне с мужчинами. Равенство полов закреплялось в первой Конституции страны (1936 год).

Традиции женского движения в России: ориентация на профессиональный труд как самостоятельную ценность; экономическая независимость; опора на собственные силы, самозащита и самопомощь; просветительство, приобщение женщин к знаниям; финансовая независимость от государственных органов; активные формы давления на властные структуры; активность, инициатива.

. Женское движение как общественное движение

Женское движение явилось одним из конкретных движений, на эмпирическом материале которого развивалась социология общественных движений. Исследования женского движения использовали элементы парадигмы коллективного поведения и понятия относительной депривации, но в большей степени для данных исследований характерно использование (создание) парадигм мобилизации ресурсов и новых социальных движений.

Теория мобилизации ресурсов. Одним из первых приложений этой теории была появившаяся в 1975 году книга американского социолога Jo Freeman «Политика женского освобождения: исследование возникновения социального движения и его соотношения с политическим процессом» (Freeman, 1975). Объясняя процесс возникновения и развития движения, Jo Freeman использует понятия депривации и мобилизации ресурсов. Структурное напряжение - с одной стороны, ранее существовавшие сети (связи) и организации - с другой, интерпретируются как значимые для возникновения движения. В рамках этого исследования Jo Freeman объясняет как разные ветви женского движения использовали разные стратегии и достигали разных результатов. «Старая ветвь» движения была вовлечена в реформистские действия, ее организации имели формализованные структуры, женщины в организациях этой ветви ориентировались на политические действия. Яркий пример такого движения - Национальная организация женщин в США. Вторая, «молодая ветвь» состояла из небольших групп, ориентированных на «коммьюнити» - сообщества, созданные на основе дружеских связей и не имеющие жестких организационных структур. Основными ячейками молодой ветви были группы «роста сознания», в которых женщины собирались для обсуждения своих проблем. Ценностями этих групп являлись демократия, равенство, сообщество. Их цели ориентировались на конкретные проекты, у них был низкий уровень профессиональной специализации, они быстро создавались и быстро распадались.

Эти две ветви движения позднее были названы, соответственно – либеральной (реформистской, умеренной, массовой, правой, «движением за права женщин») и радикальной (революционной, левой, «движением малых групп», «женским освободительным движением»). Первая ветвь придерживалась либеральной идеологии, вторая - социалистической, марксистской и радикальной в различных сочетаниях.

Jo Freeman утверждает, что разные стратегии двух ветвей движения гораздо больше связаны со спецификой их организационных структур, чем с идеологией. Успешность движения зависела от типа организаций, от существования организационных сетей, которые могут быть использованы движением и адаптированы к восприятию новых идей.

Две основные ветви движения имели разные арены протеста, стратегию и тактику. Либеральное движение действовало на политической арене. Основными видами деятельности являлись лоббирование, петиции, обращения к законодателям, призывы голосовать определенным образом, судебные дела, образование. Эта ветвь движения стремилась получить власть в существующей системе, оно ставило целью изменить структуры таким образом, чтобы женщины как социальная группа могли выполнять иные роли. Действия были направлены на изменения законов, институтов, структуры занятости. Для того чтобы изменить положение женщины, надо изменить общество.

Для «нового движения» основной ареной борьбы являлись личные и дискурсивные изменения. Женские встречи и собрания были направлены на рост уверенности женщин в себе, на изменения личности. В некоторых случаях движение использовало тактику конфронтации с существующей системой. Считалось, что изменение общества женщины должны начать с изменения себя: на личном уровне необходимо освобождаться от интернализованной иерархичности. Деятельность должна осуществляться прежде всего в социальной и культурной сферах, для привлечения внимания общественности и психологической поддержки женщин возможно применение тактики прямого действия (например, уличных театров, гражданского неповиновения и т.п.) (Ryan, 1992).

Теория относительной депривации. Если модель мобилизации ресурсов объясняет главным образом механизм формирования движения и роль его организаций, то понятие относительной депривации помогает интерпретировать причины возникновения движения (Chafetz & Dworkin, 1986). Для женского движения относительная депривация имела особый смысл. Jo Freeman указывает, что структурное напряжение повлияло на его формирование: образованные женщины испытывали относительную депривацию, поскольку не могли найти работы или не получали такой же зарплаты, как мужчины с таким же уровнем образования (в том числе их бывшие однокурсники). Если они совмещали две роли, то испытывали чувство вины из-за невыполнения традиционных обязанностей. Напряжение, таким образом, возникало как на структурном, так и на личном уровне. Это напряжение, ранее воспринимаемое как личная проблема, переводилось на язык публичного дискурса в группах «роста сознания». Личное (депривация женщин по признаку пола) становилось политическим, обретая общественный смысл как лозунг движения.

Теория политического процесса. Понятия цикла протеста (Tarrow, 1988) используется в теории женского движения для объяснения его общей логики, связи с другими движениями, использования их сетей, опыта и ресурсов (Dahlerup, 1986). Возникновение женского движения в большинстве стран происходило в периоды общего протеста и мобилизации, разные движения были связаны идеологически и личными контактами, вместе выступали против истеблишмента и традиционных ценностей.

Как объясняет D.Dahlerup (Dahlerup, 1986), опыт участия женщин в других движениях привел их к организации собственного протеста, поскольку они столкнулись с фактами дискриминации в левых движениях 60-х годов. Борясь за равенство и справедливость «вообще», женщины обнаружили неравенство и несправедливость по признаку пола в тех организациях, к которым принадлежали.

Различная структура политических возможностей привела к различиям в композиции и результатах движения, что показано в сравнительных исследованиях S.Bergman (1991); J.Gelb (1989); J.Chafetz & A. Dworkin A.(1986); D.Dahlerup (1986). В структуру политических возможностей для анализа женского движения включаются место и роль партий, групп давления, бюрократии, судов в политической системе (Gelb, 1989).