Смекни!
smekni.com

Теория, практика и перспективы гендерологии и феминологии (стр. 54 из 58)

Что касается министерских постов, то согласно данным на середину 1994 года, в целом женщины составляли 6% общего числа кабинетов: 5% в развивающихся и 8% - в промышленно развитых странах. По этому показателю на первом месте - Финляндия (39%), на втором - Норвегия (35%), на третьем Швеция (34%), на четвертом - Нидерланды и Сейшельские острова (по 31%). Однако в начале 1995 года пальма первенства перешла к Швеции, где впервые в мире был сформирован кабинет с абсолютно равным соотношением представителей двух полов.

Женщины - руководители государств в ХХ веке

Страна Президент Годы правления
Аргентина Мария Эстела Мартинец де Перон 1974 - 1976
Боливия Лидия Гелер Теяда 1979 - 1980
Финляндия Тарья Халонен 2000 -
Германия (ГДР) Сабина Бергман Пол 1990
Гайана Джанет Джаган 1997 - 1999
Гаити Эрта Паскаль Троуйллот 1990 -1991
Исландия Вигдис Финбогадоттир 1980 -1996
Ирландия Мари Робинсон 1990 - 1997
Мари МасЭлис 1997 -
Латвия Виара Вике-Фрейберга 1999 -
Либерия Рут Перри 1996 - 1997
Мальта Агата Барбара 1982 - 1987
Никарагуа Виолета Барриос де Чаморро 1990 - 1996
Панама Мирея Москосо 1999 -
Филипины Корасон Акино 1986 - 1992
Шри Ланка Чандрика Кумаратунге 1994 -
Швейцария Рут Дрейфус 1999 -

Начиная с 1985 года Генеральная Ассамблея ООН поставила цель достичь 30%-ного представительства женщин среди сотрудников ООН. Эта цель была достигнута в 1991 году. В декабре 1998 года Генеральная Ассамблея поставила цель достичь гендерного равновесия в соотношении 50/50 среди всех категорий работников системы ООН до 2000 года. Хотя статистика и показывает некоторое продвижение в этих показателях, однако, до достижения этой цели еще далеко. В конце 1999 года женщины составляли 39% профессионального штата ООН, однако в высшем руководстве представительство женщин достигло только 21% .

Социализация женщин в различных странах мира происходила и происходит таким образом, что у них не возникает особых амбиций по поводу своих карьерных и политических устремлений. Часто женщины сами не хотят заниматься политикой, так как политика их пугает. Понятие «политика» ассоциируется с негативными явлениями, как «грязь», «интриги», «оружие», «нечестные деньги» и т.п.

9.3. Гендерная теория власти и институт лидерства

Для участия в принятии политических решений на всех уровнях необходимо обладать властью. Обычно, женщины не обладают ею, как в общественной, так и в частной сферах, также как и другие социальные группы, у которых традиционно не было власти. Они рассматривают власть как инструмент контроля, насилия и доминирования, т.е. как нечто негативное. Самих себя они видят жертвами власти, считая, что власть надо избегать.

После многочисленных попыток усилить власть женщин, был сделан вывод о том, что власть - это ограниченная величина: если вы имеете больше, то я имею меньше. Например, если я имею власть над Вами, то усиление вашей власти происходит за счет ослабления моей. Такая форма власти основана на санкционированных угрозах, насилии и запугивании. Что приводит к активному или пассивному сопротивлению и требует постоянной бдительности.

В гендерной теории, это называется сверхвласть (власть кого-либо над кем-либо). С этой точки зрения, источники власти включают следующее:

· силу или способность,

· контроль,

· деньги и классовую принадлежность,

· монополию на информацию,

· соответствующую должность,

· знание и идеи,

· оскорбление и унижение.

С точки зрения сверхвласти, существует очень немного людей, которые на самом деле обладают властью. Множество людей чувствуют себя безвластными из-за своего классового происхождения и истории. Например, женщина, которая переносит побои мужа многие годы, думает, что сама во всем виновата. Или крестьянин, который проработал в поле 30 лет, но думает, что он не знает ничего по сравнению с городским 19-летним студентом университета. Общества и правительства обладают способами продления власти или безвластия посредством формирования общественного мнения, влияния на то, что и как люди думают о себе и о своих правах.

Социальные ценности, укрепляемые СМИ и системой образования, формируют сознание о барьерах к участию. Вместо того чтобы критически относиться к системе, люди винят сами себя за свою неспособность достичь успеха или за свое социальное положение. Таким образом, подавленность и пассивность становятся внутренними свойствами людей до такой степени, что обделенные властью убеждены, что недостаток доступа к контролю существует из-за их собственной неполноценности, а не является продуктом дискриминации или исключения.

Согласно этой концепции власти, политические изменения, которые вовлекают безвластных к поиску решений своих проблем, требуют развития критического сознания о системе, и выработки аналитических и организационных навыков, которые позволили бы им требовать решений, основанных на их опыте. С этой точки зрения, привитие навыков для самостоятельного анализа собственных проблем является совершенно необходимым для наделения себя властью.

Гендерная теория разработала альтернативы сверхвласти для женских и других групп общества, которые не могут собрать достаточного количества денег или изменить порядок вещей. Гендерная теория власти предлагает следующие альтернативы для оценки своих возможностей обладания властью:

· власть действия подразумевает творческий потенциал каждого человека для оказания влияния на свою жизнь. Каждый человек может вспомнить случаи из своей жизни, в которых он/она почувствовали себя сильными, когда им удавалось контролировать ситуацию и отстоять свои интересы;

· власть самоуважения представляет собой продуктивную способность каждого человека порождать идеи и вещи, которые делают нас настоящими людьми (личностями). Самоуважение, в свою очередь, порождают уважение и восприятие других как равных. Власть самоуважения признает силу и слабость, которая существует в каждом из нас и автоматически не осуждает этих различий в других;

· власть солидарности относится к силе группы. Люди чувствуют себя сильными, будучи организованными и связанными общими целями или общей деятельностью.

Если теперь рассмотреть источники власти с точки зрения гендерной теории, то его список значительно расшириться:

· настойчивость,

· информация,

· чувство справедливости,

· сопереживание,

· организация и планирование,

· собственные знания и опыт,

· самоуважение,

· солидарность.

Солидарность потенциально совпадает с любым другим источником власти, и все же она редко используется. Например, женщины представляют не менее половины граждан и избирателей, но они недостаточно представлены в процессе принятия решений. Мобилизация альтернативных ресурсов власти влечет за собой тщательное планирование и пошаговый процесс, бросающий вызов врожденному чувству собственного безвластия.

Наделение властью является зачастую одной из целей многих демократических программ. Это изучение в процессе работы и изменение форм обучения в будущем, в соответствии с формой будущей деятельности. Наделение властью относится к сфере деятельности, которая варьируется от индивидуального самоутверждения до коллективного сопротивления, протеста и мобилизации, и бросает вызов сложившимся отношениям власти. Для отдельных лиц и групп, в которых класс, каста, этнический признак или признак пола определяют их доступ к ресурсам и к власти, наделение властью начинается не с момента осознания подавляющей их системы, а с момента принятия мер по изменению природы подавляющей их системы.

Согласно гендерной теории власти каждый гражданин, независимо от пола, возраста, этнической или профессиональной принадлежности может участвовать в принятии решений. Выполнение этого условия является необходимым для развития демократических процессов в обществе.

Очевидно, что понятие «группы» предполагает разделение труда внутри нее. Выделение лидеров является обязательным. Согласно демократическим принципам, лидер избирается большинством голосов в группе и, таким образом, представляет интересы и мнения большинства группы. Лидер участвует в процессе переговоров от имени группы в местных советах, коалициях, ассоциациях. Все эти объединения, в свою очередь, могут выдвигать своего лидера для продвижения своих интересов на более высоком уровне: районных, городских, областных советах, парламенте. Таким образом, институт лидерства - это механизм делегирования своих интересов на более высокие уровни политического управления, в отличие от школы лидерства.

Школа лидерства - это орган или сеть учреждений, занимающихся подготовкой руководителей для различного рода объединений: общественных, партийных, экономических, государственных и др. Помимо обучения, школа лидерства включает в себя и процесс приобретения опыта руководящей работы в исполнительных органах, властных структурах. В советский период школа лидерства (пионерия, комсомол, коммунистическая партия) имела два важных преимущества для женщин: