Смекни!
smekni.com

Теория, практика и перспективы гендерологии и феминологии (стр. 58 из 58)

Главными терминами, которые использованы для выявления особенностей социализации, объяснения поведения, личностных особенностей представителей разных полов, а также для анализа условий их развития и социального воспроизводства, являются "гендер", "гендерная система" и "гендерный контракт". Гендер - понятие, обозначающее социальный пол, по смыслу существенно отличается от термина "половая роль", так как определяет индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивном поведении. Социальный пол действует в рамках культурного пространства данного общества, следовательно, имеет исторические и культурно-этнические вариации. Это означает, что гендеру соответствует гендерная культура, что приводит к резко выраженной асимметрии в факторах и институтах социализации: языке как носителе культуры, средствах массовой информации, ближайшем социуме (семье и референтной группе), профессиональной и политической сферах.

Если понятие "гендерный контракт" применяется к анализу активности человека с учетом существующих в данном обществе требований к мужчине и женщине, "гендерная система" раскрывает совокупность взаимодействия полов во всех сферах жизнедеятельности (экономической, политической, социальной, духовной) и определяет все многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского поведения -гендерный дисплей.

Гендер как технология прежде всего конструирует определенные

женские и мужские идентичности посредством резкой гендерной асимметрии разов в средствах массовой информации, а также через закрепление иерархии в отношениях между полами в языке, формируя стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям "мужское" и "женское". Ограничительная функция гендерных технологий проявляется в создании и репрезентации определенных, патриархатных по содержанию гендерных образов мужчин и женщин с целью закодировать их как гендерные стереотипы и добиться их усвоения в процессе социализации, что ведет к подавлению индивидуальных особенностей личности.

Семья и референтная группа как институты первичной социализации оказывают мощнейщее воздействие на процесс усвоения гендерного дисплея, причем и мальчики, и девочки испытывают определенные затруднения в освоении ролевых моделей. Современные девочки имеют вполне конкретный гендерный "контракт работающей матери" как образец поведения, но большинство из них не испытывают желания ему следовать, так как его минусы очевидны: двойная нагрузка на работе и дома, минимум возможностей продвинуться по служебной лестнице и т.п. Поэтому в последнее время они усиленно расширяют сферу своей реализации и спектр ролевых моделей.

Трудности мальчиков более серьезны как из-за недостатка моделей поведения взрослых мужчин вследствие кризиса роли отца, ярким примером которого является "контракт отца без детей", и конкретных примеров для подражания, так и из-за отсутствия необходимых для проявления мужских черт условий. Такое положение приводит к серьезным последствиям: мальчики либо становятся пассивными, либо приобретают преувеличенно грубоватые представления о мужественности и скептическое отношение к женственности.

Своеобразный компромисс между традиционной полоролевой сегрегацией и современными требованиями автономии, эмансипации, профессиональной и иной самореализации в таких институтах, как "родительство" и "супружество" является результатом противоречивой смеси различных идеологий, где представления о равенстве полов уживаются с патриархальными стереотипами, характерной для значительной части населения.

В сферах экономики и политики гендерная асимметрия оказалась наиболее ярко выраженной. В обществе существуют как явные, так и скрытые формы дискриминации по признаку пола, которые проявляются в преимущественно женской безработице при высоком уровне образования и квалификации женщин, в принижении роли и значимости домохозяйки в процессе воспроизводства новых поколений людей, в трудностях при приеме на работу и в доступе женщинам руководящих должностей, более низкой по сравнению с мужчинами оплате труда, особенно в частном секторе.

Кроме того, включенность женщин в политический процесс характеризуется как низкая и не силовая, что рельефно проявляется в их электоральном поведении. Наконец, отсутствие полноценной государственной политики относительно женщин ведет к углублению их кризисного положения. Несмотря на то, что большинство рассматривает эти проблемы как чисто женские, давно пора признать, что это больные вопросы нашей общей -мужской и женской - нелегкой жизни и истории.

Мужчины оказываются в не менее сложном положении из-за кризиса традиционной роли кормильца семьи и ее главы как вследствие увеличения активности женщин на профессиональном поприще и, соответственно, большей самостоятельности и независимости, так и, в случае сохранения патриархального уклада в семье, из-за трудностей выполнения этой роли в условиях общего спада в экономике.

Четко выделяются несколько направлений развития гендерной системы в современной России: наблюдается значительное распространение традиционных представлений о мужчине и женщине, причем рост патриархальных настроений достаточно интенсивен, особенно в слоях с высокими доходами и в сельской местности; одновременно отмечается некоторое снижение жесткости полоролевых стандартов и увеличение вариативности моделей поведения как для женщин, так и для мужчин практически во всех институтах социализации; резко выросла активность девушек и женщин в получении образования и стремлении сделать карьеру; выявлена пока незначительная тенденция в переориентации мужчин на семью; мужская социализация сопровождается значительными трудностями в связи с нарушением традиционного баланса ролей.

Безусловно, результаты анализа определяются особенностями выборки (население крупных городов России) и не учитывают специфику регионов, а также влияние этнических и религиозных аспектов, что является предметом дальнейших исследований.

И полоролевые стереотипы как система правил поведения в обществе по признаку пола, и гендер как социальный конструкт являются неотъемлемой составляющей социализации и выполняют на данном этапе развития общества одну синтетическую функцию - функцию ограничения ролевого дисплея, задавая стандарты образа жизни, таким образом ограничивая развитие, самоактуализацию и самореализацию человека как личности, приводя к внутри- и межличностным конфликтам. Социализация будет более успешной, а индивид - более адаптированным, если учитывать не только стереотипные требования к мужчинам и женщинам, но и индивидуально-психологические особенности, способности и склонности личности. В современном обществе все труднее провести границу между биологической предопределенностью пола и его социальным моделированием. Разнообразность социальных условий и современные требования ведут к расширению вариативности гендерных конструктов.

Таким образом, гендерная социализация в российском дискурсе на современном этапе характеризуется сложностью и противоречивостью. Очевидно, что "мужские" и "женские" культуры - ранее традиционно четко деленные – сближаются и перемешиваются. Поэтому границы стереотипных мужских и женских ролей постепенно разрушаются, теряют жесткость и определенность, что создает дополнительные трудности в социализации. Представляется весьма вероятной дальнейшая трансформация взглядов относительно мужских и женских ролей в сторону их эгалитаризации, хотя, судя по невысоким темпам развития демократии, феминистская идеология в ее наиболее рациональных и гуманных проявлениях вряд ли найдет легкие пути к массовому общественному сознанию.

Однако имеющаяся информация по проблемам гендерной социализации в России недостаточна для глубокого и системного анализа конструирования современного/ых гендера/ов. Достаточно перечислить лишь несколько вопросов, требующих более пристального внимания:

определение типов семейных отношений, которые существуют на данном этапе, и связанных с ними проявлений гендерной социализации; исследование того, насколько разные типы социализации, социальные условия и обусловленное гендерами поведение распространены в различных социальных слоях и регионах России, с учетом этнической, поселенческой и профессионально-образовательной структуры;

изучение варьирования поведения мужчин и женщин на разных этапах жизни и в различных гендерно-обусловленных ситуациях; влияние исторических событий и явлений, оказавшихся важными в формировании способов социализации, гендерных ролей и стереотипов (влияние православия и других религий, последствия двух мировых войн, политических репрессий, культурного, политического и социального кризиса);

влияние развития технологий на распределение половых ролей и т.д. Поэтому эвристический потенциал гендерных исследований чрезвычайно высок и обещает богатство концептуальных подходов и решений.

Еще не полностью осмыслены гносеологические истоки социокультурных концепций взаимодействия полов. Необходимо подчеркнуть, что на российской почве практически не возникало радикальных научных идей, которые принижали бы "женское", и даже западные теории такого рода не получили значительной поддержки.

В анализе социальных проблем пола достаточно продуктивен и биопсихосоциальный подход, причем речь идет не о линейном биодетерминизме половых ролей, а о сложном взаимовлиянии, в том числе и социального на биологическое. Таким образом, оценка роли биологического и социального в развитии человека далека от однозначных выводов.Учитывая трудности в социализации, неудивительно, что так непросто протекает процесс освоения молодыми россиянами, как мужчинами, так и женщинами, новой парадигмы ментальности. Отступление от нормативов, закрепленных в культуре, приводит к противостоянию не только самих полов, но и социума, и индивидуума как внешне, так и на глубинном психологическом уровне сознания.

Современный мир потрясает множество кризисов: экономических, социальных, политических... Все они - лишь проекция более глобального кризиса, а именно - кризиса сознания. И, возможно, возросший ныне интерес к гендерным исследованиям свидетельствует о том, что они могли бы сыграть не последнюю роль в выходе из социокультурного тупика.