Смекни!
smekni.com

Феминизм (стр. 4 из 8)

Радикальный феминизм, разочарованный неудачей на пути к быстрой трансформации общества, впал, как считают феминистки силы, в опасный сепаратизм. Сосредоточившись на оказании помощи женщинам, которые в ней действительно нуждаются, радикальный феминизм создал наряду с этим идеологию, по которой женщины являются жертвами изначальной злонамеренности мужчин и женская сущность имеет превосходство над мужской. Таким образом, радикальный феминизм перешел от программы ликвидации неравенства между полами к программе культа и возвышения женственности, развил в себе враждебность по отношению к мужчинам, опасно поляризуя полы, отталкивая даже союзников. Эта крайность приносит больше вреда, чем пользы, поднимает на смех феминистские публикации и призывы. Дискредитации образа феминизма и неприязни, которую ему выказывают молодые женщины, ценящие, однако завоевания, добытые благодаря прежнему феминизму, способствует также война радикальных феминисток с гетеросексуальностью. Большинство женщин испытывает потребность в общении с мужчинами, как в общественной, так и в личной жизни, вовсе не желая изолироваться от них, не склонно приписывать всем мужчинам вину за проступки только некоторых из них. Кроме того, многие женщины отдают себе отчет в том, что образ женственности, воспеваемый феминистками, далек от действительности, т.к. реальные женщины отнюдь не ангелы.

Феминистки силы обращают внимание на тот факт, что женщины по-прежнему не имеют должного влияния на все стороны общественной жизни. Между тем они составляют более половины человечества. В парламентах и правительствах женщин незначительный процент. Такое положение не может не возмущать, если учесть, что на сегодняшний день известно, вопреки прежним представлениям, что различия между полами ограничиваются исключительно физиологической сферой. Женщины так же, как и мужчины, способны к выполнению различных ролей в обществе и точно так же, как и мужчины, обладают способностью к саморазвитию и испытывают потребность в нём. Они такие же люди – не лучше и не хуже! – и им принадлежат такие же права, в том числе право выбора жизненного пути, не ограниченного в большей степени, чем у мужчин.

В настоящее время довольно много женщин из среднего класса имеют достаточное количество денег и "пробивной" силы, а у большинства из них есть большое желание и причины, чтобы начать добиваться паритетного представительства женщин во всех институтах социальной власти. Осуществлению этой цели препятствуют три обстоятельства: женщинам их собственное движение стало чуждым; одно из течений феминизма пошло по пути сепаратизма, недостаток в душе многих женщин чувства "женской силы" делает невозможным использование открывающихся возможностей6. Однако многие женщины этим чувством силы уже обладают. Женщины находятся в переломном моменте истории: им надоели напоминания о трудностях их положения. Значительно охотнее женщины реагируют на обращение к их силе, предприимчивости и чувству ответственности, чем к чувству беспомощности.

Это дают о себе знать позитивные результаты прежней борьбы феминисток. Достаточно посмотреть на то, как феминизм преобразил наше общество и как большинство женщин, мужчин и всё больше институтов принимают феминистские принципы, чтобы можно было утверждать, что движение женщин одержало победу, осуществляя самую успешную и самую бескровную революцию во всей истории человечества.

Действительно, достижение равенства находится на расстоянии вытянутой руки, но – предупреждает Naomi Wolf – если прервём борьбу, не извлекая выводов из уроков истории и позволим укрепиться устаревшему образу женщин как слабых существ, ожидает нас дрейф в течение последующих нескольких сот лет.

О том, что женщины находятся на историческом переломе в мире культуры, убеждена известная феминистка, историк Gerda Lerner, которая во втором томе сборника "Женщины и история", выпущенном в 1993 г., пишет, что в настоящее время эпоха патриархальной гегемонии в культуре подошла к концу. Свыше тринадцати веков индивидуальной борьбы, разочарований и сопротивления привели женщин к историческому моменту, в котором они могут обрести свободу, так же как они обретают свое прошлое. Подошли к концу тысячелетия предистории женщины. Мы стоим на пороге новой эпохи в сфере человеческого разума, узнав, что пол никоим образом не влияет на мышление, т.к. он является социальной конструкцией, и женщина так же, как и мужчина, творит и определяет историю.

Главным препятствием на пути к достижению цели является, по мнению феминисток силы, сознание женщин, а не общественные институты и даже не мужчины. Ведь достаточно было бы, чтобы женщины солидарно голосовали за женщин или за подлинных союзников в своем деле среди мужчин, и битва была бы выиграна. Если бы они это сделали, то могли бы получить большинство мест в парламенте. Если убедить мужчин, в том что женщины не хотят больше того, что позволяет им демократия, и они не хотят в свою очередь монополизировать власть или даже предпринять действия реваншистского толка, то цель будет достигнута к взаимному удовлетворению обеих сторон. Однако это будет возможно при условии, что достоинства нового решения должны увидеть и мужчины.

Мужчины вынуждены будут согласиться с утратой части власти, но только части. Однако при этом и выиграют. Женщины во властных структурах привнесут много полезных, обусловленных их опытом решений. Жизнь в условиях патриархата сформировала у них и сделала неотъемлемыми качества, полезные в семейной сфере, а не на публичной арене, особенно глобальной. Мужчины аккумулировали в себе все агрессивные, творческие и предпринимательские качества, присущие человеческому индивиду, т.к. были вынуждены постоянно бороться за существование всего общества с угрожающими ему факторами. В женщинах же получили развитие способность заботиться о других, склонность к сотрудничеству, душевному сопереживанию, потенциально присущие каждому человеку. Сейчас пришло время, когда именно эти качества нужны на публичной, международной глобальной арене, чтобы спасти человечество от катастрофы.

Таким образом, мужчины только выиграют, поделившись властью. Выиграют также – вопреки их опасениям – женщины, приверженные традиционным представлениям и живущие в соответствии с ними. Никто не заставит их силой изменить свой образ жизни, во всяком случае, не феминистки представленной ориентации.

Не исключено, однако, что традиционную модель домашнего хозяйства и семьи перестанут принимать сами мужчины, и это действительно выбьет почву из-под ног у "традиционных" женщин. Однако следует иметь в виду, что изменения происходят не столь стремительно, они коснутся только последующих поколений, а новые женщины, наверняка, совсем не будут хотеть следовать примеру нынешних домохозяек.

Вообще к жизни в новых условиях все успеют созреть. Однако следует помнить: бой идет за свободу каждой личности самой выбирать свой жизненный путь, а не за навязывание готовых образцов. Согласно духу либерализма, все должны иметь доступ к максимально возможной, но не угрожающей другим свободе.

Пользу извлечет, несомненно, общество в целом. Наконец-то способности и таланты, таящиеся в женщинах, смогут с пользой для всех найти свое применение в общественной жизни.

Подчеркнём, что в качестве основной цели феминизм силы выдвигает, прежде всего, завоевание женщинами пропорционального участия в структурах власти, всякой власти. До недавнего времени женщинам не приходила в голову мысль о том, чтобы взять власть. Либеральные феминистки показали, чего можно добиться, умело оказывая давление на власть, доказывая, лоббируя, приводя в органы власти то здесь, то там отдельных женщин. Радикальные феминистки хотели настоящего революционного переворота, однако, власти вообще не добились, а после проигранного дела, связанного с показом порнографии, строят свое "новое пространство" в собственном субкультурном мирке.

Между тем власть принадлежит женщинам, большинству. Нужно только не бояться её взять и не бояться борьбы, которой потребует попытка её взять. Naomi Wolf испытывает глубокое доверие к демократии, однако понимает, что мужчины, когда действительно чувствуют угрозу потери власти, перестают быть галантными и приводят в движение все имеющиеся в демократии средства, чтобы этого не допустить. Они имеют в своих руках, в частности, средства массовой информации. Однако женщинам не следует бояться брать власть, им вообще необходимо перестать бояться и поверить в себя. Для того чтобы окончательно добиться власти, нужно пробудить в женщинах волю к власти. Этот основной мотив звучит в работе Naomi Wolf "Fire with fire. The new female power and how it will change the 21st century" многократно. "Упустим большой шанс, – пишет она, – если не сформируем такое видение женственности, в котором использование собственной силы является для женщины нормальным и делает её сексуально привлекательной. Маленькие девочки начинают с желания править миром, лишь потом в процессе воспитания и образования это выбивают у них из головы. Нужно сделать все, чтобы, наоборот, пробудить этого изначального ребенка – ту, скрытую внутри нас "плохую девочку" – чтобы приобрести качества лидера и сильное чувство правомочности наших стремлений, все то, что нас научили подавлять в себе и в других женщинах".

Свою борьбу женщинам необходимо хорошо организовать и проводить солидарно и последовательно, считают феминистки силы. Следует убедить мужчин, что женщины после завоевания власти не станут мстить мужчинам и для них останется необходимая им "территория" в общественной жизни и во властных структурах. Феминизм силы открыт для мужчин и уважает их место в жизни женщин как гетеросексуальных, так и гомосексуальных. Борьба с сексизмом не имеет ничего общего с борьбой против мужчин.

Социально-политическая практика последнего десятилетия ХХ столетия подтверждает, что выбранные феминизмом силы ориентиры в деятельности женского движения оказались правильными.