1.Материально — экономические ценностные ориентации студенческой молодежи имеют двойственный характер. Они располагаются по двум осям — «приватность — социальность» и «материализм — постматериализм».
Поскольку студенчество является экономически зависимой частью общества и нуждается в всемерной поддержке государства, оно крайне
заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Будучи объектом опеки со стороны государства, студенчество ратует за социально ориентированную экономику. Однако «на смену патерналистским и в какой то степени инфантилистским настроениям приходит осознание необходимости прежде всего личностных усилий»[69].
Однако, с другой стороны, студенчество, являясь революционно – реформаторской частью общества, оно уверено в необходимости развития рыночных отношений[70], чьи принципы неотделимы от принципов экономической самостоятельности. Поскольку экономическая независимость основа политической независимости и гарантия политических свобод, студенты наиболее активно ратуют за либерализацию экономики.
Несмотря на свою заинтересованность в материальном достатке, большая часть малообеспеченного студенчества отдает приоритет знаний и образования перед богатством, надеясь, однако, на возможную адекватность материального вознаграждения реализуемым на профессиональном поприще знаниям и умениям.
На современном уровне развития общественного сознания, причем и в России, и в Китае преобладание «материалистических ценностей» над «постматериалистическими»[71], достигло своей «критической массы». И, конечно, студенчество не свободно от экономической заангажированности своих социальных предпочтений, поскольку одной из важнейших жизненных ориентаций студенческой молодежи является материальная обеспеченность. С другой стороны имеет место «феномен гипертрофированного стремления иметь материальные блага, не обеспеченное равнозначным стремлением эти блага создавать»[72].
В распределении ценностных ориентаций в экономической сфере имеет место раздвоение, — «наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов». «Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех возможны, прежде всего, благодаря собственным усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц) является отражением в сознании студенчества специфики российской экономики, в которой эклектически сочетаются принципы двух разных моделей экономики. Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики, причудливо уживается с бюрократическим «рынком связей», определяющим пути и средства получения, обретения материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей. Сопоставление полученных данных результатами аналогичных исследований последнего десятилетия позволяет зафиксировать и преемственность и параллельную новую, устойчивую и активно реализующуюся тенденцию»[73].
Остается надеется, что этот дисбаланс связан с переходными процессами социально — экономического реформирования общества, всегда связанных с падением жизненного уровня больших слоев населения, и, что после окончания этих процессов баланс между материальными и духовными ценностями придет в норму[74].
Микроэкономические
ценностные ориентации
аскетизм
экономическая
п
ассивность предприимчивостьгедонизм
Схема 1
Таблица 1
Гедонизм | Аскетизм | |
1 | Богатство как цель | Достаток как средство |
2 | Стремление к экономическому избытку | Стремление к экономической норме |
3 | Желание выделяться | Желание «быть как все» |
4 | Работа в частном секторе | Работа в госсекторе |
Таблица 2
Экономическая пассивность | Предприимчивость | |
1 | Взаимопомощь | Состязательность |
2 | Нежелание иметь свой бизнес | Иметь свой бизнес |
3 | Стабильность | Риск |
4 | Законопослушность | Криминальность |
В целом и общем экономические реформы приветствуются молодежью, поскольку она видит в них перспективы для своей карьеры в будущем, и она надеется легко адаптироваться к новым экономическим условиям. Молодежь считает, что «...рыночные отношения расширили возможности личности в плане культурной идентификации, разрушив идеологический диктат, подорвав власть традиций и дали простор формированию широкого спектра идей и ценностных ориентаций... Однако реализация предоставляемых рынком возможностей ... напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов»[75]. Большинство студентов намерены попытать себя в бизнесе, или, по крайней мере, устроиться в частный сектор экономики[76].
В тоже время осуществление этих возможностей для подавляющей части молодежи как бы далеко не простирались ее амбиции, являются весьма проблематичными.
Макроэкономическиеценностные ориентации
Рыночная экономика
государственный частный
сектор сектор
плановая
экономика
Схема 2
Таблица 3
Плановая экономика | Рыночная экономика | |
1 | Плановая экономика | Рыночная экономика |
2 | Государственное регулирование цен | Либеральная ценовая Политика |
3 | Высокий прогрессивный налог | Низкие налоги |
4 | Бесплатное образование и медицина | Платное образование и медицина |
Таблица 4
Государственный сектор | Частный сектор | |
1 | Социально ориентированная экономика | Либерально ориентированная экономика |
2 | Бюджетная здавоохранение | Страховая медицина |
3 | Государственная Собственность на землю | Частная собственность на землю |
4 | Государственное образование | Частное образование |
2.Общественно — политические ориентации студенчества[77], с одной стороны, формируются по широте всего политического спектра. В студенчестве как в проекции представлены все цвета и оттенки этого спектра от крайне правого до крайне левого. Они распределяются по вертикальной оси «левый либерализм — правый консерватизм» и горизонтальной оси «интернационализм – национализм».
В соответствии с аристократичностью и элитарностью образования, а также с готовностью в недалеком будущем стать «отцами» общества, руководителями высокого ранга, менеджерами в различных отраслях народного хозяйства студенческие предпочтения формируются в направлении правой, консервативной идеологии правящих классов, сильного государства. Эта идеология основывается на принципах государственности и патриотизма[78].
С другой стороны, традиционной демократизм студенческого сообщества обуславливает либеральные устремления, в которых, по данным многих социологических исследований, усматривается «очевидная демократическая направленность»[79].
Оппозиция национализма и интернационализм наиболее проблематична в полиэтнических обществах, и ее значение особенно возрастает в годы реформ, когда начинается борьба за «место под солнцем». Студенчество в этом смысле характеризуют самые крайние позиции по оси «интернационализм — национализм», привлекая как в ряды ярых шовинистов, фашистов, так и в ряды борцов с фашизмом[80].
Микрополитические
ценностные ориентации
воля к власти
политическая участие в
пассивность политической жизни
отсутствие властолюбия
Рисунок 3
Таблица 5
Отсутствие властолюбия | Воля к власти | |
1 | Подчиненность | Лидерство |
2 | Скромность | Амбициозность |
3 | Исполнительность | Желание руководить |
4 | Демократичность | Автократичность |
Таблица 6
Политическая пассивность | Политическая активность | |
1 | Неучастие в выборах | Участие в выборах |
2 | Беспартийность | Членство в партии |
3 | Неучастие в общественной жизни | Общественная деятельность |
4 | Политический конформизм | Политический нонконформизм |
Макрополитические