Смекни!
smekni.com

Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России (стр. 13 из 40)

ценностные ориентации

консерватизм


интернационализм национализм

либерализм

Схема 4

Таблица 7

Либерализм Консерватизм
1 Развитое гражданское общество Сильное государство

2

Свобода слова, печати и т.д.

Цензура

3

Демократизм Авторитаризм

4

Конституционная законность Законность, основанная на харизме лидера

Таблица 8

Интернационализм Национализм
1 Неприятие национализма Патриотизм

2

Интеграция в мировое сообщество Сохранение культурной идентичности

3

Мультикультурализм Монокультурность

4

Федерализм Суверенность

3.Духовно — гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации.

Этические ценностные ориентации в контексте студенческой транзитивности распределяются по вертикальной оси «утилитаризм — духовность» и горизонтальной оси «коллективизм – индивидуализм».

Утилитаризм этических ориентаций студенчества связан со многими факторами как негативного, так и позитивного характера, определяющими тенденции развития современного студенчества. Это, с одной стороны, и «падение нравов», утрата духовных идеалов, засилье бездуховных поделок массового искусства, «которая стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на самоидентификацию молодежи»[81].

С другой стороны, универсальность получаемого образования, возрастание приоритета науки и образования, рост научного знания, вследствие чего на задний план отходят нерациональные источники гуманизма.

И все-таки, несмотря на утрату духовных ориентиров, традиционная духовность студенчества является его фундаментальным качеством и базовой ценностью, поскольку и высшее образование, и высокий культурный статус студенчества накладывает на него неизгладимую печать образованности и интеллигентности, благодаря которым студенчеству удается «противостоять прагматизму общества и напору массовой культуры»[82].

Коллективистская ориентация студенчества связана с общим демократизмом студенческого сообщества, с интенсивностью и экстенсивностью коммуникабельности студентов, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и уникальностью[83].

Среди новых явлений в сфере этических ценностных ориентаций, особо выделяется возвращение к искусственно изъятой из общественной сферы религиозности. Однако здесь имеются свои нюансы, — обращение к религии имеет зачастую характер моды, и пока речи идет о «своеобразной психологической религиозности как определенном состоянии души (вера в Бога) и почти практически не проявляющейся обрядовой традиционной религиозности»[84].

Система этических ценностных координат

духовность


коллективизм индивидуализм

утилитаризм

Рисунок 2

Таблица 9

Коллективизм Индивидуализм
1 Коммуникация Стремление к самостоятельности

2

Стремление к идеальному «Мы»

Стремление к идеальному «Я»

3

Главное — интеграция Главное — самовыражение

4

Быть полезным, нужным для окружающих Быть свободным

Таблица 10

Утилитаризм Духовность
1 Интерес к массовому искусству Интерес к классическому искусству

2

Стремление к идеальному «Мы»

Стремление к идеальному «Я»

3

Культурная интеграция Культурная изоляция

4

Атеизм Религиозность

Рационально — ценностные ориентации основаны на рациональном определении и ограничении ценностных объектов в качестве смыслов. Если материально — экономические и гуманитарно — духовные ориентации устанавливаются субъектом или даются ему на основе социально — общественного опыта как детерминированной извне сферы объективных и общественнозначимых символов, то рационально —ценностные ориентации конституируются субъектом изнутри, в качестве имманентных понятий и предметов в качестве продуктов спонтанной деятельности воображения и мышления.

Рационально — ценностные ориентации делятся на субъективно — рациональные и объективно — рациональные ориентации.

Субъективно — рациональные ориентации: в студенческой среде индивидуализм не является образцом поведения, хотя, с другой стороны, сама способ существования студенческой группы («тусовки») по отношению к другим социальным группам носит замкнутый, закрытый характер. Крайне редки случаи коммуникативного взаимодействия студенческого сообщества и представителей нестуденческих сообществ. Таким образом, внутренний коллективизм студенчества спокойно сочетается с внешним индивидуализмом.

Схема рациональных — ценностных

ориентаций студенчества

идеализм


объективизм субъективизм

материализм

Рисунок 4

Таблица 11

Материализм Идеализм
1 Коммуникация Стремление к самостоятельности

2

Стремление к идеальному «Мы»

Стремление к идеальному «Я»

3

Культурная интеграция Культурная изоляция

4

Экстраверсия Интроверсия

Таблица 12

Объективизм Субъективизм
1 Приоритет бытия над сознанием

Приоритет сознания над бытием

2

Вера в бесконечность человеческого рода Вера в бессмертие Человеческой души

3

Сознание — высшая форма материи Действительность— Иллюзия сознания

4

Конечность человеческого разума Бесконечность человеческого разума

Сводя все представленные координаты ценностных ориентаций воедино, мы получаем схему общих тенденций трансформаций ценностных ориентаций, которую структурируют две оси — социальная ось «интеграция — идентификация» и личностная ось «объективация — субъективация». Причем эта схема функционирует парадоксальным образом, поскольку интенсификация идентификация не только не исключает, но, наоборот, предполагает экстенсификацию интеграции. Так, например, рост гражданского самосознания оборачивается универсализацией международного права, становящегося основой всемирно — гражданского устройства.

Схема общих тенденций изменения

ценностных ориентаций

субъективация


интеграция идентификация

объективация

Рисунок 5

В годы радикальных перемен процессы трансформации ценностных ориентаций существенно динамизируются, что связано с возрастанием центробежных и центростремительных тенденций в обществе, сопровождающихся существенным, коренным дисбалансом духовных и материальных установок. Причины и формы этого дисбаланса будут рассмотрены ниже.

В заключение необходимо сказать о соотношении китайских и российских ценностных ориентаций. При всем различии российской и китайской социальных систем существуют ряд связанных с традиционной, «базовой» ментальностью факторов, которые сближают ценностные схемы студенческой молодежи России и Китая, и их необходимо учитывать при анализе ценностных ориентаций. К духовно — ментальным следует отнести:

1. Патернализм;

2. Коллективизм— теократическо — христианский тип общежития в России, и родовой коллективизм конфуцианского толка в Китае.

К географическому фактору относится:

3. Обширность территории.

4. Климатическое сходство и географическое соседство

К экономическому фактору относится:

5. Традиционная аграрная экономика.