Модернизация в Китае - это социалистическая модернизация. Она направлена на совершенствование, обновление социализма с китайской спецификой.
Поддерживать общественную собственность одновременно помогает зарубежный капитал, чтобы она служила социалистической экономике. Считая абсолютно неприемлемым для Китая чисто западный путь развития и западный вариант рыночный экономики, Дэн Сяопин отмечал: «Основной элемент собственности должен быть социалистическим. Но в стране, в некоторых регионах существует капиталистическое устройство, например, в Гонконге и Тайване. Это полезно для развития производительных сил социализма». Это философское обоснование идей «одна страна - два устройства» и «свободная экономическая зона». В сущности, главным должно быть социалистическое устройство, а капиталистическое - дополнением. Иначе будет потеряно главное направление развития»[129]. В эти годы китайскому руководству удалось добиться выдающихся результатов, особенно в аграрном секторе экономики.
2. Специфика модернизационных процессов на втором этапе, в конечном счете, определяется концептуальными положениями теории и практики социализма с китайской спецификой, который, в свою очередь, характеризуется следующими моментами: в политическом отношении это система многопартийного сотрудничества под руководством КПК; в экономической сфере - социалистическая рыночная экономика с развивающимися элементами многоукладности, с общественной собственностью в качестве стержня; в идеологии и культуре - система идей марксизма в качестве главной и определяющей доктрины. Теорию социализма с китайской спецификой первым изложил Дэн Сяопин. Ее содержание разделено на четыре направления: а) сущность китайской модернизации - это социалистическая модернизация, которая отличается от западной модернизации, конечная цель социалистической модернизации - совместное обогащение, а не разрыв между классами; б) модернизация с китайской спецификой - это значит, что китайская модернизация отличается от западной модели модернизации и, в то же время, отличается от модернизации других социалистических стран; в) теория социализма с китайской спецификой - это конкретизация модернизации социализма[130]. Как пишут российские политологи, «опыт стран Азиатско — Тихоокеанского региона убедительно свидетельствует, что творческое прочтение западного опыта, его использование с учетов социокультурной специфики намного продуктивнее пассивного эпигонства. Отсюда важнейшей парадигмой политологической мысли руководства этих стран является культурологическая оценка политических перемен эпохи в горизонте социокультурного опыта, свидетельствующего о неискоренимом многообразии человечества»[131].
Социалистический характер модернизационных процессов в Китае, в свою очередь, определил ряд других особенностей:
— максимальный учет базовой специфики страны (исторической,
демографической, ресурсной и т.п.) при определении стратегии
модернизации;
— соединение сильных сторон, унаследованных от прежней
стратегии развития (относительно развитая нефтедобывающая и
черная металлургия, солидная промышленная база во внутренних
районах страны), с новой стратегией развития;
— умелое сочетание приоритета производства и экспорта трудоемкой продукции с постепенным повышением доли и масштабов производства капиталоемкой и наукоемкой продукции, позволяющее использовать сравнительные преимущества Китая на мировом рынке и учитывать сдвиги в международном разделении труда;
— одновременное использование как внутренних, так и внешних
источников финансовых средств, как внутреннего, так и внешнего
рынков;
— неизменная забота руководства страны о поддержании
определенного баланса между экономическим ростом, реформой
хозяйственной системы и социально-политической стабильностью;
— гибкая модификация идейно-политических основ общественного развития, позволившая сохранить прежние эффективные инструменты экономического роста, например, долгосрочные народнохозяйственные планы, отчасти - директивное планирование, твердые государственные цены, и в то же время относительно безболезненно начать использование новых инструментов, более адекватных рыночным принципам хозяйствования;
— сохранение весомой роли неэкономических факторов в целевой модели социально-экономического развития, позволившее своевременно подкрепить поколебленные социалистические устои общества надежными подпорками в виде этических, социально-исторических и морально-нравственных традиций конфуцианского толка, обеспечить благодаря этому общественную стабильность и устойчивую национальную самоидентификацию перед напором реформ, несущих потенциально сильную угрозу «вестернизации»[132].
3. Еще одним достижением явился реализованный в Китае поэтапный, постепенный переход от административно-централизованной системы хозяйствования к преимущественно рыночной экономике. Осуществлявшийся при сильной макроконтролирующей роли государства на базе всестороннего учета национальных особенностей и бремени преобразований для населения, он обеспечил как удовлетворительное проведение самих реформ, так и динамичное наращивание производительных сил и приемлемый уровень социальной стабильности в стране[133]. Реформирование административно — командной системы привело к превращению Китая в одну из ведущих в экономическом отношении стран мира и создала благоприятные возможности для подъема китайской экономики и укрепления ее международных позиций.
В новых условиях перед правительством были поставлены три задачи, «которые кратко формулировались как «китаизация» (бэньтухуа — букв.: «отуземливание»), «стандартизация» (гуйфаньхуа) и «интернационализация» (гоцзихуа)»[134].
Так называемая «китаизация» означает, прежде всего, обращение к собственной китайской проблематике и сосредоточение усилий на изучение особенностей перехода страны от плановой экономики к рыночной. Поскольку ход экономической реформы вызывает повышенный интерес на Западе, «китаизация» объекта исследование рассматривается как важная мера, позволяющая привлечь внимание зарубежной общественности к собственным разработкам. Необходимость «стандартизации» обусловлена тем, что полученные результаты должны быть восприняты за рубежом. Для этого требуется привести их в соответствие с международными стандартами и изложить на профессиональном языке современной теории. «Интернационализация» имеет целью «состыковку» (цзегуй) китайской экономики с мировой и вхождение китайских экономистов в международное научное сообщество.
Все эти меры были призваны повысить теоретический уровень ведущихся в КНР экономических преобразований и поднять авторитет китайской экономики[135].
б) 1. Первый этап (конец 70-х — начало 80-х годов) экономических реформ был связан c пересмотром теоретических представлений, господствовавших в китайской экономической мысли в дореформенный период. Главное внимание правительства было сосредоточено на критике «традиционной социалистической политэкономии» (так называемой «советской парадигмы»), которая оказалась неспособной объяснить новые явления хозяйственной практики современного Китая. Речь шла о дополнении марксизма с учетом новой экономической ситуации в стране. В ходе различных дискуссий предлагались различные пути пересмотра устоявшихся концепций: одни экономисты считали целесообразным «вернуться к Марксу», восстановив подлинное содержание его теории, в то время как другие — выступали за дополнение марксизма с учетом новой экономической ситуации в стране».[136] В целом и общем китайские экономисты не подвергали сомнению концептуальные основания китайской экономической науки, сформировавшиеся в дореформенный период, и продолжали пользоваться в своих исследованиях марксисткой методологией.
Характерная особенность второго этапа реформ (конец 80-х - начало 90-х) заключалась в том, что «под влиянием практики реформы, с одной стороны, и освоения зарубежной экономической мысли, с другой стороны, реформаторы предприняли попытку выйти за рамки устоявшихся теоретических представлений и обратились к поиску новой методологии экономической теории»[137]. В это время теоретическое обоснование реформ все чаще стало обращаться к «отличным от марксистской экономической теории исследовательским программам, с которыми китайская научная общественность познакомилась в 80–е годы. В хронологически небольшой период в Китае получили известность немарксистские теории — кейсианство, неоклассицизм, институционализм. В условиях бюджетного дефицита и нарастающих инфляционных тенденций в научных кругах активно обсуждался вопрос о возможности применения идей Дж. М. Кейса для анализа китайской ситуации[138].
В конце 80-х — начале – 90-х годов особой интерес китайских экономистов привлекли идеи институциональной экономической теории (Р. Кроуз, Дж. Бьюкенен, Д. Норт), которая представлялась ученым КНР более приспособленной к объяснению процессов, происходящих в переходной экономике современного Китая, чем неоклассицизм, а также в большей степени совместимой с китайской экономической традицией.