Основными задачами образовательных учреждений по воспитанию правосознания являются усиления патриотического, гражданского и правового воспитания в общей системе воспитательного процесса, «формирование общей теории молодежи»[191], преодоление отчуждения личности от воспитательного процесса.
Основные направления современных реформ в сфере образования включают демократизацию, гуманизацию, гуманитаризацию, фундаментализацию, информатизацию, компьютеризацию, интеграцию, диверсификацию, многовариантность, формирование и развитие личности. Важным фактором развития образования стали его интегрированность в мировом масштабе, расширившиеся контакты, интенсивный обмен опытом во всех областях образовательной деятельности разных стиран, школ, направлений.
В новой парадигме высшего образования, внедряемой в высшей школе России, основные компоненты — фундаментальность, целостность, направленность на удовлетворение интересов личности — достаточно четко определены в системе многоуровневой подготовки и в Государственных образовательных стандартах[192].
Практическая реализация молодежного законодательства проявляется в создании Комитетов молодежи в муниципальных образованиях, проведении региональных молодежных программ, усилении государственной политики в отношении молодежи на местах, проведении конкурсов и грантов в научной, экономической и культурной сферах, создании региональных отделений всероссийских партий, например «Молодежного Единства».
Однако, во многом, как пишет ювенолог Е.Г. Слуцкий, «нынешнее российское законотворчество в отношении детей и молодежи находится еще в стадии становления. Это в полной мере относится к правоположениям, касающимся формирования и реализации государственной молодежной политики (ГМП) в России и ее регионах — субъектах Федерации, в том числе по доработке федеральных законов»[193]. Е.Г. Слуцкий предлагает «в качестве основного научного инструментария формирования социально — экономической политики и законотворчества в отношении семьи, детства и молодежи использовать ювенологию как новое междисциплинарное комплексное знание об особенностях становления подрастающего поколения в единстве социально — экономического, духовного и биологического начал»[194]. Известный социолог молодежи В.Т. Лисовский полагает, что «ключевыми инновационными элементами новой философии молодежной политики выступают следующие идеи:
1.Молодежь — не только объект социализации, но и субъект активного исторического действия. Место молодого поколения — не за кулисами, а на авансцене истории.
2. Молодежные проблемы — это не только и не столько проблемы самой молодежи, это проблемы общества, это общенациональные, общегосударственные задачи. Через их решение общества, народы, нации страны выходят на качественно новый уровень цивилизационного развития.
3. Молодежная политика должна быть направлена на подготовку молодежи для интеграции в условия, существующие в обществе, с целью ее участия в устранении имеющихся в нем элементов иррациональности и тормозящих факторов, в выработке новой модели развития общественного развития. Каждая смена поколения должна сопровождаться выходом общества на новый виток социального прогресса»[195].
В современном демократическом обществе основой воспитания правосознания подрастающего поколения становится социологическое представление о свободе, которое напрямую связывается с неотделимостью ее от экономической независимости. Именно с внедрением в молодежное сознание арсенала идей политической свободы и экономической независимости, структурирующим весь свод молодежного законодательства, связываются перспективы динамики молодежных и студенческих ценностных ориентаций в направлении конвергенции традиционных и либеральных ценностей.
2.Государственная молодежная политика КНР осуществляется в полном соответствии с решениями Коммунистической Партии Китая, которая уделяет пристальное внимание жизни китайской молодежи, понимая всю огромную важность того, что молодежь несет в себе мощный потенциал будущего развития страны[196].На каждом Пленуме КПК принимаются важные документы по актуальным вопросам жизни, в которых ставятся задачи по расширению и углублению социалистического сознания молодежи, по большему включению молодых китайцев в политическую и экономическую жизнь общества, по обеспечению возможностей подъема образовательного уровня учащихся и студентов Китая.
На последнем Пленуме КПК (1997) был принят Закон «О молодежи Китая», в котором были поставлены первоочередные задачи, способствующие решению актуальных проблем жизни китайской молодежи[197]. Среди них следует выделить:
распределение выпускников рабочими местами в соответствии с выбранной профессией и дипломной квалификацией;
обеспечение молодых специалистов служебной жилплощадью или местом в общежитии;
многосторонняя комплексная поддержка молодой семьи;
выплата «подъемных» (одноразовая) и социальных (многоразовая) пособий;
здравоохранительные мероприятия;
поддержка деятельности молодежных общественных организаций;
организация работы с молодежью по месту жительства.
Основным принципом молодежной политики Китая является трудовая этика, в основании которой лежит вовлеченность молодежи в экономико-трудовую деятельность. Особая роль здесь отводится участию, освобождающемуся на период летних каникул от образовательных обязанностей студенчества в специально создаваемых для этого трудовых лагерях. В студенческих трудовых лагерях их участники занимаются аграрной деятельностью в сельской местности. Участие в этих коммунах позволяет студенту существенно пополнить свой бюджет, избавив родителей от затрат на содержание. В результате этой деятельности молодой китаец приучается к коллективному труду, вырабатывает трудолюбие, выносливость, профессиональные умения и навыки[198].
Именно в таком опыте студент овладевает основными и практическими способностями, которые помогают ему в дальнейшем вступить на поприще своей основной специальности.
В государственной программе молодежной политической доктрины КНР декларируется также и другие важные мероприятия, способствующие оптимальной адаптации китайского студенчества. К ним относится — политико-идеологическое воспитание в духе социалистических идеалов и патриотизма; воспитание гражданской культуры и формирование национального самосознания молодежи; помощь молодежи в организации досуга, создание условий для развития и реализации личности; поддержка молодежных инициатив и изучение молодежной среды; поддержка деятельности молодежных общественных организаций, поддержка инициатив молодежи; изучение объективного состояния молодежной среды, информирование молодежи о возможностях решения ее проблем.
Таким образом, и российское государство и китайское государство понимают всю важность поддержки молодежи со стороны законодательной и исполнительной властей путем принятия различных законов и постановлений, в которых декларируется необходимость деятельного участия в жизни молодежи, а также осуществления всевозможных государственных мероприятий по поддержке молодежи.
Молодежное законодательство России уделяет большое внимание политическому образованию и воспитанию молодежи в направлении создании условий для вовлечения ее в общественную и политическую жизнь страны. Однако молодежная политика не проявляет достаточной инициативы в области экономической поддержки только вступающей в жизнь молодежи, что выражается в недостатке финансирования, маленьком размере стипендии, сокращении бюджетного образования и т.д.
Китайская молодежная политика неизменно делает акцент на создании условий для быстрейшей адаптации студенческой молодежи к новым экономическим условиям, законодательно закрепляет всемерную поддержку экономических инициатив молодежи Китая.
2.2. Социальные изменения и ценностные ориентации студенческой молодежи России и КНР
Анализу «базовых» (дореформенных) ценностей студенчества России и Китая посвящен ряд фундаментальных исследований многих советских, российских и китайских авторов, среди которых следует выделить таких специалистов по базовым ценностным ориентациям студенчества СССР и России как В.Т. Лисовский,А.И. Арнольдов, Е.И. Амелина, А.Г. Здравосмыслов, Н.И. Лапин, С.Н. Иконникова (традиционные ценности советского студенчества)[199], Т.Э. Петрова, А.И. Запесоцкий, А.А Козлов, Е.Г. Слуцкий (традиционные ценности российского студенчества)[200], А.С. Ваторопин (политические ценностные ориентации[201], А.В. Андреенкова (экономические ценностные ориентации)[202], а также таких специалистов по базовым ценностным ориентациям китайского студенчества как Л.С. Переломов, П.М. Кожин, К.А. Кокарев, Титаренко М.Л, Чжао Цзюй (базовые политические ценности)[203], И.Н. Наумов, Чжан Вэйминь, Чжан Сянго, Чжао Цзы (традиционные экономические ценности)[204].
«Базовыми» (дореформенными) ценностными ориентациями является система ценностных предпочтений, складывавшихся на протяжении длительного периода устойчивого, стабильного существования общества. Принципиальной характеристикой «базовой» системы ценностных ориентаций является «регламентированный баланс между интегрирующим ядром и периферийным дифференциалом» (Н.Л. Лапин).