Смекни!
smekni.com

Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России (стр. 28 из 40)

Поводя итог, можно констатировать незыблемость базовых ценностных ориентаций российского студенчества, ядром которых были и остаются ценности счастливой семьи, любимой и высокооплачиваемой работы, самосовершенствования, принципы общественного коллективизма и социальной стабильности, справедливого социального строя, основанного на принципах демократии, идея счастливого и богатого общества.

2. На формирование «базовых» (дореформенных) ценностных ориентаций китайского студенчества влиял ряд факторов традиционной политики и экономики, который определялся веками складывавшейся культурно- политической системы государства и общества.

К числу важных и актуальных ценностных ориентаций традиционной политической культуры Китая относятся поддержание порядка и стабильности в обществе, потребность в гармоническом единстве противоположностей, ориентации на традиции и опыт прошлого.

На основании этих ценностных ориентаций, «порядок в государстве поддерживается, согласно традиционным взглядам, эффективным внешним наблюдением за выполнением законов (легисты) и внутренним контролем — регулированием, как формой публичного принуждения (конфуцианцы)»[214].

Традиционное общество в Китае держалось на двух основных моральных принципах: сыновней почтительности (сяо) и лояльности (чжун). При этом первый принцип определял отношение индивида к его семье, а второй — отношения в сферах, находящихся в сферах над родственно — семейными связями. Отсюда следует весьма важная мысль о том, что «одним из основных элементов общества является конкретный человек, почитающий своих родителей и являющийся носителем моральных качеств, приобретенных в результате продолжительного и трудного процесса учебы и воспитания, в соответствии с такими представлениями, укрепление, стабилизация и совершенствование всего общества должно происходить, начиная с отдельного человека и конкретной семьи»[215].

Согласно традиционным представлениям о государстве, «политическая «лояльность» выступает не в качестве противоположности «сыновней почтительности» с ее склонностью к семейному эгоизму и замкнутости, а наоборот — производной от «сяо»»[216]. В результате указанные принципы находятся в гармоническом сочетании, дополняя друг друга и соединяя традиции даосизма и конфуцианства. Здесь трудно не заметить, что «лояльность», имея персоналистическую составляющую, укоренено в учении даосизма, а «сыновья почтительность» с ее семейственностью и социальной трансиндивидуальностью, имеет свой исток в конфуцианстве.

Именно благоустроенное и сильное государство способно обеспечить такие отношения в нем, при которых частный интерес граждан на деле соединяется с общей целью государства, в результате чего обе стороны выступают гарантами реализации этой цели. Отсутствие баланса между «сяо» и «чжун», а по существу — между массовой и официальной политическими культурами, и смещение приоритета, например, в сторону «сыновней почтительности» может свидетельствовать о том, что «значительная часть населения не считает в сложившейся ситуации в полной мере «своим» данный режим правления»[217].

Резюмируя можно сказать, что базовые ценностные ориентации китайского студенчества неизменны на протяжении многих лет, включая в себя идеалы сильного и богатого государства, справедливо устроенного общества, любимой семьи, интересной работы, гармонично развитой личности, уважение к закону, ценность образования и самосовершенствования и т.д.

Таким образом, к основным принципам, повлиявшим на влияние на формирование «базовых» ценностных ориентаций студенчества России и Китая относятся: 1) превалирование государственности над гражданской общественностью, 2) незначительное развитие личностного самосознания, 3) государственная собственность — главная форма собственности, 4) преобладание натуральной экономики в пику товарно-денежной экономике; 5) зависимость личности от власти, а не от собственности; 6) слабое развитие или отсутствие демократических институтов[218].

В то же время различие в принципах «базовых» ценностных ориентаций студенчества объясняется полиэтничностью и поликонфессиональностью России и моноэтничностью и моноконфессиональностью Китая, что сказывается на определенной универсальности получаемого образования, а также большей эмансипированностью росийского студенчества от государства, его в некоторой степени предоставленностью самому себе, и большей зависимостью китайского студенчества от государства.

2.2.2. Изменение ценностных ориентаций студенчества в результате реформирования общества

Политическое, экономическое, социальное реформирование оказывает значительное влияние на трансформации ценностных ориентаций студенчества. Во всех сферах системы ценностных ориентаций российского и китайского студенчества ее трансформация подчиняется двум основополагающим тенденциям, как собственно, вся система ценностных ориентаций общества в целом, а именно центростремительной интенсификации «интегрирующего ядра», интеграция вокруг которого консолидирует все общество в единое целое, и в то же время идет процесс экстенсификации «дифференцирующей периферии», на которой распределяются локально индивидуализирующиеся участники общественной жизни.

1. В сфере макрополитических ценностных ориентаций и у китайского и российского студенчества наблюдаются интеграционные, коммуникативные и глобализационные тенденции.

В изменении макрополитических ценностных ориентаций российского студенчества две ярко выраженные тенденции. Первая связана с общемировой тенденцией глобализации, интернационализации, открытости мира с целью политического, экономического, информационного взаимодействия. Помимо всего прочего, это обуславливается унификацией экономического пространства путем введения единых экономических валют доллара и евро, а также беспрецедентным развитием СМИ, и созданием единого информационного пространства INTERNET, — можно предположить, что «интернетизация» скоро охватит все мировое студенчество, способствуя его максимальной консолидации.

Что касается второй тенденции, то она связана с возрастанием чувства и сознания национально-этнической принадлежности. После десятилетий патриотического «аскетизма» и пропаганды формального интернационализма, у российского студента появляется законное чувство здоровой национальной гордости[219]. Хотя зачастую чувство национальной гордости российскому студенту приходится делить с чувством стыда за свою Родину.

Тем не менее, чувство здорового патриотизма — это необходимое следствие осознания места России в составе «семьи народов», в котором Россия занимает далеко не последнее место. Российское студенчество принимает деятельное участие в том, чтобы России было чем гордиться — это и информационные технологии, и космическая техника, и научно-технический прогресс в целом.

Динамика макрополитических ценностных ориентаций студенчества России [220]

(в % - ом отношении к общему количеству опрошенных) 1990 1995 2000
Консерватизм 12,5 8,0 7,0
Либерализм 45,8 51,2 56,9
Патриотизм 67,2 72,5 76,7
Глобализм 67,7 75,3 68,6

Как показывают данные социологических исследований консервативные и патриотические ориентации не вступают в конфликт с ориентациями на либерализм и глобализм, то есть одно вовсе не исключает другое, и может даже дополнять. Это говорит о том, что интеграция в мировое сообщество не исключает, а, наоборот, предполагает усиление идентификационных факторов. Другими словами, мировое сообщество уважает и принимает в свои ряды тех, кто, прежде всего, уважает сам себя.

2. Микрополитические ориентации российского студенчества также подвергаются двоякой трансформации. С одной стороны, происходит наращивание амбиций и притязаний на политическую активность со стороны наиболее политизированного студенчества, особенно среди приверженцев таких партий как «Яблоко», СПС. Растет количество сторонников радикально-политических образований. В отношении политических пристрастий студенчество выбирает наиболее крайние формы политического радикализма. Причем в студенческой среде много и леворадикалов, и праворадикалов, и фашистов, и либералов прозападного толка, и нацистов, и глобалистов. Такого рода политический экстремизм отчасти объясняется свойственным для этого возраста максимализмом. Впоследствии представители и правой, и левой идеологии мигрируют в сторону центра[221].

Политический радикализм одной части студенчества с лихвой компенсируется политической апатией и гражданской пассивностью другой ее части.

Динамика микрополитических ценностных ориентаций

студенчества России [222]

(в % - ом отношении к общему количеству опрошенных) 1990 1995 2000
Стремление к власти 15,8 17,7 16,4
Отсутствие властолюбия 65,8 75,2 82,0
Гражданская активность 25,6 26,8 14,8
Гражданская апатия 56,1 61,0 75,0

3. Что касается изменений макроэкономических ценностных ориентаций, то они подвержены одной доминирующей тенденции — безоговорочном склонении к рыночной модели развития экономики.