Поводя итог, можно констатировать незыблемость базовых ценностных ориентаций российского студенчества, ядром которых были и остаются ценности счастливой семьи, любимой и высокооплачиваемой работы, самосовершенствования, принципы общественного коллективизма и социальной стабильности, справедливого социального строя, основанного на принципах демократии, идея счастливого и богатого общества.
2. На формирование «базовых» (дореформенных) ценностных ориентаций китайского студенчества влиял ряд факторов традиционной политики и экономики, который определялся веками складывавшейся культурно- политической системы государства и общества.
К числу важных и актуальных ценностных ориентаций традиционной политической культуры Китая относятся поддержание порядка и стабильности в обществе, потребность в гармоническом единстве противоположностей, ориентации на традиции и опыт прошлого.
На основании этих ценностных ориентаций, «порядок в государстве поддерживается, согласно традиционным взглядам, эффективным внешним наблюдением за выполнением законов (легисты) и внутренним контролем — регулированием, как формой публичного принуждения (конфуцианцы)»[214].
Традиционное общество в Китае держалось на двух основных моральных принципах: сыновней почтительности (сяо) и лояльности (чжун). При этом первый принцип определял отношение индивида к его семье, а второй — отношения в сферах, находящихся в сферах над родственно — семейными связями. Отсюда следует весьма важная мысль о том, что «одним из основных элементов общества является конкретный человек, почитающий своих родителей и являющийся носителем моральных качеств, приобретенных в результате продолжительного и трудного процесса учебы и воспитания, в соответствии с такими представлениями, укрепление, стабилизация и совершенствование всего общества должно происходить, начиная с отдельного человека и конкретной семьи»[215].
Согласно традиционным представлениям о государстве, «политическая «лояльность» выступает не в качестве противоположности «сыновней почтительности» с ее склонностью к семейному эгоизму и замкнутости, а наоборот — производной от «сяо»»[216]. В результате указанные принципы находятся в гармоническом сочетании, дополняя друг друга и соединяя традиции даосизма и конфуцианства. Здесь трудно не заметить, что «лояльность», имея персоналистическую составляющую, укоренено в учении даосизма, а «сыновья почтительность» с ее семейственностью и социальной трансиндивидуальностью, имеет свой исток в конфуцианстве.
Именно благоустроенное и сильное государство способно обеспечить такие отношения в нем, при которых частный интерес граждан на деле соединяется с общей целью государства, в результате чего обе стороны выступают гарантами реализации этой цели. Отсутствие баланса между «сяо» и «чжун», а по существу — между массовой и официальной политическими культурами, и смещение приоритета, например, в сторону «сыновней почтительности» может свидетельствовать о том, что «значительная часть населения не считает в сложившейся ситуации в полной мере «своим» данный режим правления»[217].
Резюмируя можно сказать, что базовые ценностные ориентации китайского студенчества неизменны на протяжении многих лет, включая в себя идеалы сильного и богатого государства, справедливо устроенного общества, любимой семьи, интересной работы, гармонично развитой личности, уважение к закону, ценность образования и самосовершенствования и т.д.
Таким образом, к основным принципам, повлиявшим на влияние на формирование «базовых» ценностных ориентаций студенчества России и Китая относятся: 1) превалирование государственности над гражданской общественностью, 2) незначительное развитие личностного самосознания, 3) государственная собственность — главная форма собственности, 4) преобладание натуральной экономики в пику товарно-денежной экономике; 5) зависимость личности от власти, а не от собственности; 6) слабое развитие или отсутствие демократических институтов[218].
В то же время различие в принципах «базовых» ценностных ориентаций студенчества объясняется полиэтничностью и поликонфессиональностью России и моноэтничностью и моноконфессиональностью Китая, что сказывается на определенной универсальности получаемого образования, а также большей эмансипированностью росийского студенчества от государства, его в некоторой степени предоставленностью самому себе, и большей зависимостью китайского студенчества от государства.
Политическое, экономическое, социальное реформирование оказывает значительное влияние на трансформации ценностных ориентаций студенчества. Во всех сферах системы ценностных ориентаций российского и китайского студенчества ее трансформация подчиняется двум основополагающим тенденциям, как собственно, вся система ценностных ориентаций общества в целом, а именно центростремительной интенсификации «интегрирующего ядра», интеграция вокруг которого консолидирует все общество в единое целое, и в то же время идет процесс экстенсификации «дифференцирующей периферии», на которой распределяются локально индивидуализирующиеся участники общественной жизни.
1. В сфере макрополитических ценностных ориентаций и у китайского и российского студенчества наблюдаются интеграционные, коммуникативные и глобализационные тенденции.
В изменении макрополитических ценностных ориентаций российского студенчества две ярко выраженные тенденции. Первая связана с общемировой тенденцией глобализации, интернационализации, открытости мира с целью политического, экономического, информационного взаимодействия. Помимо всего прочего, это обуславливается унификацией экономического пространства путем введения единых экономических валют доллара и евро, а также беспрецедентным развитием СМИ, и созданием единого информационного пространства INTERNET, — можно предположить, что «интернетизация» скоро охватит все мировое студенчество, способствуя его максимальной консолидации.
Что касается второй тенденции, то она связана с возрастанием чувства и сознания национально-этнической принадлежности. После десятилетий патриотического «аскетизма» и пропаганды формального интернационализма, у российского студента появляется законное чувство здоровой национальной гордости[219]. Хотя зачастую чувство национальной гордости российскому студенту приходится делить с чувством стыда за свою Родину.
Тем не менее, чувство здорового патриотизма — это необходимое следствие осознания места России в составе «семьи народов», в котором Россия занимает далеко не последнее место. Российское студенчество принимает деятельное участие в том, чтобы России было чем гордиться — это и информационные технологии, и космическая техника, и научно-технический прогресс в целом.
Динамика макрополитических ценностных ориентаций студенчества России [220]
(в % - ом отношении к общему количеству опрошенных) | 1990 | 1995 | 2000 |
Консерватизм | 12,5 | 8,0 | 7,0 |
Либерализм | 45,8 | 51,2 | 56,9 |
Патриотизм | 67,2 | 72,5 | 76,7 |
Глобализм | 67,7 | 75,3 | 68,6 |
Как показывают данные социологических исследований консервативные и патриотические ориентации не вступают в конфликт с ориентациями на либерализм и глобализм, то есть одно вовсе не исключает другое, и может даже дополнять. Это говорит о том, что интеграция в мировое сообщество не исключает, а, наоборот, предполагает усиление идентификационных факторов. Другими словами, мировое сообщество уважает и принимает в свои ряды тех, кто, прежде всего, уважает сам себя.
2. Микрополитические ориентации российского студенчества также подвергаются двоякой трансформации. С одной стороны, происходит наращивание амбиций и притязаний на политическую активность со стороны наиболее политизированного студенчества, особенно среди приверженцев таких партий как «Яблоко», СПС. Растет количество сторонников радикально-политических образований. В отношении политических пристрастий студенчество выбирает наиболее крайние формы политического радикализма. Причем в студенческой среде много и леворадикалов, и праворадикалов, и фашистов, и либералов прозападного толка, и нацистов, и глобалистов. Такого рода политический экстремизм отчасти объясняется свойственным для этого возраста максимализмом. Впоследствии представители и правой, и левой идеологии мигрируют в сторону центра[221].
Политический радикализм одной части студенчества с лихвой компенсируется политической апатией и гражданской пассивностью другой ее части.
Динамика микрополитических ценностных ориентаций
студенчества России [222]
(в % - ом отношении к общему количеству опрошенных) | 1990 | 1995 | 2000 |
Стремление к власти | 15,8 | 17,7 | 16,4 |
Отсутствие властолюбия | 65,8 | 75,2 | 82,0 |
Гражданская активность | 25,6 | 26,8 | 14,8 |
Гражданская апатия | 56,1 | 61,0 | 75,0 |
3. Что касается изменений макроэкономических ценностных ориентаций, то они подвержены одной доминирующей тенденции — безоговорочном склонении к рыночной модели развития экономики.