Смекни!
smekni.com

Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России (стр. 30 из 40)

1. Изменение макрополитических ориентаций китайского студенчества, проходит в полном соответствии с «четырьмя основными принципами», то есть в соответствии с социалистическим путем развития, демократической диктатурой закона, руководящей ролью Коммунистической партии Китая, марксизмом — ленинизмом, идеями Мао Цзедуна и теорией Дэн Сяопина о строительстве социализма с китайской спецификой[230]. Китайской студенчество понимает все значение, какое имеет для страны интеграция Китая в мировой сообщество и «принцип открытости». Эта воля к открытости и интеграции выражается в стремлении китайского студенчества получать образование за рубежом, общаться со своими сверстниками за рубежом.

С другой стороны, студенчеству Китая присуще чувство принадлежности к великой и самой древней китайской цивилизации, что является условием самоуважения и идентичности абсолютного большинства этнических китайцев. Студенчеству Китая присуще глубокое чувство истории и неистребимая привязанность к своей исторической родине. Студенчество Китая все больше проникается чувством патриотизма, что не может не сказываться на его ценностных ориентациях.

Динамика макрополитических ценностных ориентаций студенчества Китая[231]

(в % - ом отношении к общему количеству опрошенных) 1990 1995 2000
Консерватизм 12,5 8,0 7,0
Либерализм 45,8 51,2 56,9
Патриотизм 67,2 72,5 76,7
Глобализм 67,7 75,3 68,6

2. На изменение микрополитических ценностных ориентаций китайского студенчества оказывает влияние тот факт, что руководство Китая во главе с КПК оказывает пристальное внимание к подготовке руководителей и специалистов высшего звена. Китайское студенчество осознает всю ответственность, которую на них возлагает партия и правительство, и старается отвечать требованиям современной жизни, способствовать поддержке в стране стабильной обстановки, успешно претворять в жизнь задачи девятого пятилетнего плана экономического и социального развития страны и перспективной программы 2010 г., могущего вывести Китай в середине XXI века в число передовых, развитых, могучих, процветающих стран мира[232].

С другой стороны, возрастает роль демократических процессов в стране. Это выражается, например, в создании в Китае института демократических партий. И хотя было бы неправильным утверждать, что демократические партии играют значительную роль в политической системе Китая. Но нельзя и отрицать тех «позитивных моментов, которые приносят их существование и функционирование в стране. Во-первых, одно лишь их присутствие в политической системе Китая дает основание китайскому руководству заявлять о много партийном сотрудничестве и преимуществах, присущих лишь Китаю, поскольку все партии не являются оппозиционными в отношении КПК, но представляют собой дружественные, сотрудничающие с ней партии. Во-вторых, располагая возможностью заблаговременной информации относительно их мнений по поводу готовящихся важных документов КПК и правительства Китая, давая им возможность избежать ошибок. В-третьих, весьма активную роль играют демократические партии в развитии таких областей, как экономика страны, наука, образование, культура, медицина, издательское дело»[233]. Перечисление только этих линий деятельности демократических партий дает возможность понять позицию китайского руководства, заинтересованного в продолжении сотрудничества с демократическими партиями.

Китайское студенчество принимает активное участие в деятельности демократических партий и упрочении демократических традиции в стране, что не может не сказываться на формирование его микрополитических ориентаций.

Динамика микрополитических ценностных ориентаций студенчества Китая [234]

(в % - ом отношении к общему количеству опрошенных) 1990 1995 2000
Стремление к власти 15,8 17,7 16,4
Отсутствие властолюбия 65,8 75,2 82,0
Гражданская активность 25,6 26,8 14,8
Гражданская пассивность 56,1 61,0 75,0

3. Динамика макроэкономических ценностных ориентаций китайского студенчества связана с ростом экономического благосостояния Китая, который обусловлен как ростом производительности, так и выходом Китая на международной рынок товаров и услуг. Поэтому все лучшее, что случилось в экономике Китая за последние десятилетия, проистекает вследствие экономической интеграции Китая в мировую экономическую систему, чья ценность не может не быть более значимой.

Динамика макроэкономических ценностных ориентаций студенчества Китая [235]
(в % - ом отношении к общему количеству опрошенных) 1990 1995 2000
Рыночная экономика 78,9 72,6 66,6
Плановая экономика 23,6 21,4 12,8
Частный сектор 78,9 55,9 52,1
Государственный сектор 34,8 37,8 38,6

4. Микроэкономические ориентации китайского студенчества меняются в соответствии с изменениями социальной ориентации общества в сторону предпринимательской деятельности, которое включает снятие ограничений на рост личных доходов, признание законным получения предпринимательского «нетрудового» дохода, что способствует улучшению материального положения значительной части населения Китая, занятого в индивидуальном и частном секторе экономики.

Экономический аспект во времени проходит следующие изменения. Молодежь 50-х гг. о деньгах практически не говорит, их основная забота – развитие Родины и улучшение своей жизни она связывает с процветанием страны. В 60-х – начале 70-х гг. деньги, хотя еще не выходят на первый план, но, не смотря на то, что деньги воспринимаются как корень зла, они начинают занимать более весомое место в целях молодых, главная забота которых – "продолжение революции". После 80-х гг. деньги принимают форму одной из целей и занимают весомое место в умах молодежи. В 1983 г. один из аспирантов факультета экономики Северо-западного Университета официально в газетной публикации признает их значение. С этого времени, сначала не очень открыто, потом – более открыто и впоследствии – прямо стали их делать предметом обсуждения. К 90-м гг. выбор денег в качестве цели признается разумным аргументом. Богатство начинают связывать с благородством. В жизни молодого человека деньги приобретают следующее значение: они становятся целью жизни и борьбы личности; символом высоты социальных высоты социального положения в обществе; оценкой и стандартом личного успеха и достижений; становятся индивидуалистической ценностью в жизни; инструментом для достижения иных целей; воспринимаются как способ выживания и вызывают стойкую от себя зависимость; деньги становятся источником счастья и потому предметом поклонения; деньги как ценность начинают занимать одно из лидирующих положений.

Одновременно происходит повышение значимости для молодежи возможности выбора проводить время в соответствии со своими желаниями. И в этом случае молодой человек, не обладающий достаточным количеством денег для удовлетворения своих желаний, приобретает сильный стимул для их получения. И в этот период фраза "меня не интересуют деньги" в большинстве случаев расценивается как ложь и лицемерие; или человек рассматривается как несовременный. Исследования стиля жизни молодежи, начиная с 70-х гг. и в более поздние периоды, позволили обнаружить следующую тенденцию. В конце 70-х гг. городская молодежь только начинает осознавать связь возможности удовлетворения потребностей с деньгами. В 80-е гг. эта связь становится более отчетливой и в сознании повышается ценность денег в среде городской молодежи, но еще более – у сельской и начинает вытеснять такие ценности предыдущих лет, как уважение, дружба. У университетского студенчества деньги также становятся немаловажным фактором, но ситуации поклонения им не возникает, поскольку они ставятся ниже ценности карьеры и знания. В конце 80-е гг. значение денег резко возрастает, но большее внимание обращается на социальные ценности. Основная причина – стремление к повышению жизненного уровня через открывшиеся реформами возможности. К 90-м гг. роль денег становится важнейшей и они становятся целью всех слоев общества.

В последнее время все более усиливается влияние денежного фактора. Воздействие данного фактора, по мнению Юнь Дзань Чена, наиболее сказывается в среде молодежи, имеющей высшее образование и проживающей в городах (по сравнению с лицами, имеющими среднее образование и деревенской молодежью), поскольку имеют место представления, что более высокий образовательный уровень дает возможность бóльших заработков. Таким образом, деньги в числе ценностей начинают выдвигаться на первый план, а образование рассматривается как одна из возможностей их получения. В процессе становления денег как ведущей ценности, прослеживается два пика: в 80-е и 90-е годы. Динамика микроэкономических ценностных ориентаций

студенчества Китая [236]