1990 | 1995 | 2000 | |
Аскетизм | 75,9 | 76,6 | 66,6 |
Гедонизм | 24,6 | 24,8 | 28,8 |
Предприимчивость | 58,9 | 65,9 | 67,1 |
Экономическая безынициативность | 34,8 | 37,8 | 38,6 |
5. В сфере этических ценностных ориентаций китайского студенчества имеет место возвращение к глубокой традиции внутриэтнической солидарности.
Ценности коллективизма традиционны для Китая, они актуальны и сегодня. Общество и государство их не только защищают, но и продолжают основывать на них политическое воспитание молодежи. Однако с начала 90-х гг., как результат реформы и перехода к открытой политике и рыночной экономике, эта традиционная ценностная ориентация получает серьезный вызов со стороны социальной реальности. Молодежь при выборе жизненных ценностей все чаще обращает внимание на личный интерес. Молодые люди оценивают возможности самореализации, проявления инициативы и творчества.
Молодежь все чаще рассматривает как более важную идею личного интереса. Речь идет о том, что идея коллективистских ценностей нуждается в пересмотре, что весьма проблематично, поскольку она имеет глубокие исторические корни. Однако коллективизм в плановой экономике имел два отрицательных момента. Во-первых, происходило стирание индивидуальных различий, что выражалось в потере индивидуальной манеры мышления, характера труда, росте инерции мышления, недостатке независимых идей, слепом поклонении лидеру. Во-вторых, использовался так называемый "двойной стандарт", причиной которого являлась необходимость того, что общественный интерес становился главным, но одновременное существовал и объективный личный интерес, который приходилось скрывать. Но молодежь все более осознает собственную экономическую автономию, открывает для себя возможность индивидуального будущего в виде выгоды, а коллективная этика рассматривает эти понятия как «эгоистичные», и с ними следует бороться. Это и порождало "двойной стандарт", — когда внешнее принуждение обуславливает необходимость соблюдения определенных формальностей.
После трансформации старой системы с неизбежностью проявилась тенденция признания индивидуальных ценностей. В новых исторических условиях важнейшим вопросом становится соотношение и непротиворечивое сосуществование индивидуальных и коллективных ценностей.
Изменение этических ориентаций связано также с учреждением профессиональной оппозиции информационного и индустриального, которая является конститутивной для всего мирового общества в последнее время, когда парадигма общественного развития меняется с индустриальной на информационную. В Китае на современном этапе возникает примат постиндустриального и информационного над индустриальным.
Динамика этических ценностных ориентаций студенчества Китая [237]
(в % - ом отношении к общему количеству опрошенных) | 1990 | 1995 | 2000 |
Духовность | 20,8 | 14,7 | 5,9 |
Утилитаризм | 76,8 | 83,2 | 87,9 |
Индивидуализм | 14,6 | 18,0 | 21,8 |
Коллективизм | 78,6 | 77,4 | 69,5 |
В результате проведенного анализа в качестве результатов можно сделать следующие выводы. Сравнительный анализ динамик ценностных ориентаций, выявил следующие сходства и различия:
1.Ценность доминирования государства и оптимальность его устройства в сфере макрополитических ценностей китайского студенчества неуклонно возрастает. Это вызывается двумя обстоятельствами: во-первых, беспрецедентным успехом экономических реформ, выразившегося в феномене «китайского экономического чуда», а, во-вторых, значительным возрастанием международного авторитета Китая, входящего в «десятку» самых богатых стран глобализирующегося мира. Все сказывается на постоянном росте патриотизма, государственности, основанной на принципах просвещенного авторитаризма.
В сфере макрополитических ориентаций у студенчества России после значительного снижения значения государства во внутриполитической жизни, вызванного явной пробуксовкой реформ и попустительством властей по отношению к падению уровня жизни, в последнее время наблюдается тенденция усиления патриотизма, государственности, симпатий к «президентскому режиму» либерального типа. С другой стороны эта тенденция усиливается нарастающим возвращением былого величия России в статусе сверхдержавы, входящей в «восьмерку» ведущих держав мира и имеющей авторитет на внешнеполитической арене, идеологически основываемого на принципе геополитического равновесия между Востоком и Западом, что особенно значимо состоянии нарастающей глобализации мира.
Таким образом, если для российского студенчества большое значение имеет политическая мощь России, то для китайского студенчества больше значим факт экономического могущества Китая.
2. Если в микрополитической сфере на распределении ценностных ориентаций у российского студенчества сказывается его дифференцированность, вследствие чего традиционно политически активное гуманитарное и университетское студенчество уравновешивается политически индифферентным студенчеством технических вузов, то более однородное в своем идеологическом составе студенчество Китая представлено политически лояльным большинством. В среде российских студентов повышается количество граждански активных студентов, принимающих участие в выборах, участвующих в различных митингах и социальных акциях, состоящих в политических и общественных организациях.
3.В сфере макроэкономических ориентаций и российских, и китайских студентов происходит постоянное возрастание ценностного признания большей эффективности рыночного хозяйствования в противовес плановой экономике, при наличии существенного различия, выражающегося в предпочтении государственных форм собственности у китайских студентов, и, наоборот, предпочтении частных форм собственности у студентов России.
4.В сфере микроэкономических ориентаций студентов обеих стан наблюдается рост экономической заинтересованности, желания обретения экономической самостоятельности. При этом если большая часть российских студентов готова к возможности реализации своих экономических притязаний не на поприще свой будущей специальности, то китайское студенчество свой экономический потенциал напрямую связывает с получением образования. Однако если российское студенчество связывает свое экономическое благосостояние с независимостью от государства, то китайское студенчество, наоборот, желает богатеть на благо экономически развитого государства.
5. Духовно – этические ориентации китайского и российского студенчества претерпевают самую значительную трансформацию. И если в среде российского студенчества духовные ценности еще пока не связываются с большими возможностями социальной реализации, то в среде китайского студенчества идет рост осознания непосредственной связи этики и бизнеса, того, чем выше этичность, тем сильнее отдача,— это объясняется большим коллективизмом ценностного сознания китайского студенчества, и большим индивидуализмом российского студенчества. При этом в духовно — этической сфере студенчества обеих стран наблюдается тенденция рационализации этических ценностей, ведущего к росту прагматизма и утилитиаризма.
Вертикальное воздействие реформы, осуществляясь сверху, имеет необходимый и закономерный характер, — это выражается таким образом, что реформы имеют форму законодательной и исполнительной инициатив, т.е. признание со стороны правительства. Другой стороной процесса является обеспечение их легитимности – т.е. социальное признание со стороны общества. Линейное влияние реформы, будучи инициируемо «снизу»и имея случайный и возможностный характер, носит форму социального признания реформы со стороны общества, а соответственно ее активного усвоения и использования.
Специфика реформ и в России, и в Китае выявила одну особенную тенденцию в динамике ценностных ориентаций, а именно чем интенсивнее теоретическая идентификация как модус осознания необходимости сохранения культурной идентичности в виде сохранения фундаментальных ценностных ориентаций, тем экстенсивнее практическая интеграция в модусе социализирующей реализации этой идентичности.
Иначе говоря, чем глубже и интенсивнее освоение ценностных ориентаций, тем полнее и основательней интегрированность носителей и субъектов ценностных ориентаций в социальное поле.
В процессе реформ всегда действуют два вида факторов: 1) интеграционные факторы, обуславливающие возникновение таких ценностных ориентаций, которые способствуют социальной интеграции и консолидации и на 2) дифференцирующие как те факторы, которые провоцируют возникновение «антиценностных» ориентаций в модусе социальных дисфункций, влияющих конфликтогенную дифференциацию и дезинтеграцию общества. Это ценностные ориетации иденификационного плана.
Причем одни и те же возникающие в результате экономических и политических реформ факторы могут влиять одновременно как на ценностные ориентации интегрирующего плана, так и на ценностные ориентации плана дифференцирующего.
Так демократизационная диверсификация с одной стороны создала новые политические институты, партии, различные общественные организации, политические объединения, которые способствуют консолидации разнообразных групп общества вокруг различных интеграционных символов, репрезентируемых в виде идей, лидеров, политических программ. В то же время сами эти демократические институты вступают друг с другом в социальные конфликты, называемые «политической борьбой», что в значительной степени способствует дифференциации общества по политическим интересам. Такого же рода двойственность отличает экономическую специфику реформ. С одной стороны происходит создание универсального экономического пространства с законодательной закрепленной равноценностью обмена. С другой стороны, сама ситуация рынка с его принципом баланса спроса и предложения, является конфликтогенной, поскольку условием баланса является первичный дисбаланс, порождаемый конкуренцией равноправных производителей.