Смекни!
smekni.com

Шпаргалки по истории социологии (2004г.) (стр. 2 из 9)

Связующ ме-ом в сложн соц стр-ах явл нормы и ценности. Один из член гр формир и согласов гр норму и получ вознагр за сохран стаб-ти. След гр и коллект вступ в обмен отношен с индивидом. Предложил множ-во примеров отнош по типу колл-индивид. Пример опосредов обмена явл организованная обаготворит-ть . Ценностн стереотипы рассматр как опосредующ соц жизнь в 2 значен:1.Ценностн контекст-ср-во формирующ соц отношен 2. Обществ ценности опосредуют связи в соц асоц. 4 типа цен выполн различ ф-ии: 1.партикуляристские ср-во итеграции и опора солидарности, объед индивид на основе межличн отношен.2.универсалистские, стереопипы определяющ сравнительн ценность, расшир возможн косвен обмена. 3. Легитимный авторитет системе ценностей преоставл некотор людям( директорам, президен) большевласти, чем др. 4. Оппозиционные цен. позвол распростр ощущен необходимости перемен, узаконив оппозицию. Изуч центростремит и центробежн силы внутри больших соц объед и утв что расшир теор соц обмена до социетального уровня.


4. Понятия соц функ и соц факта у Дюркгейма. «Социологизм»

Осн раб: «Правила социологического метода» (1985), «Самоубийство. Соц этюд»

Социальный факт «Социальные факты следует рассматривать как вещи» Эти факты и явл предметом соц-ии.Соц факт – это «любой вид действия, зафиксированный или нет, способный оказывать внешнее сдерживание индивида и имеющий собственное существование, независимое от индивидуальных проявлений» (напр, законы и обычаи, религия, язык, денежная система). Социальная функция. Д считал, что функция соц явления или института состоит в том, чтобы установить связь между институтом и определенной им потребностью общества как целого. Например, найти функцию разделения труда означает поиск потребности, которую она удовлетворяет.

Концепция социологизма. С целью понимания дюркгеймовского «социологизма» в этом понятии следует различать два аспекта: во-первых, онтологический, во-вторых, методологический. Касаясь первого, онтологического аспекта «социологизма», можно выделить несколько исходных теоретических позиций.

1. По Дюркгейму, социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок, и она столь же основательна, как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономическая

2. Общество – реальность особого рода, которая не сводится у другим ее видам. Различия индивида и общества выступают у него в форме дихотомических пар, в которых так или иначе воплощается разнородность этих реальностей. Например. «индивидуальные представления - коллективные представления», «индивидуальное сознание – коллективное сознание».

Следует особо отметить, что «социологизм» Д (в онтологическом плане) не сводился только к утверждению наличности и автономии социальной реальности. Он утверждал и обосновывал приоритет социальной реальности по отношению к индивидуальной, а также ее исключительное значении в детерминации человеческого сознания и поведения.

По Д, общество представляет собой более богатую и более «реальную» реальность, чес сам индивид. Общество у Д доминирует над индивидом, создает его и является источником всех высших ценностей. Это характерная черта «социологизма» получила в истории социологии название «социальный реализм». Из онтологического аспекта дюркгеймовского «социологизма» вытекали соответствующие методологические принципы познания социальной реальности. Он настаивает на применении в социологии методов познания, аналогичных методам естественных наук. Социологизм Дюркгейма в методологическом плане характеризуется следующими чертами: принципом объективного научного подхода к социальным явлениям, требованием объяснять социальное другими социальными явлениями.


Теория коммуникативного действия Хабермаса.

Осн работы: «Теория коммуникативной компетентности» (1984) «О логике соц обеспечения» (1990).

Идеей, объединяющей большинство работ Ю. Хабермаса, является идея социальной эволюции и, одновременно, перспективу оформления собственной оригинальной концепции, обозначаемой Ю. Хабермасом как теория коммуникативного действия. Исходным и центральным пунктом этой конц явл категор «жизненного мира», восходящая к феноменологической традиции. «Жизненный мир» определяется Хабермасом как горизонт значений, который составляет основание жизненного опыта индивида. Целью теории коммуникативного действия является описание развертывания «жизненного мира» в эволюционной перспективе. Социальная эволюция, по Хаб, состоит в развитии когнитивных способностей человека. Выделяемые Ю Хаб пять стадий социальной эволюции: мифопоэтическая, космологическая, религиозная, метафизическая, современная – есть способы миропонимания. Методол аспект теоркоммуникативного действия разрабат Хаб в книге «Знания и интересы». Эволюц жизненного мира приводит к возник ряда способов познания, каждый из которых, становится особой «идеологией», искажающей коммуникацию.

Субъективная структура «жизненного мира», формирующаяся вокруг личности (самоидентичности) человека, служит источником эмансипационного интереса. Этот интерес приводит к появлению «критического знания», моделью которого рассматривается исторический материализм и концепция психоанализа З. Фрейда.

Итак, теория Хабермаса представляет собой попытку соединения двух подходов – теории социального действия и теории социальной структуры. В концептуализации действия Хаб допускает двойное упрощение, сводя действие к взаимод-ю и рассматр любое взаим-ие как эквивалент «коммуник действия». Он нигде так и не определяет ясно и четко механизма эволюционных изменений, относительная постоянность государственной природы также находится вне поля его зрения. Политическая сфера сводится им к простым коммуникативным связям, основной проблемой которых видится «искажение восприятия».


Д. Мид как основоположник символического интеракционизма.

Осн раб: «Разум, Я и общество» (1934) Методол основ его подхода в социологии был прагматизм. Эволюцию он рассматр как процесс осознания и решения пробл, а научный метод – как развивающееся в ходе эволюц процесса самосознание. Признаками чел, развившимися в ходе эволюции, Мид считал умение мыслить абстрактно, самосознание, целенапр и нравств повед..

Об-во – это продолж процесс и состоит оно из соц актов. По Миду, соц акт – это взаим-ие, включ двух или более индивидов, между которыми существует разделение труда. Вклад различных индивидов координ т о, чтобы достичь целей, приносящих определенное удовлет кажд участнику. координир действие людей отличается большой степенью гибкости. Участники планируют свой социальный акт в контексте постоянного приспособ др к др

Реализация соц акта – процесс коммуникативный: взаимод всех типов развиваются в процессе взаимного приспособл участников др к др. Взаимная ориентация возникает и поддерживается в ходе постоянного обмена жестами. Жесты – это любые воспринимаемые движения, показывающие другой стороне внутренние ощущения или намерения первой.

Жест, имеющий одно и то же значение для двух и более людей, - это значимый символ, а язык и состоит из таких конвенциональных звуков. Те, кто занят совместной деятельностью, постепенно создают мир общения, облегчающий их последующее сотр-во.

При изучении процессов коммуникации Мид предлагал пользоваться концепциями импульса, восприятия, манипуляции и консуммации.

Импульс – некое нарушение, дефицит приспособления между организмом и средой, представление о трудной задаче, которая должна быть выполнена.

Консуммация – устранение нарушения, беспорядка.

М/у этими конеч точками акта нах-я восприятие и манипуляция. Один из главн пунктов дискуссий прагматистов – это хар-р мышл. По Миду, мыш – это форма поведения, происход когда деят-ть прервана. Перерыв может быть вызван внешним препятствием, или отсутствием необходимых объектов. Когда акт заблокирован, имеет место большое количество вторичных приспособлений, включая экстренную мобилизацию (эмоцию) и сознательную рефлексию. С помощью этих процессов приостановленный акт может быть в конце концов завершен.

Наиб знач достиж Д. Мида счит его теория «Я». «Я» - это не только чье-то тело, но и воспринимаемый объект. Поскольку большинство актов являются компонентами более масштабных взаимодействий, люди, участвующие в них, взаимозависимы, - импульсы одного не могут быть полностью воплощены без сотрудничества коллег.

Обобщая его концепцию,Мид использует термин «Я» в трех значениях:

как восприним предмет, формир чел в конкретном историч контексте;

как процесс самоконтроля;

как личность человека. Соц-ия, Мид подчерк два важных контекста, в кот она происходит. Один – это игра-подражание, когда дети принимают на себя определенные роли и имитируют людей, которых они знают: мать, почтальона, продавца. Но счит Мид, эффективн самоконтроль вырабат в ходе игры-состязания или в любом таком виде деят-ти, при кот треб колл согласов действия. В состязаниях ответы других организованы, а деятельность происходит в соответствии с правилами.


«Система социологии» П. Сорокина, ее значение для отеч и мировой социологии.

Исслед выд 4 осн этапа соц деят-ти Сорокина: первый – российский (1905-1920) – создание позитивистской модели социологии на бихевиористской основе. Гл раб: «Преступление и кара: подвиг и награда» (1913); вт – ранний американский (1920-1930) – соц бихевиоризм, теор соц стратификации, соц мобильности. раб «Социальная мобильность» (1927); третий – переломный (середина 30-х годов) – обращ к пробл кул-ры, создание интегральной системы общественных наук. четвертый – завершающий – этика, проблема спасения человечества через преодоление эгоизма.