28. Социология Гарда (основные принципы и понятия).
29. Инстинктивизм Мак-Дугакка.
30. Теория «подражания» Тарда.
31. Понимающая социология (основные представители, принципы и понятия)
32. Социология Зиммеля (принципы и понятия).
33. Теория личности Фрейда.
34. «Общность» и «общество» в социологии Тениса.
35. Проблема отчуждения в социологии Зиммеля (философия денег).
36. Проблема самоубийства в социологии Дюркгейма, понятие «аномия»
В социальном анализе О. Конт выделил два направления: 1) изучение социального порядка – социальную статику; 2) изучение социальных процессов и изменений – социальную динамику. В плоскости первого исследуются предпосылки существования и законы функционирования общественной системы, а другого – законы развития и изменений социальных систем. Французский социолог поставил перед собой задачу: раскрыть законы социального существования в его организованных формах и процессах развития. «Всеобщее благополучие», которое ученый положил в центр своего понимания общества – это последствие присущих человеку врожденных психологических черт, которые подталкивают его к общественной жизни. Эти черты сводятся к двум склонностям людей: быть в обществе себе подобных и делать вместе с другими добро другим. При этом необходимо преодолевать эгоистические стремления, которые подталкивают индивидов отрекаться от гражданского положения. В борьбе двух инстинктов: социального (альтруистического) и индивидуалистичного (эгоистического) в историческом развитии победил первый, и это реализовалось в наиболее распространенных формах социальной общности, таких как семья и трудовая кооперация. Предложенные Контом законы социальной статики – дифференциация, централизация власти и развитие общей морали – стали фундаментом его видения социального порядка. Изучение законов развития общества в системе французского теоретика предполагается в плоскости социальной динамики. Под таким углом зрения рассматриваются «законы наследования», или модели изменений социальных систем во времени. Такие изменения обусловлены философскими доминантами социума. То есть, решающим фактором считается прогресс человеческого духа. Социальный прогресс – это продукт интеллектуального развития, который проходит 3 стадии – теологическую, метафизическую и, в конце концов, позитивную. Этим стадиям соответствуют определенные формы хозяйства, общественного строя, политики, искусства. Контовский «закон трех стадий» иллюстрирует его тезис, что социальное развитие зависит от интеллектуального развития человечества. | Социальная статика и социальная динамика Огюста Конта. Теория личности Фрейда. структуре личности Фрейд выделяет Оно, Я, сверх-Я (Ид, Эго, супер-Эго). Оно — это первоначальная, основная, центральная и вместе С тем наиболее архаичная часть личности. Оно, считает Фрейд,— «содержит все уникальное, все, что есть при рождении, что заложено в конструкции — кроме всего прочего, следовательно, те инстинкты, которые возникают в соматической организации и которые в Оно находят первое психическое выражение в форме, нам неизвестной». Оно служит источником энергии для всей личности, и вместе с тем Оно — целиком бессознательно. Мысли или чувства, вытесненные из сознания в бессознательное Оно, по-прежнему способны влиять на психическую жизнь человека, при этом со временем сила этого влияния не уменьшается. Оно можно сравнить со слепым и глухим диктатором, власть которого неограниченна, но властвовать он может только через посредников. Оно развивается из Я и в отличие от последнего находится в постоянном контакте с внешним миром. Я защищает Оно, как кора дерево, но при этом питается энергией Оно. Посредством накапливания опыта (в памяти) Я набегает опасных раздражителей, адаптируется к умеренным и, главное, осознавая мир, посредством активной деятельности способно перестраивать его себе на пользу. Развиваясь, Я постепенно обретает контроль над требованиями Оно, решая: будет ли инстинктивная потребляемость реализована сиюминутно или ее удовлетворение будет отложено до более благоприятных обстоятельств. Таким образом, Оно реагирует на потребности. Я—на возможности. Я находятся под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних ; (Оно) импульсов. Нарастание этих импульсов сопровождается напряжением, чувством «неудовольствия», уменьшение — релаксацией, чувством «удовольствия.» «Я,— считает Фрейд,— Стремится к удовольствию в старается избежать неудовольствия!. Супер-Я развивается из Я и является судьей и цензором его деятельности и мыслей. Это хранилище выработанных обществом моральных установок и норм поведения. Фрейд указывает на три функция супер-Я: совесть, самонаблюдение, формироване идеалов. В качестве совести супер-Я судит, ограничивает, запрещает вли разрешает сознательную деятельность. Самонаблюдение возникает из способности супер-Я (независимо от Оно и Я) оценивать деятельность. направленную на удовлетворение потребности, Формирование идеалов связано с развитием самого супер-Я, Иногда неправильно отождествляют супер-Я с поведением одного из родителей. «Супер-Я ребенка,— подчеркивает Фрейд,— в действительности конструируется не по модели его родителей, а по модели супер-Я его родителей». Основная цель взаимодействия всех трех систем; Оно, И и супер-Я — поддерживать или (при нарушении) восстанавливать оптимальный уровень динамического развития душевной жизни, увеличивая удовольствие и сводя до минимума неудовольствие. От напряжения, испытываемого под воздействием различных сил (внутренних, внешних), Я оберегает себя с помощью таких защитных механизмов, как вытеснение, отрицание, рационализация, реактивные образования, изоляция, проекция и регрессия. |