Взлет монгольского этноса и его быстрое падение, также как и для остальных
этнических систем укладывается в приведенную выше схему развития, разве что все
процессы здесь проходили чрезвычайно бурно. Рассмотрим подробнее.
Исходное сочетание этносов и ландшафтов региона.
Опишем состояние к середине XII века на восточной окраине Великой Степи.
На правом берегу Аргуни кочевали татары, носившие косу, подобно своим предкам таганам. Рядом с татарами жили хонкираты - этнос, образованный смешением древних тюркских
племен и монголов, большая группа которых распространилась от Керулана до
Онона, В центральной части Великой степи, на берегах Толы и окраинах Гоби, жили
кераиты, самый, культурный народ среди кочевников, а к западу от них - кайманы,
осколок державы кара-китаев (киданий), уведенных на запад Елюем Даши.
Основная часть этого этноса заняла Джунгарию и Семиречье. Кара китайским гурханам
подчинялись ыдыкуты Уйгурии и султаны Средней Азии до Амударьи, за
исключением Хорезма. От Алтая до Карпат раскинулась Кыпчакская степь, в
ХII вв. отнюдь не напоминавшая пустыню. Реки были многоводны,.
террасы речных долин покрыты зарослями тальника, на водораздельных
массивах не редки были основные боры и рощи ольхи и березы. Сухолюбива~
растительность ковыльных и полынных степей чередовалась с более влаголю-
бивой - злаковой. С севера эту степь замыкала стена леса, а с юга - целочки
оазисов.
Но эти благодатные места потому и были так прекрасны, что население в
них было очень редким: там жили куманы, т.е. половцы, потомки западной
ветви динлинов - кыпчаков. Прямые потомки динлинов, енисейские кыргызы,
продолжали жить в благодатной Минусинской котловине, занимаясь поливны.м
земледелием и оседлым скотоводством. Они еще хранили богатое культурное
наследие своих предков, но отказались от былой воинственности, толкнувшей
их в IХ в. на завоевание просторов Великой степи. Теперь к югу от них
расположилось многочисленное монгольское племя ойратов.
На северных склонах Саянских гор жили малочисленные и разобщенные
«лесные народы», среди которых были и угры, родственные обским остякам,
и палеоазиаты, близкие к енисейским кетам, и тюрки, и даже, возможно,
самодийские реликты, которых можно видеть в загадочных меркитах. От
последних остались только осколки» среди телесов, телеутов, киреев, башкир
и торгоутов . Уже в ХIV в. потомков меркитов называли монголами, но до
покорения они в число монголов не входили. . Их причисляли с равной
степенью вероятности к тюркам и к самодийцам; последнее представляется
более вероятным, но прямых доказательств нет.
С юго-востока Великую степь ограничивали два могучих государства:
цжурчжэньская империя Кинь (Цзинь) и тангутское царство Си-Ся. Южнее
лежала китайская империя Сун, потерявшая в войнах с тангутами и
чжурчжэнями исконные китайские земли бассейна Хуанхэ и превратившаяся
в государство изгнанников, правивших на землях, некогда завоеванных у
народов Юго-Восточной Азии, над уцелевшими остатками этих народов. С
эгими, подлинными, китайцами монголы до ХIII в. не сталкивались и,
по-видимому, даже не знали об их существовании, ибо это не было им
интересно. Зато с чжурчжэнями и тангутами все кочевники Великой степи
были в очень дурных отношениях. А от былой мощи Тибета не осталось и
следа. Каждое племя, каждый монастырь, каждая крепость береглись своих
соседей, но анархия не была там «матерью порядка». Такова была Восточная
Азия в середине ХII в., когда монголы вышли на арену истории.
Монголы и татары в начале ХII
Северо-восточную часть Монголии примыкающие к ней области
Степного Забайкалья делили между собой татары и монголы. По поводу
племенного названия «монгол» существуют два мнения:
1. Древнее племя мэн-гу жило в низовьях Амура, но, кроме того, так назывался
один из родов татар, обитавший в Восточном Забайкалье. Чингис-хан
происходил из забайкальских мэн-гу и, следовательно, принадлежал к числу
татар; название же «монгол», вошедшее в употребление только в ХIII в.,
произошло от китайских иероглифов «мэн-гу», что означает «получать
древнсе».( Эта гипотеза, принадлежащая акад. В.П. Васильеву, не является
общепризнанной.)
2 Племенное название «мэн-гу» (монгол) очень древнего
происхождения, но встречается в источниках очень редко, хотя отнюдь не
смешивается с «дада» (татарами). В ХII в., монголы выступили как
самостоятельный народ. В 1135 г., когда чжурчжэньские войска дошли до
Янцзы и громили китайскую империю Сун, монголы разбили чжурчжэньскую
армию и после двадцатилетней войны добились уступки им прав на земли
севернее р. Керулен и уплаты ежегодной дани скотом и зерном. Вождем
монголов был Хабул-хан, прадед Тэмуджина. Это, наиболее доказательное,
мнение высказано Г.Е. Грумм-Гржимайло.
Южные соседи монголов, татары, были многочисленнее и не менее
воинственны. Между монголами и татарами постоянно возникали войны, но в
середине ХII в. монголы добились перевеса в силах. Тот антропологический
тип, который мы называем монголоидным, был свойствен именно татарам, как
и язык, который мы называем монгольским. Древние монголы были, согласно
свидетельствам летописцев и находкам фресок в Маньчжурии, народом
высокорослым, бородатым, светловолосым и голубоглазым. Современный облик
их потомки обрели путем смешанных браков с окружавшими их многочислен-
ными низкорослыми, черноволосыми и черноглазыми племенами, которых
соседи собирательно называли татарами. Для понимания истории монголов
следует твердо запомнить, что в Центральной Азии этническое название
имеет двойной смысл:
1) непосредственное наименование этнической группы (племени или народа)
2) собирательное для группы племен, составляющих определенный культурный
или политический комплекс, даже если входящие в него племена разного
происхождения.
Это отметил еще Рашид-ад-Дин: «Многие роды поставляли величие и достоинство в том, что относили себя к татарам и стали известны под их именем,
подобно тому как найманы, джалаиры, онгуты, кераиты и другие племена,
которые имели каждое свое определенное имя, называли себя монголами из
желания перенести на себя славу последних; потомки же этихродов возомнили
себя издревле носящими это имя, чего в действительности не было» .
Исходя из собирательного значения термина «татар», средневековые
историки рассматривали монголов как часть татар, так как до ХII в. гегемония
среди племен Восточной Монголии принадлежала именно последним. В
ХIII в. татар стали рассматривать как часть монголов в том же широком
смысле слова, причем название «татар» в Азии исчезло, зато так стали
называть себя поволжские тюрки, подданные Золотой Орды. В начале ХIII в.
названия «татар» и «монгол» были синонимами потому, что, во-первых,
название «татар» было привычно и общеизвестно, а слово «монгол» ново, а
во-вторых, потому, что многочисленные татары (в узком смысле слова)
составляли передовые отряды монгольского войска, так как их не жалели и
ставили в самые опасные места. Там сталкивались с ними их противники и
путались в названиях: например, армянские историки называли их мунгап-
татарами, а новгородский летописец в 6742 (1234) г. пишет: «Том же лете, по
грехам нашим придоша языци незнаеми, их же добре никто не весть: кто суть
и откеле изыдоша, и что язык их, и которого племени суть, и что вера их: а
зовуг я татары...» Это была монгольская армия.
Средневековые историки делили восточные кочевые народы на «белых»,
«черных» и «диких» татар.
«Белыми» татарами назывались кочевники, жившие южнее пустыни Гоби
и несшие в империи Кинь (чжурчжэньской) пограничную службу. Болыпую
часть их составляли тюркоязычные онгуты и монголоязычные кидани. Они
одевались в шелковые одежды, ели из фарфоровой и серебряной посуды, имели
наследственных вождей, обучавшихся китайской грамоте и конфуцианской
философии.
«Черные» татары, в том числе кераиты и найманы, жили в Степи, вдали
от культурных центров. Кочевое скотоводство обеспечивало им достаток, но не
роскошь, а подчинение «природным ханам» - независимость, но не
безопасность. Постоянная война в Степи вынуждала «черных» татар жить
кучно, огораживаясь на ночь кольцом из телег (курень), вокруг которых
выставлялась стража. Однако «черные» татары презирали и жалели «белых»
потому что те за шелковые тряпки продали свою свободу чужеземцам и
покупали плоды цивилизации унизительным, на их взгляд, рабством.
«Дикие» татары Южной Сибири промышляли охотой и рыбной ловлей: они
не знали даже ханской власти и управлялись старейшинами - бики, власть
которых была основана на авторитете. Их постоянно подстерегали голод и
нужда, но они соболезновали «черным» татарам, вынужденным ухаживать за
стадами, слушаться ханов и считаться с многочисленными родственниками.
Монголы жили на границе между «черными» и «дикими» татарами как
переходное звено между ними
Пассионарный толчек .
В ХII в. произошел новый взрыв этногенеза. Чжурчжэни, обитавшие на
равнине Уссури и Сунгари, в 1115 г. восстали против киданей и к 1125 г.
сокрушили империю Ляо. Культурные кидани подчинились победителям. А
отсталые, т.е. необразованные, но не утратившие степной доблести отступили
с бойми в Семиречье и там столкнулись с сельджуками, с самим великим
султаном Санджаром! Между 1134 и 1141 гг. шли упорные сражения между
киданьским гурханом Елюем Даши и султаном Санджаром. Гурхана поддер-
живали «отсталые» . стелняки. Султана - лучшие воины из Хорасана,
Седжестана, Гура, Газны и Мазандерана - еще не растраченные силы мира
ислама - всещ 100 тыс. воинов. Гурхан победил! Султан бежал, покинув