Слишком долгая изоляция привела нас к "сексуальному буму", в котором имеются многие странные проявления."У нас теперь есть все. И порнография. И эротика, и к сексопотологу можно записаться запросто, как к стоматологу. И книжку отечественного сексолога можно выменять на французский детектив или руководство по вязанию. Есть лига по защите прав сексуальных меньшинств. И нападки на педерастов. И нудистские пляжи на Балтийском побережьи. И штрафы за появление в городе в шортах в разгар курортного сезона в южном городе. И выставки эротического фото в лучших выставочных залах одного крупного культурного центра. И отказ местного совета другого, не менее крупного центра,на проведение подобной выставки. И обсуждение в печати и на сессии горсовета вопроса об открытии публичного дома. И призывы устроить спецпоселения для интердевочек в районах вечной мерзлоты. И растелешенные дивы на календарях в кооперативных киосках. И прежние "бесполые "школьные уроки о семейной жизни. И эротические комедии только для очень взрослых, которые смотрят преимущественно несовершеннолетние. И руководство по технике сношения, отпечатанное в подпольных типографиях и продающихся на каждом шагу в центре Москвы и Ленинграда... Вакханалия - в ужасе одни граждане. Свобода- ликуют другие. Не вакханалия, к счастью. И не свобода , к сожалению. Никаким "порногенацидом" ханженства не взять."- так расценивал общественные изменения доктор философских наук Сергей Исаевич Голод в 1984 году. Так что следует сказать, что "сексуальная революция" в 80-е годы носила показательный характер. Это естественно, ведь человек всегда стремился ко всему, что было запрещено.
Отсюда я делаю вывод, что стоит перейти от предпосылок, к детальному рассмотрению "сексуальной революции", к чему и перехожу.
Глава 3
"Сексуальная революция" и ее влияние на общественное сознание.
"Наша страна уверенно занимает первое место в мире по ханжеству" - с этого утверждения начал свою лекцию о сексе, обществе и культуре в 1987 году профессор Кон. А я бы поддержал профессора, но есть некоторые добавления к сказанному. Пытаясь изменить свое сознание, мы не изменили своих стереотипов, мы только меняем знаки у стереотипов.
Фундаментальна слабость нашего мышления - подростковый максимализм: нам все надо немедленно, сейчас. Для нас разрешить проблемы нашего общества - сделать так, чтобы проблем не было. Нас воспитали в том духе, что наше общество уникально, а наши проблемы не имеют ничего общего с общемировыми. Сейчас мы впадаем в другую крайность и наперебой доказываем, что мы - самые плохие на свете. Проблемное мышлениесовсем в другом. Надо разбираться, что внаших бедах, проблемах от застоя, что от местных властейц, а что - от общих мировых движений, тенденций развития. Вопрос, который касается частного случая сексологии часто задается в последнее время. Что касается этого вопроса, т.е. сексуальных отношений, одних из важнейших человеческих взаимоотношений, они являются не частным вопросом, а фундаментальной проблемой.
Человеческая сексуальность - это не биологический феномен, а феномен культуры. Эти сюжеты не являются частными, они включены в жизнь общества. Не случайно, например, репрессивность в половой морали появилась у нас в 30-ые годы, в период гшлобадьной контрреволюции, когда у людей вытравливалось все человеческое... Мы повторяю, максималисты, нам подавай все перемены - политические, экономические, социокультурные - немедленно, и в то же время мы ведем перестройку на волне консервативного массового сознания. Что уж там говорить, через наши стереотипы очень трудно переступить. Старая богословская идея о греховности половой жизни превратилась в массовом сознании в прочное убеждение, что у всякого, кого интересует секс, у самого чтото по этой части не в порядке.
Вообще говоря, заинтересованность человека в том или ином предмете нередко стимулируется его личными проблемами. Однако, так бывает далеко не всегда, да и сами эти проблемы могут быть разными. Никто не думает, что физиологией питания занимаются обязательно обжоры, языкознанием - косноязычные, а криминалистикой потенциальные преступники. К тому же, сексуальность - предмет общеинтересный, а проблема "нормы" здесь особенно сложна. Одному собственная сексуальность кажется чрезмерной, другомму - недостаточной. Наличие каких-то личных проблем, если только они осознанны, в принципе не исключает их возможности их объективного исследования. Все наслышаны о сексуальной революции, но представляют ее по разному. Мне всегда казалось, что при всех своих издержках это благо, что она дает человеку больше свободы и больше радости. Но не мало людей, которые склонны подозревать ее в самых тяжких грехах - от разбитых семей до увеличения социальных преступлений.
Нужно определиться, поэтому я хочу сказать, что само понятие "сексуальная революция" я бы взял в кавычки по одной причине. Речь идет об очень сложном социальном процессе, который вклшючает в себя тенденции разной длительности. В одних случаях это эволюционный процесс, который начался в 18 веке и продолжался полтора - два столетия, в другом - очень быстрые радикальные перемены, пришедшиеся на время после Второй мировой войны, и в особенности - бурные сдвиги в 60-ые годы. "Сексуальная революция" - противоречивый процесс. С одной стороны, это более светское, терпимое отношение к сексуальности, понимание того, что оно представляет собой важной аспект общественной и личной жизни, одно из проявления свободы,с другой стороны - негативные вещи, связанные с тем, что одни запретительные нормы потеряли свое значение, рухнули, а другие нормы внутреннего регулирования еще не сложились. Вот почему, когда люди говорят о "сексуальной революции", то часто не понимают друг друга, и вкладывают в это понятие разное содержание. Поэтому, употребляя этот термин, надо всегда уточнять, о чем собственно идет речь. Тот же факт, что положительные эволюционные сдвиги в этой области имели место, никаких сомнений вызывать не может.
Повторюсь, что согласно традиционной, христианской морали, которая определяла официальное поведение (хотя в быту все было иначе, всегда существовала контркультура) секс явление отрицательное. Секс и эротика это всегда плохо, от лукавого. Негативное отношение к сексуальности окрашивало европейскую культуру, особенно нового времени, в более ранние периоды, в средние века - дело обстояло иначе. Существовали двойные нормы поведения, на ряду с официальной культурой существовала народная, карнавальная, смеховая культура, в которой многие запреты из официальной сферы не действовали, и это тоже было легально. И главное завоевание "сексуальной революции", которое никто отменить не может, это растущее понимание в обществе того, что в своем обыденном сознании люди всегда знали, что сексуальность явление не отрицательное, а положительное, источник удовольствия, радости, стыдиться его не надо, бояться его не надо. Это свзано с общей многообразностью и переориентацией культуры. На первое место выходит индивид с его многообразной жизнью. Реабилитировано тело, Реабилитирована чувственность. Идея противоположносьти телесного и духовного, как низменного и возвышенного, при чем, возвышенноедолжно родавлять низменное, оказалась пересмотренной и практически и теоритически. Обнаружилось гораздо больше разнообразия форм сексуальной жизни, эротики, к ним стали относиться с большим пониманием, более терпимо.
Понимание и терпимость применительно к сексу, нередко называют у нас вседозволенностью. Да, волны сексуальной революции принесли много пены, но давайте разберемся в том, что можно считать дозволенным, а что недозволенным. "Разрешено, дозволено все, что не запрещено законом"- фундаментальный принцип правового государства. Другое дело, что не все разрешенное и дозволенное - хорошо и необходимо, потому что кроме норм права, которые охраняют только фундаментальные интересы общества, существуют еще нормы морали и эстетические нормы- люди всегда старались строить свою жизнь, в том числе и сексуальную, по законам красоты.Кроме того, естьь индивидуальные предрасположения,склонности,то, что хорошо для одного человека, абсолютно неприемлемо для другого и, коль скоро речь идет о поведении пары, это накладывает определенные ограничения. Наша критика вседозволенности очень характерна для советского стиля мышления. Ярлык вседозволенности, как идеологическое клише возник не сегодня, а в самые застойные времена. По сути дела, это была идеологическая защита тоталитарного режима, в котором человеку ничего не дозволено. Люди сами в своей среде с учетом норм морали, своего понимания красоты и своих индивидуальных пристрастий, решают, что из громадной сферы дозволенного они будут себе позволять, а чего не будут. Сексуальная революция прежде всего поменяла знак. Сексуальность, которая раньше была в подполье, хотя всегда воспринималась положительно в личной жизни, стала нормой официальной культуры. Никакого "отбоя" в этом отношении на западе не произошло. Главное завоевания в сексуальной революции - принцип свободы, индивидуализации и многообразие форм сексуальности. Он остается неизменным. Что изменилось? Прошло первое опьянение этой свободой.
У свободы всегда есть два измерения: то, от чего человек хочет освободиться, и то, для чего человек хочет освободиться. Начинается все всегда с отрицания - снимаются всевозможные ограничения, запреты. Но в следующий момент неибежно возникаетвопрос: для чего это нужно, что я хочу, что я теперь могу?.. Естественно, чем сильнее угнетение, тем сильнее человек хочет от него избавиться, тем активнее, энергичнее освобождается он от оков. На первых порах наибольшие сдвиги произошли в поведении женщин, так как они находились /как я уже говорил/ в наиболее угнетенном состоянии, и им хотелось, и надо было доказать себе, какие они теперь свободные и раскованные. Особенно это характерно для Соединенных Штатов. Запреты там взрывались с наибольшим шумом. Многие люди начинали демонстрировать свою необычную сексуальность, шокируя публику. После того,как упрение прошло, это перестало быть интересным. Стало ясно, что чувственность,сексуальность не заменяет и не отменяет потребности в любви, потребности в психологической интимности, которая предполагает длительный союз, союз не только тела, но и души. Традиционные старинные романтические идеалы нежности, верности,любви, которые оказались отодвинутыми псевдореволюционностью стали снова осознаваться как непереходящие ценности. Люди, которым запрещается меньше, уже не имеют необходимости что-то демонстрировать своим сексуальным поведением,как подростки, вырвавшиеся из-под контроля родителей.Но либерализация сексуальной морали привела и к очень неприятным последствиям. Экстенсивные связи со случайными партнерами вызвали волну венерических заболеваний. Началась эпидемия герписа- это не самое страшное венерическое заболевание, но оно очень плохо лечится. Ну и,конечно, СПИД. Он появился вовсе не в результате сексуальной революции. Вирус этот существовал и раньше, но поскольку он передается половым путем, эта сфера жизни стала привлекать пристальное внимание, вызвало тревогу. Люди консервативного склада увидели чуть ли не божью кару за грехи, другие были не столь прямолинейны, но к сексу опять стали относиться с подозрением, как к чему-то грязному. Эта проблема забеспокоила как ученых на западе, так и в России. В общественном сознании произошел определенный перекос, неоднозначный перекос.С одной стороны, эпидемия СПИДа стала для США мощным стимулом для того,чтобы начать наконец в школах надлежащее сексуальное воспитание.В 1968 году консерваторам удалось заблокировать введение в большинстве школ, полового просвещения, и страна оказалась в тяжелом положении.Не может быть контрацептивной культуры у подростков без сексуальной культуры и просвещения. Не может быть и профилактики СПИДа без этого. Также для профилактики СПИДа школы может быть недостаточно, поэтому требуется прямой, открытый разговор в средствах массовой информации, прежде всего на телевидении.С другой стороны, ожили, как я уже отметил, традиционно-консервативные взгляды на секс. Бытового поведения это не меняет, людт по-прежнему стремяытся к нему как к источнику наслаждения, радости, но создается двойственность ориентации,затрудняется коммуникация, возможность серьезного разговора об этих проблемах. Консервативно-настроенные слои общества во всех злоключениях современного общества винят либерализацию половой морали, появление обнаженного тела на экранах телевизоров, эротических фильмов и т.д.