Смекни!
smekni.com

Гуманитарное образование - требование времени (стр. 11 из 17)

Последние десятилетия не были "звездными" для отечественной педагогики, но всегда находились люди, чьи мысли дела двигали науку вперед, появилась целая плеяда новаторов, предложивших поистине гуманную педагогику сотрудничества.

13. ПЕДОЛОГИЯ

Педология - буквально наука о детях. Судьба её трагична. Возникла в конце Х1Х века в США и Западной Европе. Основоположником российской педологии явился блестящий ученый и организатор А.П. Нечаев. Большой вклад внес замечательный ученый "богатырь российской психоневрологии" В.М. Бехтерев (1857-1927). В течение 15 лет после революции педология развивалась: шла нормальная научная жизнь с бурными дискуссиями, в которых вырабатывались подходы и преодолевались неизбежные для молодой науки болезни роста.

Педология стремилась изучать ребенка комплексно во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. П.П. Блонский (1884-1941) определял педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. "Она была связана со всем, что касается индивидуальных различий детей, специфики их возраста"55. Безусловно, огромная сложность создания междисциплинарной науки не обеспечивала единства взглядов среди педологов. Все же в этих взглядах можно было выделить четыре основных принципа:

1. Ребенок - целостная система. Он не должен изучаться по частям (что-то психологией, что-то неврологией и т.д.).

2. Ребенка можно понять лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии.

3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на антропоморфические параметры развития.

4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.

Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование, проводилась работа с родителями, разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Москве, Ленинграде действовали институты педологии, где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они изучали физиологию, детскую психиатрию, невропатологию, антропологию, социологию, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой. До сих пор у нас нет ничего подобного.

Критика научной несостоятельности педологии педагогической общественностью в СССР закончилась постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года "О педологических извращениях в системе наркомпросов". Педология была разгромлена, а то, что от нее осталось, упрятано в спецхран. Многие ученые были репрессированы, судьбы других искалечены. А.Б. Залкинд, выйдя после заседания, где было объявлено о запрещении педологии, скончался на улице от инфаркта. Закрылись все педологические институты и лаборатории, педологию вымарали из учебных программ всех вузов. К счастью, многим удалось переквалифицироваться. Так, цвет советской психологии - Басов, Блонский, Выготский, Корнилов, Костюк, Леонтьев, Лурия, Эльконин, Мясищев и др., а также педагоги Занков и Соколянский были педологами.

Постановление и последовавшая обвальная "критика" варварски, но мастерски извратили суть педологии, вменив ей в вину приверженность к так называемой теории двух факторов, фатально предопределяющей судьбу ребенка застывшей социальной средой и наследственностью. На самом деле, считает В.П. Зинченко, педологов погубила их система ценностей: "Интеллект занимал в ней одно из ведущих мест. Они ценили прежде всего труд, совесть, ум, инициативу, благородство". Разговор о педологии не просто тоска по прошлому, а переживание и горечь потери.

14. ПОЛИТОЛОГИЯ

Политология — область научного знания, изучающая политику, политические отношения, политические системы. Политология как наука сформировалась на рубеже 19-20 веков, но у нее уже имелось солидное наследие, представленное трудами многих философов, юристов и историков. Первую научную классификацию форм правления разработал Аристотель в своей "политике". Он выделил шесть форм. Правильные: монархия, аристократия, политика. Неправильные: тирания, олигархия, демократия. Позднее Полибий реабилитировал демократию, поместив ее в категорию правильных форм. В таком виде классификация Аристотеля дожила до 20 столетия, когда всем стало ясно, что монархи могут быть вполне демократическими (например в Бельгии, Великобритании, Испании, Норвегии, Швеции, Японии).

И. Кант перечислил три не стареющих принципа безнравственной политики.

1. Fqe et excusa (делай и оправдывай). Не упускай случая прибрать власть к своим рукам, оправдание подберешь потом: "бог удачи в этом случае лучший правозащитник".

Si fecisti nega (если совершил, отрицай). Отрицай свою виновность в этом преступлении, которое ты сам свершил. Например, доведя свой народ до отчаяния и выступлений

2. утверждай, что виновны в этом экстремисты.

3. Diuide et imnepa (разделяй и властвуй). Но даже этот величайший мыслитель не мог додуматься, что может быть и четвертый принцип безнравственной политики, когда государственное тело созданное одним народом может использоваться в своих интересах другим, не имеющим никакого отношения к созданию этого государства. Речь идет о людях еврейской национальности.

Любое государство – это исторически сложившаяся общность людей на правовой основе объединенной территории и подчинением единой власти. Оно основывается какой-то нацией. Нация в процессе строительства государства становиться народом. Российское государство создавалось великорусской нацией, которая в процессе создания этого государства стала русским народом. Русская нация создавала государство на основе православия. Четыре компонента характеризуют государство: территория и ее охрана, экономика, культура и политика государственно-образующей нации. Следует отметить что на территории дореволюционной России ни одна нация не сумела создать свое государство. Не случайно Н. Бердяев наделял нации разными и при этом не равными правами, отказывая им в одинаковых политических стремлениях. "Существует сложная иерархия национальностей", - писал он. Бессмысленно и нелепо уравнивать права уравновешивать права на самоопределение русской национальности и национальности армянской, грузинской или китайской...”. Вопрос о правах самоопределения национальностей не есть вопрос абстрактно-юридический, это, прежде всего, вопрос биологический, в конце концов, мистико-биологический вопрос. Он упирается в иррациональную, жизненную силу, которая не подлежит никакой юридической и моральной рационализации. Клаус Зуль (председатель Союза свободомыслящих Германии) и ряд других современных ученых считает, что не всякая нация должна претендовать на государственность, а всякое государство должно быть национальным. Все появившееся национально-государственные образования на территории России - результат абстрактно-юридической Ленинской национальной политики. Она привела к социально-экономическому, политическому, культурному расцвету отсталых наций (в большей степени за счет использования государственного тела созданного русской нацией, дотирование бюджетов союзных республик за счет РСФСР, определение преимущества при поступлении в ВУЗы Российской Федерации лицам национальных окраин под лозунгом подготовки национальных кадров, строительство промышленных предприятий на территориях союзных республик иногда исходя не из экономической целесообразности, а с целью создания “национального рабочего класса” и т.д.), но не привело к их сближению. Государственное тело русского народа после революции активно стало использоваться лицами еврейской национальности для получения льгот, обеспечивания своего материального благополучия. Так по переписи 1971 года на тысячу человек занимавших высшие должности в СССР: евреев - 800, русских - 100 с небольшим, оставшиеся 100 - на все другие национальности. Сейчас никаких данных не дают, но с приходом к власти национальной еврейской буржуазии во всех эшелонах власти и средствах массовой информации в основном евреи. В связи с этим уместно вспомнить слова Cтолыпина: “Безусловно все национальные меньшинства должны иметь свое представительство в органах власти, но при этом органы власти должны быть таким образом построены, чтобы они никак не влияли на благополучие и государственную жизнь русского народа”. К сожалению властные структуры еврейской национальности буржуазии за годы так называемых “реформ” не только оказали влияние на благополучие и государственную жизнь русского народа, а полностью обокрали его и “развалили” государство.

Когда будет восстановлено национальное русское право, евреи займутся своей еврейской культурой, татары - своей, а русский народ займется своим основным делом - образованием и формированием государства, защитой всех наций, проживающих в этом государстве, в том числе и евреев. И умные евреи понимают, что только русский народ способен укрепить государство. А без государства история не придумала формы существования наций, народа.

И. Кант одним из первых сформулировал понятие о правовом государстве, доказал необходимость подчинения политики нормам права и морали. Политика должна преклонить колено перед правом. Права человека следует считать священными, каких бы жертв не стоило это господствующей власти. Народ объединяется в государство в соответствии с правовыми понятиями свободы и равноправия. Но ему и в голову не могло прийти что политики могут говорить о построении правового государства , а насаждать власть грабежа, автомата и доллара. Политология обретает свою самостоятельность в семействе социальных наук, активно включившись в исследование политики.