Психология - это наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Выяснив этимологию слова: психо - душа, логос - знание, или изучение, можно сказать, что психология - наука о душе.
Психология - это память, стресс, психотерапия, любовь, убеждение, гипноз, восприятие, творчество, взросление, интеллект, сексуальность. Психология - это путешествие во внутренний мир. Вы можете пребывать в депрессивном состоянии или в крайне возбужденном, заниматься любым видом деятельности, наслаждаться чашкой ароматного кофе, мучиться от зубной боли и возмущаться дороговизной стоматологических услуг, прихорашиваться перед свиданием или дрожать на экзамене - и всегда окажитесь в поле внимания психологии. Вы интересуете психологию вне зависимости от вашей национальности, религиозной принадлежности, места проживания, образования, пола, возраста.
Еще наши давние предки увидели, что человек - не только тело, но еще нечто трудноуловимое, без чего тело не может ни двигаться, ни чувствовать, ни жить. Это нечто и получило название души. Долгие века человечество постепенно накапливало факты, касающиеся психической жизни, и пыталось их осмыслить.
Первое систематическое изложение психологии принадлежит Аристотелю, сделано в знаменитом трактате “О душе”. Перу его ученика Феофрасита (Теофрасита) принадлежит психологический трактат “Характеры”.
В понятие души (психики) разные мыслители вкладывали каждый свое содержание. Некоторые (Платон и др.) полагали природу души идеальной, другие - материальной и даже указывали материал (так, по Демокриту душа состоит из атомов
огня). Вопрос о том кто обладает душой тоже решался по разному. Некоторые наделяли душой все объекты, в том числе и “неодушевленные” предметы. Фалес например говорил, что душа магнита проявляется в притягивании железа. Другие относили душу только к живому. Аристотель понимал душу как осуществление функций организма и подразделял ее на три части: растительную, животную и разумную. Человек имеет все три, животные - две первые, а растения - только одну. С декартовского “Мыслю, следовательно существую” начинается новая эпоха: душа начинает пониматься преимущественно как сознание и мышление. Но годом рождения психологии как науки принято считать 1879г. Именно тогда Вильгельм Вундт (1832-1920гг.), германский психолог, физиолог, логик и философ, иностранный почетный член Петербургской Академии Наук(1902г.), организовал в Лейпциге первую психологическую лабораторию (вскоре преобразованную в институт, ставший “меккой” для всех психологов). В. Вундт удостоен неофициального, но почетного титула “организатор науки”.
После 1879г. Лаборатории растут со сказочной быстротой. Россия идет в числе лидеров: в 1886г. В.М. Бехтерев открывает лабораторию в Казани (первую в России вторую в Европе), а в 1887г. Лабораториями могли похвастаться Москва, Одесса, Петербург, Харьков, Юрьев (ныне Тарту). В 1912г. Открылся прекрасно оборудованный (даже здание было построено специально) московский психологический институт, средства для него предоставил купец Щукин.
В истории психологии периоды ее интенсивного развития сменялись кризисами, вызванными необходимостью переосмыслить материал, что приводило к появлению новых школ и направлений. Формирование представлений о психике и следовательно об изучающей ее науке продолжалось.
Американский психолог Эдвард Торндайк (1874-1949гг.) расширил предмет психологии за счет поведения. Зигмунд Фрейд (1856-1939гг.) включил в понятие психологии бессознательные мотивы и влечения. Психологов можно разделить на “экспериментаторов-историков”, занятых поисками новых знаний, и “практиков”. Деление достаточно условно: оказывая помощь людям, испытывающим эмоциональные кризисы, трудности в общении, или желающим выбрать отвечающую склонностям и способностям профессию, консультируя конструкторов машин и механизмов, “практики” вносят существенный вклад в развитие истории, поскольку осуществляют обратную связь - проверяют, какие положения работают, а какие нет.
Современные психологи применяют широкий арсенал исследовательских методов - от наблюдения за детьми до вживления электродов в мозг, от регистрации движений глаз до анкетных опросов и тестов. Практические психологи к тому же выработали свои специфические психотерапевтические методы, позволяющие помочь человеку изменить свое поведение, осознать свои проблемы и изменить к ним отношение. Современная психология подразделяется на огромное число отраслей: общая психология, возрастная психология, сравнительная психология , зоопсихология, дифференциальная психология, инженерная психология труда, военная психология, авиационная психология, космическая психология, юридическая психология, экстремальная психология, медицинская психология, социальная, спортивная, этнопсихология, психология управления, религии, экологическая психология, парапсихология.
Социология - наука об обществе, как ценностной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым. Основателями этой науки примерно одинаково указываются Огюст Конт (1798-1857гг.) и Шарль Монтескье (1689-1755гг.). Социология как самостоятельная теоретическая наука сложилась в 19 веке (термин введен Контом) в результате конкретизации проблематики традиционной социальной философии, специализации и конкретизации общественных наук и развития эмпирических социальных исследований.
В зависимости от того, какой стороне общественной жизни придавалось наибольшее значение в социологии 19 века выделяют несколько различных направлений. Географическая школа абсолютизировала влияние географической среды и ее отдельных компонентов (климат, ландшафт и т.д.). Демографическая школа интерпретировала общественное развитие в понятиях наследственности, “расового подбора” и борьбы “высших” и “низших” рас. Органическая школа (организм) рассматривала общество как подобие живого организма, а социальное расчленение общества - как аналогичное разделению функций между различными органами. Социальный дарвинизм видит источник общественного развития в “борьбе за существование”. В конце 19 начале 20 веков широкое распространение получили различные разновидности психологической социологии - инстинктивизм, бихевиоризм, интроспекционистские объяснения общественной жизни в терминах желаний, чувств, интересов, идей, верований и т.п. Наряду с попытками объяснения общественной жизни в терминах индивидуальной психологии появились теории, выдвигающие на первый план коллективное сознание, а так же сами процессы и формы социального взаимодействия.
Второй линией развития социологии были эмпирические социальные исследования. В начале 20 века появились первые центры социальных исследований: Лондонское социологическое общество (1903), Немецкое социологическое общество (1909), Американское социологическое общество (1905). В 1916 году в Петрограде было создано Русское социологическое общество имени М.М. Ковалевского (1851-1916), учителя П. Сорокина.
Огромное влияние на развитие социологии оказал германский философ и экономист К. Маркс (1818-1883). Искренним сочувствием к бедственному положению трудящихся этот философ - революционер снискал уважение не только сторонников своего учения, но и противников. Он прожил исключительно трудную жизнь, оказывался часто на грани нищеты, тяжело болел, терял детей, умиравших от недоедания, от плохих жизненных условий. У него было много искушений. Он не поддался ни на одно. Он презирал эгоистическое счастье трудился не для себя, а для человечества, жертвовал собой во имя счастья других. В выпускном гимназическом сочинении на свободную тему - “Размышление юноши при выборе профессии”. Маркс писал: “Если человек трудиться только для себя он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно великим и совершенным человеком”56. Повторяя сказанное в 17 лет, он уже стариком писал своему другу Вейдемейеру, что принес в жертву собственное здоровье, здоровье и счастье своей семьи, жизнь своих детей потому, что не мог “повернуться спиной к страданиям человечества”. Историками социологии высоко оценивается вклад в развитие социологии английского философа Герберта Спенсера(1820-1903), французского социолога и философа Эмиля Дюркгейма (1858-1917), германского социолога и историка Макса Вебера (1884-1920). Выдающимся социологом 20 века был Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), высланный из Советской России в сентябре 1922 года. П. Сорокин успешно выполнил роль систематизатора социологического знания. В понимании Сорокина, социология - наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих рядовых видах. Явления, изучаемые социологией, в конечном счете сводятся к человеческим взаимодействиям (или социальным действиям отдельных людей, как выражался М.Вебер).
Современная социология разделилась на множество специальных дисциплин. Еще Э. Дюркгейм, помимо общей социологии, выделял социологию религии, юридическую социологию, социологию морали и социальную морфологию. Более обширный список специальных социологий представил П. Сорокин: демографическая социология, аграрная социология, социология народа, социология семьи, брака, религии, знания, социология войны, революции, социальной деорганизации; социология преступления и наказания; социология искусств; экономическая и политическая социологии.
Это гуманитарная дисциплина, изучающая письменные тексты на основе их содержательного, языкового и стилистического анализа - историю и сущность духовной культуры данного общества. Как справедливо заметил Д. Лихачев, “каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом”57.