доходное дело не только для их содержателей, но и для государственной
власти, получающей долю прибыли через налоги или штрафы.
Публичные дома оказались настолько удачным изобретением, что в той или
иной форме они существовали /и продолжают существовать/ в самых различ-
ных обществах - независимо от их уровня развития, культурных традиций и
политических систем.
Но шли годы, века, и вот мы переходим к проблеме "секс и общество" в
средние века, надо сказать, что эта эпоха не менее интересна, чем антич-
ные времена.
В средние века и начало нового времени отношение к половой любви бы-
ли двоякими: с одной стороны разврат осуждался обществом, с другой - это
же общество было сексуально распущено. Женщина же получает свободу в вы-
боре любовника и практически полностью приравнивается к мужчине. Это
время также интересно тем, что платоническая любовь стала официальным яв-
лением, взять к примеру многочисленные рыцарские романы, основой ко-
торых стала платоническая любовь. Но также наравне с платонической любовью
прогрессирует и половая любовь,появляются новые и новые ее виды, такие
как садизм и мазохизм. Эти термины пришли к нам из этого времени, они
произошли от фамилии двух "бунтарей" впервые описавших садомазохические
проявления любви, это - Захер Мазох и Маркиз де Сад. О втором я хотел бы
рассказать подробнее.
Родился Донасьен- Альфонс-Франсуа де Сад 2 июня 1740 года в Париже в
семье дипломата. Его род принадлежал к древнейшей французской знати и
владел огромными землями и старинными замками. Среди предков маркиза са-
мой знаменитой была несомненно жена Гуго де Сада /его отца/ - Лаура, ко-
торая вдохновляла поэта Петрарку. Учился маркиз в лучшем учебном заведе-
нии страны - Иезуитском Колледже Людовика Великого. Там он не только по-
лучил глубокое разностороннее образование, но и пристрастился к театру.
Окончив привилегированную школу легкой каваллерии, капитан де Сад принял
участие в Семилетней войне и показал себя храбрым офицером. Он женился,
но через 4 месяца против него были возбуждены уголовные дела, маркиз об-
винялся не только в разврате, но и в осквернении святынь и чудовищной
нечестивости. В 1768 году - Сад за решеткой в Сониоре,затем в Пьер -Аниз
близ Лиона. Откупившись, он перебирается в фамильное поместье на юге
страны. Здесь разразился скандал, который мог положить конец эротическим
экспериментам маркиза. К властям обратилась проститутка, заявившая, что
де Сад намеревался отравить конфетами ее и ее подружек и принуждал их к
содомскому греху. За покушение на жизнь и содомию парламент Прованса при-
говаривает обвиняемого к смерти путем обезглавливания и последующего
сожжения трупа.Но маркизу удается улизнуть из- под стражи. Он бежал в со-
седнюю Сардинию, и не один, а с родной сестрой своей жены. С этого момента
де Сад еще не раз побывал за решеткой и даже в психиатрической лечебнице,
именно там он начинает писать. Его произведения пропитаны злом и развратом.
В числе произведений, написанных де Садом такие, как "Сто двадцать дней
Содома или школа разврата" - своеобразная энциклопедия сексуальных извра-
щений, "Превратности добродетели", "Жустина или превратности добродетели",
"Новая Жустина", роман "Алина и Валькур" и др. На этом,пожалуй, я закончу
повествование о Маркизе де Саде, так как его жизнеописание займет слишком
много времени и перейду к другим примерам сексуальной жизни средневекового
общества.
Весьма поучительна история публичных домов и проституции в средние века.
Отношение церкви к проституции было двойственным. Формальное осуждение лю-
бой формы разврата и столь же формальное сочувствие к падшим женщинам со-
четалось с весьма снисходительным отношением к содержателям домов терпи-
мости и санкционированием бесправия проституток. Вряд ли можно говорить о
единой для всех стран и периодов средневековья церковной позиции в вопросе
о проституции, много зависело от местных особенностей и взглядов конкрет-
ного иерарха. Интересно суждение весьма авторитетного раннехристианского
мыслителя блаженного Августина:"Избавьтесь от публичных девок и сила
страстей уничтожит все." Очевидно не все пастыри разделяли подобное воз-
зрение. Однако, все же можно говорить о традиционном для большинства ду-
ховных и светских властителей отношение к праституции как к неизбежному
злу. Многие церковные иерархи, влиятельные сеньоры и городские комуны не
брезговали извлекать из этого зла весьма ощутимую материальную выгоду.
Так в 1033 году папа Бенедикт 9 открыл дома терпимости в Риме.
Далеко не все служители католической церкви были людьми морально бе-
зупречными. Некоторые священнослужители не только смотрели сквозь пальцы
на прелюбодеяния своих прихожан,но и сами проявляли склонность к разврату.
В немалой степени этому способствовало и обязательное для всех католичес-
ких священиков, в том числе и живущих вне стен монастырей, безбрачие /це-
либат/. Надо отметить, что восточная /православная/ церковь пред"являла
более умеренные и разумные требования к духовенству и не настивала на
безбрачии всего клира. Критика целибата как системы, провоцирующей разврат
была важнейшей частью реформационных учений в Европе.
Безбрачие католического духовенства не только порождало половую распу-
щенность и неразборчивость части клириков, но и об"ективно способствовало
развитию проституции, увеличивая спрос на услуги женщин легкого поведения.
Об этом свидетельствуют многочисленные литературные произведения Средневе-
ковья и эпохи Возрождения и сообщения исторических источников. Так известно,
что на Констанцкий собор 1415 года с"ехались не только иерархи католической
церкви, но и проститутки числом около 1500.
Власти некоторых средневековых городов стали отводить под публичные дома
особые районы или кварталы. Содержатели притонов облагались налогами,из-
давались уставы, регламентирующие порядки в домах терпимости. В некоторых
городах проституция юридически приравнивалась к другим ремеслам, а женщины
легкого поведения об"единялись в цехи. Разумеется, официальная легализация
проституции или фактическое ее разрешение не предполагали отказа от сло-
весного осуждения торговли женскими ласками.
Так или иначе, мы подошли вплотную к нашему времени, сексуальные отно-
шения в 20 веке, обладают некоторыми особенностями о которых следует пого-
ворить отдельно, чему я решил посвятить отдельную главу.
Г л а в а 2
Предпосылки возникновения.
В СССР история развития сексуальных отношений в обществе крайне инте-
ресна и ее нужно рассматривать отдельно, чем я и попытаюсь заняться.В эпо-
ху "строящегося и развитого социализма" существовало следующее утвержде-
ние:"У нас секса нет!"- это высказывание настолько абсурдно парадоксально,
что стоит рассмотреть интеллектуальное и умственное развитие человека,
придумавшего подобный вздор. Десятилетиями молодежи втолковывали, что
секс это нечто постыдное и недостойное уважающего себя человека, что это
капиталистические происки, ставившие себе целью растление прогрессивной
советской молодежи. В СССР был распросстранен и господствовал культ плато-
нической любви, вспомнить хотя- бы отечественный кинематограф, не малей-
шего намека на эротизм или секс, только платонические отношения. Вспоми-
нается случай, когда во время с"емок фильма "Полосатый рейс" по сценарию
один из героев фильма должен был появиться на экране обнаженным, его роль
исполнял Леонов, режиссер позволил себе эту вольность, после чего разра-
зился скандал и картину даже не хотели выпускать в прокат. А вспомнить
пионерские лагеря,где в любой картине, шедшей на экране, вырезались все
эпизоды даже с самыми невинными сценами. В любом случае, рассматривать
подобное ханженство или если хотите пуританство, следует двояко : с одной
стороны она ограждала молодую несформировавщуюся психику от пропаганды
насилия, которой так пестрят экраны телевизоров ныне, но с другой стороны,
она травмировала ту же самую психику, не давая ей нормально развиваться,
прогрессировать. Бесполая любовь, пропагандируемая советским обществом,
являлась стопором нормального развития и общения новых поколений людей.
Отсюда и все сексуальные проблемы в семьях, скандалы и непонимание мужчины
и женщины, ведь не будь таких строгих ограничений в молодости, не будь
такой замкнутости и непросвещенности, всех этих проблем могло и не быть.
Нужно отметить, что подобное отношение к сексу и эротике в основном
характерно для городского населения, в деревне все обстояло гораздо про-
ще. Если же говорить о литературе, то пуританство закономерно для после-
военного периода. В предвоенное время литературные произведения содер-
жали в себе достаточное количество эротики. Возьмем к примеру произве-
дения Булгакова или Шолохова, в них присутствует отнюдь не порнография,
а здоровый эротизм.
Шло время, и так не могло оставаться вечно, общественное сознание
требовало пересмотрения вопроса о запрете секса и эротики вцелом.
60-е годы ознаменовались "сексуальной революцией" на западе и хотели
этого советские лидеры или нет, но тлетворное влияние запада все же
прорвалось через "железный занавес".Сначала "сексуальная революция"
проявлялась лишь в легкой эротической форме, стали популярны западные
фильмы, наполненные эротикой, потом прочно вошли в моду мини юбки,
стали раскрепощаться взгляды и одежда. Все проходило спокойно,размеренно.