Поэтапно от женщины с кувалдой в руках в мешковатой одежде, мы перешли
к красивым, хрупким девушкам, не скрывающим, а ,наоборот, подчеркивающим
свою природную красоту стилем одежды.
Но наступило время, когда выплеснулась вся грязь,чернуха и порнография,
это время - 80-е годы. Именно на это время пришелся пик раскрепощения со-
ветского общества или ,можно сказать, та точка за которой начинается
действительное освобождение сознания от стереотипов и предрассудков. К
тому времени на западе эта критическая точка была уже преодалена, и все
негативные проявления сего перехода, как и позитивные, устремились в нашу
страну.
Слшишком долго мы жили в мире абсурда, чтобы спокойно воспринимать
некоторые вещи в человеческом обиходе. Предпочитая,в принципе, новое
старому, давая старью бой, как правило до победного конца, максималисты
были на удивление консервативны, в отношении нового знания о природе
человека, о природе вокруг нас и природе в нас,об"являя лженаукой то ге-
нетику, то кибернетику, с подозрением косясь на всякие "логии",имеющие
отношение к социуму и к личности. Идеологизированное сознание, подпи-
тываемое ханжеством, было помехой на пути тех, кто изучал сексуальную
сторону жизни человека, взаимодействие пола, личности и культуры.Слиш-
ком долгая изоляция привела нас к "сексуальному буму", в котором имеются
многие странные проявления."У нас теперь есть все. И порнография.И эротика,
и к сексопотологу можно записаться запросто, как к стоматологу. И книж-
ку отечественного сексолога можно выменять на французский детектив или
руководство по вязанию. Есть лига по защите прав сексуальных меньшинств.
И нападки на педерастов. И нудистские пляжи на Балтийском побережьи. И
штрафы за появление в городе в шортах в разгар курортного сезона в юж-
ном городе. И выставки эротического фото в лучших выставочных залах од-
ного крупного культурного центра. И отказ местного совета другого, не
менее крупного центра,на проведение подобной выставки. И обсуждение в
печати и на сессии горсовета вопроса об открытии публичного дома. И при-
зывы устроить спецпоселения для интердевочек в районах вечной мерзлоты.
И растелешенные дивы на календарях в кооперативных киосках. И прежние
"бесполые "школьные уроки о семейной жизни. И эротические комедии толь-
ко для очень взрослых, которые смотрят преимущественно несовершеннолетние.
И руководство по технике сношения, отпечатанное в подпольных типографиях
и продающихся на каждом шагу в центре Москвы и Ленинграда... Вакханалия
- в ужасе одни граждане. Свобода- ликуют другие. Не вакханалия, к сча-
стью. И не свобода , к сожалению. Никаким "порногенацидом" ханженства не
взять."- так расценивал общественные изменения доктор философских наук
Сергей Исаевич Голод в 1984 году. Так что следует сказать, что "сексуаль-
ная революция" в 80-е годы носила показательный характер. Это естествен-
но, ведь человек всегда стремился ко всему, что было запрещено. Отсюда
я делаю вывод, что стоит перейти от предпосылок, к детальному рассмот-
рению "сексуальной революции", к чему и перехожу.
Глава 3
"Сексуальная революция" и ее влияние на общественное сознание.
"Наша страна уверенно занимает первое место в мире по ханжеству" -
с этого утверждения начал свою лекцию о сексе, обществе и культуре
в 1987 году профессор Кон. А я бы поддержал профессора, но есть неко-
торые добавления к сказанному. Пытаясь изменить свое сознание, мы не
изменили своих стереотипов, мы только меняем знаки у стереотипов.
Фундаментальна слабость нашего мышления - подростковый максимализм:
нам все надо немедленно, сейчас. Для нас разрешить проблемы нашего
общества - сделать так, чтобы проблем не было. Нас воспитали в том
духе, что наше общество уникально, а наши проблемы не имеют ничего
общего с общемировыми. Сейчас мы впадаем в другую крайность и напе-
ребой доказываем, что мы - самые плохие на свете. Проблемное мышление-
совсем в другом. Надо разбираться, что внаших бедах, проблемах от
застоя, что от местных властейц, а что - от общих мировых движений,
тенденций развития. Вопрос, который касается частного случая сексо-
логии часто задается в последнее время. Что касается этого вопроса,
т.е. сексуальных отношений, одних из важнейших человеческих взаимо-
отношений, они являются не частным вопросом, а фундаментальной проб-
лемой. Человеческая сексуальность - это не биологический феномен, а
феномен культуры. Эти сюжеты не являются частными, они включены в
жизнь общества. Не случайно, например, репрессивность в половой мо-
рали появилась у нас в 30-ые годы, в период гшлобадьной контрреволю-
ции, когда у людей вытравливалось все человеческое... Мы повторяю,
максималисты, нам подавай все перемены - политические, экономические,
социокультурные - немедленно, и в то же время мы ведем перестройку
на волне консервативного массового сознания. Что уж там говорить,
через наши стереотипы очень трудно переступить. Старая богословская
идея о греховности половой жизни превратилась в массовом сознании в
прочное убеждение, что у всякого, кого интересует секс, у самого что-
то по этой части не в порядке. Вообще говоря, заинтересованность чело-
века в том или ином предмете нередко стимулируется его личными проб-
лемами. Однако, так бывает далеко не всегда, да и сами эти проблемы
могут быть разными. Никто не думает, что физиологией питания занима-
ются обязательно обжоры, языкознанием - косноязычные, а криминалис-
тикой потенциальные преступники. К тому же, сексуальность - предмет
общеинтересный, а проблема "нормы" здесь особенно сложна. Одному
собственная сексуальность кажется чрезмерной, другомму - недостаточ-
ной. Наличие каких-то личных проблем, если только они осознанны, в
принципе не исключает их возможности их объективного исследования.
Все наслышаны о сексуальной революции, но представляют ее по-
разному. Мне всегда казалось, что при всех своих издержках это благо,
что она дает человеку больше свободы и больше радости. Но не мало
людей, которые склонны подозревать ее в самых тяжких грехах - от
разбитых семей до увеличения социальных преступлений.
Нужно определиться, поэтому я хочу сказать, что само понятие "сек-
суальная революция" я бы взял в кавычки по одной причине. Речь идет об
очень сложном социальном процессе, который вклшючает в себя тенденции
разной длительности. В одних случаях это эволюционный процесс, который
начался в 18 веке и продолжался полтора - два столетия, в другом -
очень быстрые радикальные перемены, пришедшиеся на время после Второй
мировой войны, и в особенности - бурные сдвиги в 60-ые годы. "Сексу-
альная революция" - противоречивый процесс. С одной стороны, это более
светское, терпимое отношение к сексуальности, понимание того, что оно
представляет собой важной аспект общественной и личной жизни, одно из
проявления свободы,с другой стороны - негативные вещи, связанные с тем,
что одни запретительные нормы потеряли свое значение, рухнули, а дру-
гие нормы внутреннего регулирования еще не сложились. Вот почему, ког-
да люди говорят о "сексуальной революции", то часто не понимают друг
друга, и вкладывают в это понятие разное содержание. Поэтому, употреб-
ляя этот термин, надо всегда уточнять, о чем собственно идет речь. Тот
же факт, что положительные эволюционные сдвиги в этой области имели
место, никаких сомнений вызывать не может.
Повторюсь, что согласно традиционной, христианской морали, которая
определяла официальное поведение (хотя в быту все было иначе, всегда
существовала контркультура) секс явление отрицательное. Секс и эротика
это всегда плохо, от лукавого. Негативное отношение к сексуальности
окрашивало европейскую культуру, особенно нового времени, в более ран-
ние периоды, в средние века - дело обстояло иначе. Существовали двой-
ные нормы поведения, на ряду с официальной культурой существовала
народная, карнавальная, смеховая культура, в которой многие запреты из
официальной сферы не действовали, и это тоже было легально.
И главное завоевание "сексуальной революции", которое никто отме-
нить не может, это растущее понимание в обществе того, что в своем
обыденном сознании люди всегда знали, что сексуальность явление не
отрицательное, а положительное, источник удовольствия, радости, сты-
диться его не надо, бояться его не надо. Это свзано с общей многооб-
разностью и переориентацией культуры. На первое место выходит индивид
с его многообразной жизнью. Реабилитировано тело, Реабилитирована
чувственность. Идея противоположносьти телесного и духовного, как низ-
менного и возвышенного, при чем, возвышенноедолжно родавлять низменное,
оказалась пересмотренной и практически и теоритически. Обнаружилось
гораздо больше разнообразия форм сексуальной жизни, эротики, к ним
стали относиться с большим пониманием, более терпимо.
Понимание и терпимость применительно к сексу, нередко называют
у нас вседозволенностью. Да, волны сексуальной революции принесли
много пены, но давайте разберемся в том, что можно считать дозво-
ленным, а что недозволенным.
"Разрешено, дозволено все, что не запрещено законом"- фундамен-
тальный принцип правового государства. Другое дело, что не все раз-
решенное и дозволенное - хорошо и необходимо, потому что кроме норм
права, которые охраняют только фундаментальные интересы общества,
существуют еще нормы морали и эстетические нормы- люди всегда ста-