1. Понятия: «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке.
2. Личность и социальная среда. Девиантное поведение личности.
3. Профессиональные требования к личности работника ОВД.
Согласно философским понятиям человек – это субъект исторического процесса развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием.
Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального и т. д.), и отдельного (индивидуального).
Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальных социальным и антропологическим особенностям.
Индивидуальность – неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека.
Мы разделяем окружающий мир на три фактора: биологический, социальный и психический. Биологический фактор включает в себя такие вещи, как еда, сон, дыхание и т.п. Психический фактор в человеке включает в себя эмоции любви или ненависти, или восприятие чего-либо в том или ином ключе. Социальный же фактор рассматривает в человеке все связанное с отношениями между собой и обществом в целом. Несмотря на очевидные различия в подходах, один и тот же факт может рассматриваться с точки зрения этих факторов по-разному.
Биологическое в человеке – это, прежде всего то, что осталось нам от наших предков, обезьян. Как писал австрийский ученый З. Фрейд, 90 % деятельности человеческого мозга отражает животные инстинкты и страхи, и о результатах работы этих процентов мы не подозреваем вообще. И лишь 10 % работы мозга содержат в себе все то, что человек накапливает знаниями о природе, правилами поведения в сообществе себе подобных и т.п. приобретенными знаниями. Действительно, большую часть времени человек проводит как существо биологическое. Собственно и цель жизни, его – это воспроизведение себе подобных. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в пище, воздухе, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли. Социальное в человеке, подобно инстинкту самосохранения, возникло в человеке вместе с родовым строем. Затем, с изменением социального строя и появлением классов, старый род распался, и прежние родственные узы исчезли. Но в целях сохранения жизни, обеспечения покорности, преследуя, конечно, свои, корыстные цели, священники многих религий стали поощрять и всячески восхвалять поступки людей, которые, например, жертвовали собой ради народа, короля и церкви, поощряются такие качества как чувство стадности. Социальное поведение человека становится более сложным. Нужно ладить не только с сородичами, но и с людьми другого племени, народа и другого цвета кожи. Если социальный опыт объясняет сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других членов сообщества. Вместе с тем, если в общих чертах многих народов мира можно увидеть отражение биологического, то различия между ними, в том числе религиозные, уже нельзя объяснить биологической наследственностью. После рождения ребенок почти сразу вступает в процесс социализации. Люди в любом обществе контролируются с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, в силу обычаев, привычек и предпочтений. Как заставить человека со свободной волей подчиняться законам и нормам, ограничивающим его свободу, и зачастую тяжелым для него? Только культивируя у него те чувства, желания и стремления, которые приведут его к желанию упорядочить свою жизнь и подчиниться законам общества, чтобы чувствовать растерянность и раздражение, если эти законы будут нарушаться. Человек начинает набираться опыта, социальных установок, соответствующих его социальной роли. Под влиянием родителей, учителей, сверстников, начальников у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для выполнения социальных ролей. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Таким образом, мы постепенно переходим ко второму вопросу.
II. Как мы уже говорили, человек в процессе социализации всегда ищет компромисс с обществом. И нонконформизм скорее исключение, чем правило. Это объясняется многими причинами.
Социализация очень сложный процесс и не ограничивается каким-то периодом или возрастом. Этот процесс происходит постоянно, на протяжении всей жизни человека, и оказывает влияние на все участвующие стороны. Конечно, каждое общество и каждая культура данного общества ценит определенные качества личности выше других, и эти качества дети усваивают в процессе социализации. Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Социальными нормами называются ожидания и стандарты, управляющие интеракцией людей. Ученые выделяют несколько теорий развития личности:
Теория | Представитель | Сущность теории |
Теория развития личности | Чарльз Кули | Эффект «зеркального отражения» у людей представлений о том, как их оценивают другие. |
Джордж Герберт Мид | Развитие личности включает несколько стадий, связанных с принятием на себя роли других людей и формированием «Я» и «Меня». | |
Психоаналитические теории | Зигмунд Фрейд | Личность в развитии проходит ряд последовательных стадий, заканчивающихся половой зрелостью; на каждой стадии напряженность между «Я» и «Оно». |
Эрик Эриксон | Личность в ходе развития проходит стадии развития связанные с преодолением кризисов. | |
Теорий развития познания | Жан Пиаже | Способность мыслить развивается по мере прохождения последовательных стадий, каждая из которых способствует овладению новыми навыками. |
Теория нравственного развития | Лоренс Кольберг | Развитие личности включает несколько стадий, предполагающих развитие познавательной способности и пониманию чувств других людей. |
Мы рассматривали в этой главе различные аспекты развития личности в процессе социализации. Но в результате социализации иногда мы видим не конформизм личности, а отклонение от общепринятого поведения – девиантное поведение личности. Существует несколько точек зрения на то, что именно представляет собой девиация. Рассмотрим некоторые из них:
Тип объяснения | Теория | Автор | Основная идея |
Биологическое | Физические черты связаны с преступными наклонностями. | Ломброзо | Физические особенности являются причиной девиации. |
Определенное строение тела, наиболее часто встречающееся у девиантов. | Шелдон | ||
Психологическое | Психоаналитическая теория | Фрейд | Конфликты, свойственные личности вызывают девиацию |
Социологическое | Аномия | Дюркгейм | Девиация происходит вследствие нарушения или отсутствия социальных норм. |
Социальная дезорганизация | Шоу и Маккэй | Девиации возникают тогда, когда культурные ценности, нормы и социальные связи ослабевают, разрушаются или становятся противоречивы. | |
Аномия | Мертон | Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения. | |
Культурологические теории | Селлин, Миллер, Сутерленд | Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры. | |
Теория стигматизации (клеймения) | Беккер | Девиация – своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп. | |
Радикальная криминология | Турк, Квинни | Девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества. |
Среди данных теорий особый интерес представляет теория Беккера о стигматизации. Теория стигматизации во многом объясняет причину девиантного поведения целых социальных групп. Впрочем, девиантного поведения с точки зрения лишь одной части общества, тех 3 % людей, в чьих руках находятся богатства страны.
Заслуживает пристального внимания также теория Мертона. В качестве наглядного примера можно привести пример в положении нынешней российской милиции. С одной стороны молодому сотруднику внушают мысль о том, что только став высококлассным специалистом с юридическим образованием можно добиться успеха и продвижения по служебной лестнице, но с другой стороны, он видит, что успеха добиваются благодаря деньгам, взяткам и связям. И образование, и результаты работы, оказывается, мало кому нужны.
Указанный пример можно также приводить в случае с теорией аномии предложенной Дюркгеймом. Социальные нормы играют важную роль в регуляции жизни людей. Жизненный опыт людей более или менее соответствуют ожиданиям, которые обусловлены социальными нормами. Однако во время кризисов, или радикальных социальных перемен опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах.
В обществе существуют различные социальные нормы. Одни из них очень важны, их называют – нормы-правила. Они представляют собой основные механизмы, регулирующие общественную жизнь и скрепляющие жизнь общества. Их нарушение влечет за собой самое жесткое наказание. Нормы-правила включают, например, такие законы, как запрещение убийства другого человека, или похищение людей. Менее важные нормы называются нормами-ожиданиями и их нарушение не приводит к суровому наказанию. Суровость наказания девиантного поступка зависит от типа нормы, которая была нарушена.