Основные положения:
Справедливые отношения определяются пропорционально вкладам и результатам участников отношения.
Теория символического интеракционизма.
Авторы: Линд и Глумер.
Поведение человека – это реакция на поведение другого человека. Все человеческие существа живут в мире значимых объектов и эта значимость возникает в процессе соц. взаимодействия. В результате взаимодействия люди прослеживают объясняют намерения друг друга и реагируют на них. Объяснение значимости символа приводит к установлению связи.
Культура в общественной системе.
1. Культура как объект соц. познания.
2. Элементы культуры. Понятия и виды субкультуры.
3. Соц. функции культуры.
I В переводе с латинского культура – возделывание почвы. Первоначально под культурой понимали все изменения в природе, связанное с деятельностью человека. В дальнейшем, понятие культуры, стало распространятся на всю деятельность человека, под культурой понималась вся сотворенная человеком вторая природа.
Культура – достижения человека в материальной и духовной сфере. Культура в социологии в широком смысле – это особая, генетически не наследуемая, совокупность средств, способов, форм, образцов взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.
В узком смысле культура – это система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов поведения, присущих определенной группе людей.
Объектом соц. исследования является конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы культурной жизни и объясняющей их соц. факторы и механизмы. Исходя из объекта исследования, социология изучает широко распространенные, устойчивые, повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов соц. общностей, групп и общество в целом с природным и соц. окружением, а также динамику развития культуры, что позволяет сделать вывод о культурном прогрессе или регрессе. Универсали для изучения культуры: язык, религия, способы изготовления орудий труда, нательные украшения, подарки, сексуальные ограничения.
Существует две проблемы: проблема этноцентризма и релятивизма.
Проблема этноцентризма – все культуры изучают через русскую, так как она самая развитая.
На современном этапе основное внимание в социологии уделяется исследованию культуры, как символической, ценностной и нормативной системы, направляющей и регулирующей деятельность людей.
II Основными этапами культуры являются:
- Познавательный и знакосимволический элемент, то есть знания, сформированные в определенных понятиях и представлениях, и зафиксированные в языке. Язык – это форма сбора, хранения и передачи информации. Язык – система знаков, символов, наделенных значением.
- Ценности и норма. Ценность – это свойство того или иного общественного предмета или явления удовлетворять потребности, желания и интересы. Ценности формируются в результате осознания соц. субъектом своих потребностей в соотношении их с предметами окружающего мира. В систему ценностей входят различные ценности:
1. Смысложизненные, к которым относятся представления, о добре зле, счастье, смысле жизни.
2. Универсальные ценности:
2.1 Витальные: отношение к семье, здоровью, благосостоянию, образованию, личной безопасности.
2.2 Ценности общественного признания: трудолюбие, соц. положение и статус, уважение.
2.3 Ценности межличностного общения: честность, бескорыстие, доброжелательность, отзывчивость.
2.4 Демократические: свобода слова, печати и т.д.
3 Партикулярные ценности: фетишизм, вера в Бога, привязанность к семье, к Родине.
Отношение - ориентация - установка - программа действий |- общение.
- Образцы поведения: обряды, обычаи, традиции. Обряд – это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные соц. идеи, нормы, представления и вызывающих определенное коллективные чувства. Сила обряда в его эмоциональном и психологическом воздействии людей. Обычай – восприятие из прошлого формы соц. регуляции деятельности и отношения людей, которая воспроизводится в определенном обществе или соц. группе и является привычным для ее членов. Традиция – это элементы соц. и культурного наследия, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течении длительного времени в определенном обществе или соц. группе. Соц. норма – исторически определенные общественным бытом требования к деятельности и отношениям индивидуумов соц. групп, классов, выражающих общественную необходимость в организации деятельности и отношений в соответствии с объективными устоями. Субкультура – набор символов, убеждений, ценностей, образцов, поведения, отличающих то или иное сообщество соц. групп. (Например: молодежная субкультура, национальная культура, профессиональная субкультура).
III Функции культуры:
- образовательно-воспитательная функция
- интегративная и дезинтегративная
- регулятивная
Интегративная – объединяет людей.
Регулятивная – культура может регулировать поведение человека.
I. Понятие соц. общности. Характерные черты массовых общностей.
II. Соц. группы и их классификации.
III. Этнические общности.
I. Соц. общности – это одни из структурных элементов общества. Соц. общность это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидуумов, отличающиеся относительной целостностью и выступающая субъектом соц. действия, это аморфное, бесструктурное образование.
Классификации общности:
- По количественному признаку – от двух человек и до бесконечности.
- По времени и продолжительности действия на 5 мин. или 5 лет (очередь в магазине, общественные движения за мир существуют несколько лет).
- По плотности связей между индивидуумами – трудовой коллектив, болельщики.
Соц. общности можно делить на:
- территориальные
- этнические
- демографические – мужчина и женщина
- культурные и т. д.
Наиболее характерная классификация – это деление соц. общностей на массовые общности и соц. группы.
Основные признаки массовых общности:
- Аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенными количественным и качественным составом, не имеющее точно обозначенного принципа вхождения.
- Характерен ситуативный способ существования, т. е. они образуются и функционируют на базе или в границах той или иной деятельности, не возможны без нее и поэтому являются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованьями.
- Разнородность состава.
- Так как это аморфные образования, поэтому они не способны выступать в составе более широких общностей и в качестве их структурных единиц.
Пример массовых общностей: GREENPEACE, фанаты футбола, собрание людей на концерте.
II. Соц. группа – это совокупность людей, имеющих общий соц. признак и выравнивающий общественно-необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности (определение Антиповой).
Определение Мертона:
Соц. группа – это совокупность людей обозначающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы, с точки зрения других и определенным образом взаимодействующих.
Взаимодействие, единство, членство.
Отличие соц. групп от массовых общностей:
- Устойчивое взаимодействие, которое способствует прочности и стабильности существования в пространстве и во времени.
- Относительная, высокая степень сплоченности.
- Однородность состава.
- Вхождение в более широкие общности в качестве структурных образований.
Классификация соц. групп:
- По численности – большие и малые соц. группы. Чаще всего объектом исследования являются малые соц. группы (2 – 25 человек) – малочисленность, члены малой соц. группы объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном, личном, эмоциональном общении, такие группы существуют долго, добровольность, общность ценностей и нормального поведения, неформальный контроль за поведением членов.
- По характеру взаимодействия: на первичные и вторичные. Разновидностью малых соц. групп являются первичные соц. группы. Пример первичных соц. групп: семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей, спортивная команда. Через первичную группу происходит социализация личности, т. е. освоение индивидуумом соц. норм, ценностей, образцов поведения. Через первичную группу человек получает соц. единства. Вторичная группа образуется из людей, между которыми сложились лишь незначительные эмоциональные взаимоотношения. Их взаимодействие подчинено лишь достижению определенных целей. В таких группах индивидуальные, неповторимые черты личности не имеют значения, а больше ценятся умение выполнять определенные функции. Пример: трудовой коллектив. Ярким представителем вторичной соц. группы является большая соц. группа.