Смекни!
smekni.com

Социология (стр. 5 из 6)

- По способу организации и регулирования, взаимодействия бывают формальные и неформальные. Неформальные соц. группы – нестандартные, незарегистрированные.

III. Этнические общности могут быть представлены племенем, народом. Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также с осознанием своего единства и отличия от других подобных образований. Внешней формой выражения этноса является самоназвание. Определяющее в определении этноса – осознание людей в принадлежности к определенному этносу.

Признаки нации:

- Граждане одного государства.

- Имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей.

- Общая территория.

(Сорокин) Нация – это многообразная, солидарная, организованная, полузакрытая, соц. культурная группа, осознающая факт своего существования и развития.

Личность, как субъект и объект общественных отношений.

1. Понятие личности. Личность, как субъект общественных отношений.

2. Ролевые теории личности. Соц. статус.

3. Социализация личности.

I. Понятие «человек» употребляется для характеристики присущих людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире особой развивающейся общности, как человеческий род (гомосапиенс), который отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняя определенный статус. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием индивидуума. Индивидуум – конкретный человек, единичный представитель человеческого рода, носитель конкретных соц. и психологический характеристик. Чтобы отразить конкретно исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального исторического развития, чаще всего используют понятие личность. Индивидуум рассматривается как отправной момент для формирования личности. Социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связано с процессом формирования личности и развитием ее способностей и потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием соц. общностей. Изучение закономерной связи личностей и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции соц. поведения личности. Существует много теорий личностей, наиболее известными являются теории личности как субъекта и объекта деятельности и общения, представленная марксистами; ролевая теория личности Дарендорда, Кули, Мертона и теория саморегуляции поведения Знанецкого и Томаса.

В марксистской теории главное внимание уделяется взаимодействию личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как продукт исторического развития. Результат включения индивидуума в соц. систему при помощи активной предметной деятельности и общения. Личность, как субъект соц. отношений, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества. Личная независимость связана с умением властвовать над собой, что предполагает наличие у личности самосознания.

Самосознание преобразуется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принципы поведения, основанные на мировоззренческих установках и соц. ценностях. Значение мировоззренческих установок, ценностей в жизни и личности объясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Эта теория помогает установить связь между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делятся на высшие и низшие.

Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают:

1. Концепцию жизни и целостность установки.

2. Обобщенное соц. установки на типичные соц. объекты и ситуации.

3. Ситуационные установки, как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях.

Низшие - это поведение в определенных сферах деятельности и направленность поступков в типичных ситуациях.

Высшие личностные диспозиции являясь продуктом общих соц. условий активно воздействуют на низшие диспозиции.

II. Ролевая теория личности описывает соц. поведение двумя основными понятиями: соц. статус и соц. роль.

Любой человек занимает в жизни несколько позиций.Любая из них предполагает определенные права и обязанности. Это и будет называться статусом.

Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным.

Соц. статус отражается во внешнем поведении, и облике, и во внутренней позиции.

В социологии существуют предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он определяется этническим происхождением, семьей, местом рождения.

Приобретенный или достигнутый статус определяется усилиями самого человека. Различают естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный предполагает естественные и относительно устойчивые характеристики человека (Мужчина или Женщина). Профессионально-должностной – это базис, который характерен для взрослого, является основой для интегрального.

Соц. статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной соц. системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание соц. роли. Соц. роль – совокупность действий, которую должен выполнить человек, занимающий данный статус в соц. системе.

Любой статус включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.С точки зрения марксистов выделяются два типа ролей: институтоализированная и конвенциональная. Институтоализированная является ведущей, так как вытекает из самой структуры общества. Конвенциальная роль – это роль по соглашению, возникает относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагает субъективную окраску.

Парсонс систематизировал так роли: любую роль можно писать при помощи пяти характеристик:

- Эмоциональность. Одни роли сдержанные, а другие раскованные.

- Способ получения. Одни предписываются, другие завоевываются.

- Масштаб. Часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая часть размыта.

- Формализация. Действия в строго установленных правилах либо произвольно.

- Мотивация.

Соц. роль следует рассматривать в двух аспектах:

- Ролевого ожидания.

- Ролевого исполнения.

Между ними не бывает полного исполнения. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания связаны со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашими ожиданиями, то он вступает в определенный конфликт с обществом.

Ролевые требования отражаются в соц. нормах, сгруппированных вокруг соц. статуса. В нормативной структуре соц. роли выделяют четыре элемента:

- Описание типа поведения, соответствующего данной роли.

- Предписания или требования, связанные с данным поведением.

- Оценка выполнения предписанной роли.

- Санкции на соц. последствия того или иного действия в рамках требования соц. системы.

Смысл соц. санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типцу поведения.

Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, соц. норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Она охватывает все процессы приближения к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых человек приобретает способность участвовать в общественной жизни (семья, школа, все окружающие, телевидение и т. д.).

В социологии принимает участие все окружение индивида. Существуют разные подходы к тому, как человек должен приобщаться к социализации. По Смелзеру, для успешной социализации нужно действие трех факторов:

1. Ожидание.

2. Изменение поведения.

3. Стремление соответствовать этим ожиданиям.

С точки зрения Смелзера, процесс социализации по трем стадиям:

1. Стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых.

2. Игровая – когда дети осознают поведение, как исполнение роли.

3. Стадия групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них идет целая группа людей.

С точки зрения Фрейда любая личность включает 3 элемента:

- ид – источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию;

- эго – источник, осуществляющий контроль личности на основе принципа реальности;

- суп эго – оценочный признак.

В зависимости от того, как они будут действовать, так и будут происходить процесс социализации.

Также выделяет стадии процесса социализации:

А) для ребенка

1. от рождения до 2-х лет;

2. от 2-х лет до 7;

3. с 7 до 11;

4. с 12 – 15.

Социализация ребенка отличается от социализации взрослых. Социализация взрослых меняет внешнее поведение, а социализация детей формирует ценностные ориентации.

Механизмы социализации (с точки зрения Фрейда – психические механизмы):

1. Имитация.

2. Идентификация.

3. Чувство вины и стыда.

1) это осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения.

2) Способ осознания принадлежности к той или иной общности (т. е. ребенок должен осознать, что это – именно его семья, город, нация).

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности, когда личность приобретает интегральный соц. статус. В процессе социализации может происходить сбой, проявлением сбоев и недостатков в социализации является отклоняющееся поведение.