как наука. Предмет и функции.
Социология – наука об общих и специфических социальных закономерностях организаций, функционировании и развитии общества, путях, формах и методах их реализации в действиях и взаимодействиях людей. Объектом социологии в широком смысле является общество, а непосредственно социальное в нем, т.е. социальная реальность или социум. В отличие от других общественных наук, социология изучает не ту или иную сферу общества, а общество в целом, как целостный социальный организм. В центре социологии – проблема взаимодействия личности, социальных групп и общества. С предметом социологию существует очень много точек зрения: Макс Вебер, Огюст Конт, Питирим Сорокин – по-разному оценивали предмет социологии. Конт – «отец» социологии.
Социология подразделяется на:
1.Теоретическую и Эмпирическую
2. Фундаментальную и Прикладную
3.Общую (макро социология), изучающая общие закон-ти социума, как целого; теории среднего уровня, т.е. спец. и отрасл-е социологии; микро социологию, изучающую социальные явления и процессы сквозь призму межличностного взаимодействия.
Функции:
1. Теоретико-познавательная
2. Практически-политическая
3. Идейно-воспитательная
Методы:
1. Наблюдение
2. Опрос
3. Экспресс-анализ
4. Контентанализ
16.09.98 Становление и основные этапы исторического развития социологии.
1. Огюст Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития социологии. Социальная статика и динамика.
2. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии.
3. Классический тип научности социологии. Учение о методе Дюргейма.
4. Нетрадиционный тип научности «Понимающая социология» Зиммеля и Вебера.
5. Основные принципы материалистического учения об обществе Маркса и Энгельса.
6. Основные этапы и направления развития социологии в США.
7. Развитие социологической мысли в России.
1. 1839 г.: Социология, как наука.
О. Конт «Курс позитивной философии» третий том, впервые употребил термин «Социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.
В системе Конта выделялся закон о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологическая, метафизическая, позитивная.
Теологическая: человек объясняет все явления на основе религиозных представлений при помощи понятий сверхъестественного.
Метафизическая: человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается объяснить явления при помощи абстрактных суждений и сущностей и других философских умозаключений.
Позитивная: человек перестает апеллировать абстрактными суждениями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдениями за явлениями и фиксированными постоянных связей, которые устанавливаются между явлениями.
Переход постепенный, но не одновременный.
Конт считал, что социология – вершина позитивного знания.
Закон о разделении и кооперации труда:
- разделение труда приводит к образованию социальных групп.
- разделение и кооперация приводит к исчезновению солидарности и согласия.
Конт хотел найти оптимальную точку согласия, которая позволяла жить обществу без потрясений.
Конт разделял социологию на две части: социальная статика и социальная динамика.
Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. Здесь российские основные общественные институты: семья, социальная группа, государство, религия, с точки зрения их общественных функций, их роли в обществе для установления согласия и солидарности.
Социальная динамика развивает теорию общественного процесса, решением фактором которого выступает духовное и умственное развитие человечества.
2. Появляется потребность в учении о типах общества. Пути развития общества: революция (Маркс, Энгельс), реформы (Конт, Спенсер).
Основание для реформаторского пути развития – позитивная наука. Очень много научных открытий в 19 в., среди них была открыта клетка Шванном и Шлейденым, и потом Дарвин создает свое учение. Учение о клетке привело к созданию диалектического материализмаМаркса и Энгельса. Конт и другие создали учение об обществе, основанного на принципах биологии, т.е. органическую теорию развития общества.
Задолго до теоретической социологии закладывались базы эмпирической социологии. Методика социального исследования разработалась естествоиспытаниями.
XII – XVIII Граунт и Галлей выработали методы количественного исследования социальных процессов. Граунт в 1662 применил эти методы к анализу уровня смертности. Лаплас в «Философские очерки о вероятности» построил на количественном описании динамики народораспределения. В 19в. происходит увеличение городов, в них происходит социологическая дифференциация – рост бедных слоев населения - рост преступности и т.д., т.е. социальные болезни.
Формирование средних слоев – прослойка буржуазии, которые выступали за социальные реформы, стабильность, порядок, за укрепление института мнений. Таким образом появились социальные болезни общества, а с другой стороны те, кто их хочет излечить.
Появилось большое количество работ с социальным аспектом:
Синклер «Статистическое описание Шотландии».
Энгельс «Положение рабочего класса в Англии».
Ч. Бут «Жизнь и труд людей в Лондоне».
Ле Пле «Европейские рабочие».
Кетле «О человеке и развитии способностей или опыт социологической жизни».
3. Социология заявила о самостоятельности вследствие своей претензии на научное исследование общества. В истории социологии никогда не существовало согласия о том, каков критерий научности.
Выделяется три типа научности: классический, неклассический, промежуточный.
Классический представлен Контом, Спенсером, Дюркгеймом.
Основные принципы:
1. социальные явления подчинены законам общим для всей действительности. Нет никаких специфических социальных законов.
2. Социология строится по образу естественных позитивных наук.
3. Методы социологического исследования должны быть точными и строгими. Все социальные явления должны быть описаны количественно.
4. Важным критерием научности является объективность содержания знания.
Дюркгейм «Правила социального метода».
Вся социология основана на социальных факторах. В книге изложены основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии как науке.
I. Правило состоит в том, чтобы рассматривались социальные факты как вещи. Социальные факты являются внешними для индивида, материалами, объектами, наблюдаемыми.
II. Систематически отмежевывается от всех врожденных идей. /* свободна от идеологии, личных пристрастий, предрассудков */
III. Признание первенства целостности над составными ее частями.
4. Неклассифицированный тип научности представлен Зиммелем и Ведером.
В основе лежит представление о принципиальном различии законов природы и общества. Следовательно, признание научности существует двух типов научного знания: естествознания – изучение природы и гуманитарнойнауки. Социология – пограничная наука и заимствует у этих наук все лучшее. У естествознания: приверженность к точным фактам и причинно следственное объяснение. У гуманитарных: метод понимания и отнесение к ценностям.
Согласно Зиммелю и Ведеру предметом социологии является индивидуализм, т. к. он обладает сознанием, мотивацией, рациональностью действий.
Эти ученые отвергали понятия: «общество», «народ», «человечество», подчеркивая важность субъективного фактора.
По их мнению, наблюдая цепочку событий социолог должен остановить свое внимание на объяснении понимания внутренних мотивов действий каждого человека. В схожих условиях люди действуют одинаково.
Принципы, на которых держится социология по Земмелю и Ведеру:
1) Требования устранения из научного мировоззрения представления об объективности содержания наших знаний. Условием превращения социологического знания в действующую науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и схемы за отражение или выражение самой действительности и ее законов. Социология обязана исходить из признания принципиального различия между социологической теорией и действительностью.
2) Социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение причин тех или иных свершившихся событий, воздерживаясь от научных прогнозов.
3) Социологическая теория и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, потому что интеллектуальная деятельность подчиняется определению социологическим приемам и правилам формирований логики и общечеловеческим ценностям.
4) Социология должна знать, что в основании механизма его интеллектуальной деятельности лежит отнесение многообразия эмпирических данных к общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению.
5) Измерением ценностных предпочтений определяется интересом эпохи, теми социально-экономическими обстоятельствами, в которых живет изучаемый объект.
Эти принципы называются принципами понимающей социологии.
По Земмелю, инструментом познания служит «чистая форма», которая фиксирует в социальном явлении самые устойчивые универсальные черты, а не многообразие социальных эмпирических данных.
Земмель считал, что над миром бытия существует мир общечеловеческих ценностей. Этот мир отличен от законов материального мира.
Целью социологии по Земмелю является изучение ценностей, как «чистых форм». Социология должна изолировать желания, мотивы, переживания как психологические акты от их объектного содержания и вычленить сферу ценностного, как область идеального и на этой основе построить взаимоотношение людей.
«Чистая Форма» - отношение между людьми, которые рассматриваются отдельно от тех объектов, которые выступают объектами их желаний.